Урок математики
1 класс
Тема: Число и цифра 0; выявление сходства и различия между моделью и реальными предметами.
Цели: Сформировать представление о числе 0, способность к его записи, изображению на числовом отрезке.
Задачи урока:
Образовательные (предметные):
• Развить умение распознавания цифры в знаковой среде.
• Научить правильно писать цифру 0 и соотносить количество предметов с цифрой.
Развивающие (метапредметные):
Регулятивные:
• Способствовать выполнению пробного учебного действия – поиска цифры 0.
• Создать возможность планирования совместно с учителем своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
• Развивать умение младшего школьника контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания.
Познавательные:
• Развивать умение анализировать, сравнивать, сопоставлять и обобщать.
• Подвести под понятие цифры и числа 0.
• Помочь выделить и сформулировать познавательную цель.
• Развивать умение работать с разными видами информации.
• Способствовать высказыванию детьми своего мнения, оцениванию своей деятельности на уроке.
Коммуникативные:
• Создать условия для учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
• Способствовать осуществлению взаимодействия ребенка с соседом по парте.
• Помочь ребенку в аргументации своего мнения.
Воспитательные (личностные):
• Сформировать мотивационную основу учебной деятельности, положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения.
• Понимать и следовать в деятельности нормам эстетики.
• Работать над самооценкой и адекватным пониманием причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.
• Следовать установке на здоровый образ жизни и ее реализации в реальном поведении
• Способствовать проявлению самостоятельности в разных видах детской деятельности.
Тип урока: урок новых знаний.
Методы: словесный, наглядный, репродуктивный, дифференцированный, метод самооценки.
Оборудование: дидактический материал
ХОД УРОКА
Самоопределение к деятельности. Психологический настрой./Приветствие гостей.
Цель: включение учащихся в учебную деятельность.
-Давайте настроимся на работу и улыбнемся друг другу. Теперь сядьте удобно, закройте глаза. Наклоните головки и повторяйте за мной:
Я в школе на занятии. Голова мыслит ясно.
Сейчас я начну учиться. Я хочу учиться.
Я радуюсь этому. Я очень хочу учиться.
Внимание мое растет. Я готов к работе.
Память моя крепка. Я работаю.
2.Актуализация знаний «Волшебные числа
ЦЕЛЬ: актуализировать порядковый счет от 1 до 9и обозначение количества предметов соответствующей цифрой;
Активизация имеющихся у детей знаний.
(методы: диалог учителя и ученика; наглядный.
Форма: фронтальная, индивидуальная)
На доске прикреплены карточки с цифрами от 9 до 1. Незаметно, чтобы не видели дети, удаляются некоторые из них.
9 6 4 2
— Найти отсутствующие числа.
— В каком порядке расположены числа. (в порядке убывания)
— Выложите у себя на парте числа в порядке возрастания. С какого числа будем начинать?
— Проверьте по образцу. (Слайд № 1. Числа от 1 до 9)
—Устный счет. ( у доски 2 человека – заселить домики 6 и 8)
— Назовите самое маленькое число, самое большое.
— Назовите соседей числа 3, 5.
— Назовите число, которое при счете стоит перед числом 6, 8.
— Назовите число, которое при счете идет за числом2, 4. .
— Составьте числовое выражение к загадке:
Два гриба нашел лисенок
Три гриба нашел лосенок
Если все грибы сложить,
Если рядом положить,
А потом пересчитать
То грибов получим …. Что известно? Что нужно найти? Как найти целое? Какое выражение составили?
Мы выполнили с вами первое задание на уроке. Включите на светофорах свой огонек:
— если задания для вас были не трудными – закрасьте зеленый кружок;
— если вы затруднялись ответить на вопрос – желтый кружок;
— если задания были очень трудными и не ответили на вопросы – красный .
3. Постановка учебной проблемы
ЦЕЛИ: организовать фиксацию цели и темы урока;
— мотивировать к пробному действию и фиксации затруднения.
(методы: словесный, наглядный, частично поисковый;
Формы: фронтальные, индивидуальные)
-Ответьте на вопросы:
– Сколько хвостов у ёжика? (Нисколько.)
– Сколько груш может вырасти на яблоне? (Нисколько.)
— Сколько дедушек у нас в классе?
— Сколько точек должно быть на числовой карточке, чтобы показать количество дедушек? (нисколько)
— А можно ли обозначить числом количество дедушек в нашем классе? (можно)
— А кто знает, каким числом можно обозначить?
— Как мы назовем тему нашего урока?
-Какие задачи поставим перед собой?
( на доске кружки разного цвета)
– Сегодня мы познакомимся с числом 0, научимся писать цифру 0, а также будем учиться выполнять вычисления с числом 0.
(Слайд № 2. Тема урока.
Слайд № 3. Цели урока.)
4. Открытие нового знания.
ЦЕЛЬ: знакомство с цифрой и числом 0;
Определение свойств нуля.
А)— Работа по учебнику. (стр. 20 №1)
Если шарфик съела моль,
От него остался ноль.
Ноль – пустое, ничего,
Но не обижай его.
Он еще нам пригодится,
Если встанет с единицей.
— НА каком месте в числовом ряду поставим цифру ноль? (перед 1)
— Проверьте свои предположения (стр.20 №3)
(слайд №4. Числовой луч)
-Зажгите на втором светофоре свой огонек. (зеленый, желтый, красный)
Физминутка.
ЦЕЛЬ: Снятие мышечной усталости, профилактика перенапряжения.
Мы считали и устали.
А теперь мы дружно встали.
Ручками похлопали 1, 2, 3.
Ножками потопали 1, 2, 3.
Сели, встали, сели, встали.
И друг друга не задели.
Мы немножко отдохнем
И опять считать начнем.
Б) Рос на ветке апельсин.
Написали мы один.
Потому что был один,
Золотистый апельсин.
Тут сорвали мы его. Что на ветке? Ничего.
Значит надо нам в тетрадь, цифру ноль теперь писать.
— Какую работу будем выполнять? (будем учится писать 0)
— Открываем тетради стр. 46, №1
(слайд №5. Цифра 0)
— Может быть кто – то сможет объяснить ребятам, как правильно писать цифру? На что похожа цифра ноль?
— Подчеркните самую красивую цифру. Покажите соседу.
— Вторая строка. Обведите первые две цифры. Поменяйте местами. Что получилось?
(слайд №6. 10 –01)
— Кто знает, когда так говорят? (Ноль без палочки. С нуля начинать. Ноль внимания)
— Зажгите свой огонек на третьем светофоре.
В) Работа в парах.
Стр. 25, № 5.
— Сделайте вывод. Что получается, если к числу прибавить ноль или вычесть ноль?.
5.Самостоятельная робота с самопроверкой по эталону.
Цель: проверить на основе сопоставления с образцом свое умение применять новый способ действий- выполнять сложение и вычитание с 0 с опорой на его свойства.
_ Молодцы! Вы сегодня очень хорошо трудились на уроке. Предлагаю вам попробовать свои силы в самостоятельной работе.
Выберите в силу ваших знаний и возможностей карточку и выполните задание.
Зеленая карточка: сравнить 2 + 0…..3+0
5 -5…..4 – 4; 9 – 0….8 – 0; 0 + 6….7 – 0
Желтая карточка: поставить знаки + или –
5 *4* 0 =9; 4*4*5 =5; 0* 0*8= 8; 3* 0* 2 = 1
Красная карточка: придумать и записать 4 числовых выражения с числом ноль.
(слайд №8)
— Проверьте себя.
— Оцените себя. Зажгите огонек в последнем светофоре.
(слайд № 9. С ответами)
6. Рефлексия учебной деятельности.
— Вспомните, какой была тема урока?
— Какую цель ставили перед собой на уроке?
— Удалось ли нам достигнуть цели урока?
— Оцените свою работу на уроке.
Если у вас горят больше зеленых огоньков и урок вам понравился, поднимите улыбающийся смайлик.
Если на ваших светофорах горят больше красных или желтых огоньков и вам урок не по душе – поднимите грустный смайлик.
7. Домашнее задание.
Нарисовать рисунок с использованием цифры 0.
СПАСИБО ЗА УРОК!