МБОУ СОШ №9 г.Карабаново
Конспект –сценарий урока математики в 6 классе
по теме:
«Сложение чисел с разными знаками»
Урок разработала учитель математики
1 квалификационной категории
Штыкова Елена Александровна
2014-2015
Тема урока: «Сложение чисел с разными знаками»
Цель урока: формирование навыка сложения чисел с разными знаками.
Тип урока Урок первичного предъявления новых знаний.
Формы работы учащихся: Фронтальная, в парах, групповая, индивидуальная
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, раздаточный материал для лабораторно — практической работы, карточки для самостоятельной работы.
Учебник: Математика. Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений/ Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд.- М: «Мнемозина», 2013 г.
Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:
формирование навыков индивидуальной и коллективной исследовательской деятельности.
Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
Коммуникативные: уметь выслушивать мнение членов команды, не перебивая, принимать коллективное решение.
Регулятивные: формировать целевые установки учебной деятельности, выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий).
Познавательные: уметь устанавливать причинно – следственные связи.
Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:
научиться применять сложение чисел с разными знаками для нахождения значения выражений и решения задач.
Технологическая карта урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |
1 | Мотивационно-ориентировочный блок: |
|
|
1.1 | Этап актуализации | Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей.
| Включаются в деловой ритм урока
|
1.2 | Этап проблематизации | Учитель задает вопросы для повторения: Какие числа называются положительными, отрицательными? Как складывать и вычитать числа с помощью координатной прямой? Модуль числа. Задает задачу : Утром температура воздуха составляла -2 градуса. За день она повысилась на 5 градусов. Какой стала температура воздуха к вечеру. Для того, чтобы решить эту задачу мы должны сложить числа -2 и 5 . Учитель предлагает сделать это с помощью координатной прямой: для этого точку А(2) переместим на 5 единиц вправо. Получим точку В(3). Учитель просит заметить, что знак числа 3 совпадает со знаком числа 5. | Дети отвечают на вопросы, задают уточняющие вопросы Участвуют в беседе с учителем. Решают задачу
Учащиеся должны высказать свои предположения.
|
1.3 | Этап целеполагания | Учитель предлагает сложить с помощью координатной прямой числа 228 и (-365). Замечает, что не всегда удобно складывать числа данным способом, поэтому надо иметь алгоритм, который позволит складывать числа с разными знаками. Предлагает определить тему урока и записать её в тетради.
| Выдвигают предположение о теме урока. Контролируют правильность ответов, информации, выработка собственного отношения к изученному материалу. Записывают тему урока в тетрадь.
|
2 | Организационно — деятельностный блок |
|
|
2.1 | Этап моделирования | Учитель предлагает детям стать исследователями и самостоятельно сделать открытие, выведя правило сложения чисел с разными знаками. | Намечают план работы, с помощью каких средств будут выполнять намеченный план. |
2.2 | Этап конструирования | Предлагает поработать в парах, выполнить лабораторно — практическую работ (приложение №1). Организует работу по составлению алгоритма сложения чисел с разными знаками. Предлагает решить пример, который не смогли решить в начале урока .
| Дети выполняют лабораторно-практическую работу по пунктам, формулируют правило сложения чисел с разными знаками, проверяют свои выводы с учебником и основываясь на полученных выводах, не используя координатную прямую складывают числа. Проговаривают свои предположения, выслушивают варианты одноклассников, делают выводы, применяют полученные знания на практике |
2.3 | Этап презентации образовательных продуктов | Организует отработку навыков сложения чисел с разными знаками №1066 в тетрадях и на доске. Предлагает решить самостоятельную работу с последующей самопроверкой. Предлагает учащимся заменить ответы соответствующими буквами и расшифрованное слово записать в тетради. ( Приложение 2) Сообщает историческую справку об индийском математике Брахмагупте | Выполняют задание, сравнивают с решением на доске, оценивают свое решение. Выполняют самостоятельную работу, сравнивают решения с эталоном на слайде. Выполняют самооценку.
|
3 | Рефлексивно – оценочный блок | Организует обсуждение достижений, ставя заранее подготовленные вопросы.
Оцените свою работу на уроке. Всё ли удалось или над чем-то ещё надо поработать? (Учащимся выдаются картинки с изображением лиц и они оценивают себя) Предлагает осуществить самооценку достижений по предложенному алгоритму. Знакомит с содержанием и технологией выполнения домашнего задания. Учитель выставляет оценки за урок. | Участвуют в беседе по обсуждению достижений, отвечая на заранее подготовленные вопросы. Делают выводы, осуществляют самооценку достижений по предложенному алгоритму.
|
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Лабораторно-практическая работа в парах
Тема : « Сложение чисел с разными знаками»
Задача: Вывести правило сложения чисел с разными знаками.
Ход работы:
1.Начертите координатную прямую.
2.С помощью координатной прямой выполните сложение чисел:
-5 + 3= 8 + ( -3 )= — 9 + 6 = -7 +10= -6 + 4=
│ -5 │=
│ 3 │=
│-5+3│=
3. Под каждым примером выпишите модули слагаемых и модуль ответа.
4. Обратите внимание на знак ответов.
Сделайте вывод: при сложении чисел с разными знаками , получаются числа как ……………………… так и ………………….. .
5.С каким из знаков слагаемых совпадает знак ответа? Что можно сказать о модуле этого слагаемого по сравнению с модулем другого слагаемого?
Сделайте вывод: при сложении чисел с разными знаками , получается число, знак которого совпадает со знаком слагаемого, имеющего _______________
__________________________________________________________________
6.Обратите внимание на модуль ответа. Как он связан с модулями слагаемых?
Сделайте вывод: при сложении чисел с разными знаками модуль ответа равен___________ ___________ модуля слагаемых и ______________ .
8. Основываясь на полученных вывода , не используя координатную прямую, сложите числа:
365 +(-334)= -98 + 27= 15 + (-46)= — 37 +63=
9.Попробуйте сформулировать правило сложения чисел с разными знаками:
Чтобы сложить два числа с разными знаками надо:
1) из ……………….. модуля слагаемых ……………. ……………….. ; 2) поставить перед полученным числом ……………. того слагаемого,
……………….. которого ……………….. .
10. Проверьте себя по учебнику на стр.180.
Приложение 2
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА
2 вариант | |
-20+40= (Б) 49+(-50)= (Х) -14+54= (У) 10+(-55)= (Т) -42+58= (А) -30+15= (М) 47+(-57)= (Р) 17+(-18)= (П) -72+100= (Г) | -75+25= (А) -40+15= (М) 44+(-43)= (П) -7+23= (Б) 25+(-7)= (У) -78+12= (Х) -8+54= (Т) -58+68= (Г) 44+(-30)= (Б) |
ОТВЕТЫ:
1 вариант
Р | А | Х | М | А | Г | У | П | Т | А | |
20 | -10 | 16 | 42 | -15 | 16 | 28 | 40 | -1 | -45 | 16 |
2 вариант
Р | А | Х | М | А | Г | У | П | Т | А | |
16 | 14 | -50 | 66 | -25 | -50 | 10 | 18 | 1 | 46 | -50 |
ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА
БРАХМАГУПТА- индийский математик , живший в 7 веке. Один из первых он начал использовать положительные и отрицательные числа. Индийский математик представлял себе положительные числа как «имущества» , а отрицательные числа – как «долги» . Вот как индийский математик Брахмагупта излагал правила сложения и вычитания: «Сумма двух имуществ есть имущество» , «Сумма двух долгов есть долг» , «Сумма имущества и долга равна их разности» и т. д.