Урок математики в 1 классе
Тема: «Измеряем длину в дециметрах»
Цели урока:
1. Образовательные:
ввести новую единицу измерения длины – дециметр;
научить различать единицы длины;
оценивать на глаз расстояние между двумя точками, а также длину предмета, отрезка с последующей проверкой измерением;
закрепить действия с увеличением числа на 2.
2. Развивающие:
развивать мыслительные операции, внимание, память, речь, познавательные интересы;
развивать творческие способности детей.
3. Воспитательные:
умение работать в парах, в коллективе, учить детей общению.
Ход урока:
I. Сообщение темы и цели урока.
— Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас с вами необычный урок математики. У нас гости, а когда приходят гости, им обычно стараются показать все самое лучшее. Вот и мы сегодня постараемся показать, чему вы уже научились.
Математику, друзья,
Не любить никак нельзя!
Очень строгая наука,
Очень точная наука,
Интересная наука – МАТЕМАТИКА!
— Сегодня мы с вами будем решать задачи и примеры, познакомимся с новой единицей измерения длины. А вот зачем она нам необходима, мы узнаем на уроке.
II. Устный счет.
— А пока «Все, что знаем – посчитаем!»
По цепочке сосчитать от 1 до 20 и обратно. (Если кто-то сразу не сориентировался или не знает, какое число надо назвать – нужно передать ход другому касанием руки
III. Минутка чистописания. Работа в ТПО. № 4
— А сейчас проведём минутку чистописания.
Цифры наши хороши,
В этом нет сомненья.
Чтобы их писать красиво,
Запасись терпеньем.
— Запишите строчку и подчеркните лучшие числа.
VI. Решение задач на повторение.
— Предлагаю вам вспомнить, что происходит с фишками, если мы увеличиваем или уменьшаем на 2 количество предметов.
(Заполнение таблицы на доске «Увеличиваем на 2. Уменьшаем на 2»).
V. «Открытие» детьми новых знаний.
«Измеряем всё подряд».
— Попробуйте определить на глаз (т.е. не измеряя) длину линейки, ручки.
— В каких единицах измеряется длина? (см)
— Покажите мне эту мерочку на линейке.
— Измерьте ширину тетради. Сколько см ширина тетради?
Проблема!!!
— А теперь попробуем измерить длину парты нашей мерочкой.
— Почему у вас такие разные ответы?
— Почему не получается?
— В чём трудность измерения? (Очень маленькая мерочка – неудобная.)
— Какой меркой здесь удобнее воспользоваться? (Большего размера.)
— Как, вы, считаете, сколько сантиметров должно содержаться в укрупнённой мерочке измерения? (10 см.)
— А почему? (Для удобства.)
— Оказывается, ребята, такая единица измерения уже существует.
— Может быть, кто-то уже знает, как она называется? (Дециметр – дм.)
(На столе лежит новая мерочка – дециметр (прямоугольник красного цвета).
— Попробуйте измерить боковую сторону парты новой мерочкой и сверьте результаты.
— Сколько таких мерочек уложилось?
— Какова длина боковой стороны парты?
— С какой новой укрупнённой мерой длины мы познакомились?
— А зачем она нам необходима? Может быть, мы бы обошлись без неё? (Для удобства измерения.)
— А можно ли сравнить длину карандаша и длину боковой стороны парты 10 см и 5 дм?
— А почему нельзя?
— Да, вы правы, складывать, вычитать и сравнивать величины можно только тогда, когда они выражены одинаковыми единицами измерения.
— Как вы думаете, удобно ли измерять длину полочки у доски ученической линейкой? (Нет.) Попробуйте измерить вот таким приспособлением – это такие же «дециметры», как и у вас на партах, только скрепленные вместе. (Измеряют 2 ученика.)
VI. Физкультминутка.
VII. Первичное закрепление. Работа в ТПО № 1-3
— Ребята, а сейчас я проверю, как вы поняли новый материал.
№ 1. Не проводя измерения, отметить знаком самый длинный карандаш. Проверить себя, используя линейку.
№ 2. Выбрать среди отрезков, показанных пунктиром, тот, длина которого 10 см, и провести его цветным карандашом.
№ 3. Рассказать, как правильно чертить отрезок. Приложить линейку и начертить отрезок длиной 1 дм.
«Задачкино».
— Ребята, будьте внимательны, я буду читать задачи, а вы должны внимательно послушать и ответить на вопрос задачи.
а) От нитки отрезали кусок в 3 дм. Остался кусок в 4 дм. Какова была длина нитки?
4 + 3 = 7 (дм) – длина нитки.
б) У Насти лента длиной в 7 дм, а у Ксюши длиной в 9 дм. У кого лента длиннее и на сколько?
« Загадкино».
— Послушайте загадки.
1. Палочка волшебная
Есть у меня, друзья,
Палочкою этой
Могу построить я
Башню, дом и самолёт
И большущий пароход. (Карандаш.)
2.Делать ровную черту
Всем всегда я помогу,
Что-нибудь без меня
Начертить сумей-ка,
Угадайте-ка, друзья,
Кто же я? (Линейка.)
3.Как называется линия, на концах которой точки? (Отрезок.)
4.Удобная мерка длины. (Дециметр.) Сколько см в дм?
— Молодцы, отгадали все загадки.
VIII. Итог урока.
— С какой новой мерой длины мы познакомились?
— Для чего нужна новая мерка длины? (Для удобного измерения.)
— Сколько сантиметров в 1 дм?
— Спасибо вам за работу на уроке.
Резерв ТПО:
№ 6. Сравнить примеры в левом столбце: чем похожи, чем отличаются.
№ 7. Нарисовать столько фишек, сколько наклеек у Ани, записать число. Самостоятельно нарисовать столько фишек, сколько наклеек у Димы (на 3 больше, чему Ани), записать число. Объяснить, почему нарисовали 8 фишек. Самостоятельно нарисовать столько фишек, сколько наклеек у Кати (на 3 больше, чем у Ани), записать число. Объяснить, почему нарисовали 2 фишки.
№ 8. Подумать и рассказать, как дополнить модель (7 фишек), чтобы ответить на вопрос «Сколько матрёшек стоит между второй и шестой?». (Найти и отметить знаком вторую и шестую фишки. Закрасить фишки между второй и шестой.) Проверить свою работу: послушать текст задачи (читает учитель) и сравнить с готовой моделью. Составить похожее задание самостоятельно.
Учебник
№ 5. Выполнить действия и назвать результаты.
№ 7. Догадаться, каким образом зашифровали слова в задании. Установить соответствие: цвет буквы под примером — цвет карточки под ответом. Составить и прочитать слова. (Ответ: дом, дым.)