Предмет: Математика
Класс: 1
Тема: Сложение и вычитание круглых чисел.
Цель:
1) развивать математическую речь, мышление, воображение.
2) формировать умение записывать круглые числа;
3) упражнять в сложении круглых чисел
4) создать условия для сплочения коллектива
Ход урока
I Организационный момент
— Вот ручки на столе, а вот тетрадки.
не хочется играть сегодня в прятки.
и недосуг дуть на корабль бумажный.
сегодня в классе у ребят урок уж очень важный.
Садитесь.
II Постановка целей урока.
Сегодня на уроке математике мы закрепим сложение и вычитание круглых чисел, продолжим решение задач.
(слайд 1) выбрать нужное слово к сегодняшнему уроку.
Понедельник октябрь лето
Вторник ноябрь весна
Среда декабрь зима
Четверг январь осень
Пятница февраль
Суббота март
Как будут эти слова звучать на казахском языке?
Записать число, классная работа.
У ребят на столах лежат карточки.
Я задаю вопрос, вы отвечаете Да, Нет. Выбираете нужную букву из таблицы, записываете её себе в карточку.
Вопросы: 1. За числом 8 следует число 9.
2. 6 и 9 – соседи числа 7
3. если 10 уменьшить на 1, то получится 8
4. сумма- это уменьшаемое, вычитаемое.
5. пропущена фигура – треугольник.
О чём сегодня пойдёт речь на уроке? ( о здоровье)
У. здоровье – это бесценный дар, который преподносит природа человеку. Без него очень трудно сделать жизнь интересной и счастливой. Потерять здоровье легко, а вот вернуть его очень трудно.
Сегодня на уроке математики, кроме выполнения математических заданий, мы поговорим о бережном отношении к собственному здоровью, узнаем, что помогает сохранению здоровья.
Устный счёт. (слайд 1)
Каких чисел не хватает?
10 … …. 40 … 60 … …. …. 100
Решить примеры.
10 + …=30 90 — …= 80
…— 10 = 50 10 +…=50
… + 10= 40
Ключ: 20 – р, 60 – е, 30 – ж, 10 – и, 40 – м
У. Удобно организованный режим поможет вам сохранить хорошую работоспособность, бодрость и жизнерадостность. У вас будет всё получаться без особого напряжения.
Работа по рядам.
1 ряд. 2 ряд 3 ряд
40 + х = 90 х – 30 = 50 70 – х = 40
У. После часа занятий обязательно давайте отдых глазам, выполняйте следующие упражнения:
Физминутка.
1. отведите глаза в сторону
2. поморгайте
3. повращайте глазами
4. закройте глаза
5. обведите глазами геометрическую фигуру ( рисунки с изображением геометрических фигур – круга, шестиугольника и т. д.)
У. существует поговорка: « В здоровом теле – здоровый дух». Каждый человек обязан бороться за долголетие, думать о том, чтобы как можно дольше сохранить бодрость, спортивную форму.
Кто из вас ежедневно делает зарядку
Кто из вас занимается в спортивных кружках?
Решение задачи.
В одной школе 60 человек занимаются в спортивных секциях, а в другой школе на 20 человек больше. Сколько человек занимаются спортом во второй школе?
У. спорт не только укрепляет здоровье, но и делает человека сильным, смелым, решительным.
Работа по учебнику: стр. 172 № 4.
У. как вы думаете, что ещё необходимо для здоровья? ( правильное питание)
Дети решают примеры самостоятельно по вариантам и узнают о том, какие продукты надо есть, чтобы жить, чтобы расти, чтобы иметь энергию, для работы, чтобы быть здоровым и хорошо себя чувствовать.( названия продуктов находятся на обратной стороне карточки.
1вариант
20 + 40 + 30 – 80 фрукты
70 – 60 + 70 – 20 овощи
30 + 60 – 80 + 50 хлеб, крупы
2 вариант
40 + 20 – 10 +30 молочные продукты
80 – 30 – 10 + 40 мясо, рыба
10 + 50 +20 – 30 птица, яйца, орехи
Сравнение выражений.
У. Отгадайте загадку.
Жидко, а не вода,
Бело, а не снег. ( молоко)
Молоко – ценный продукт питания. Это первая пища человека. Сначала материнское, потом коровье. Чтобы дети росли здоровыми , вы должны ежедневно пить молоко. Ежедневный приём молока уменьшает риск возникновения кариеса (болезни зубов)
40 + 20 * 70 – 20
30 + 40 * 60 – 10
30 + 20 * 80 – 30
Чем занимались на уроке математики? О чём ещё говорили?
Чтобы быть всегда здоровым,
Надо кушать помидоры,
Бодрым, стройным и весёлым,
Фрукты, овощи , лимоны,
Дать совет я вам готова,
Кашу – утром, суп – в обед,
Как прожить без докторов.
А на ужин – винегрет.
Надо спортом заниматься,
Умываться, закаляться,
Лыжным бегом увлекаться
И почаще улыбаться. Доброго вам здоровья и счастливого завтрашнего дня!
Сегодня на уроке математики вас ожидают необычные приключения, мы отправляемся с вами в лес (СЛАЙД 1)
Лес, ребята, в который мы попадем, необычный – математический.
А еще он очень красивый – ведь он просыпается. Когда просыпается лес? (ЗАГАДКИ)
Помогать мне будут наши постоянные помощники – Волк и Заяц. (СЛАЙД 2)
Путешествуя по лесу, вы покажите, как усвоили сложение и вычитание круглых чисел, единицы длины, как умеете решать задачи, различать геометрические фигуры и логически мыслить. Ваша смекалка, находчивость помогут вам справиться со всеми заданиями.
Путешествуя, нам понадобится много сил, мы должны подготовиться – потренировать наши легкие. Упражнение «Свеча».
Исходное положение — сидя за партой.
Представьте, что перед вами большая свеча. Сделайте глубокий вдох и одним выдохом задуйте свечу.
А теперь представьте перед собой 5 маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и задуйте эти свечи маленькими порциями.
Кроме сильного дыхания, во время путешествия нам нужно будет многое увидеть и запомнить. Для этого потренируем нашу зрительную память.
Для запоминания предъявляются 8 предметных картинок. Время для запоминания – 20 секунд.
МАК ПОМИДОР
КИТ ДИВАН
Отправляемся в лес?
III. Актуализация знаний
— А к кому мы пойдем? Это вы сейчас узнаете.
1) «Числовой ряд» (СЛАЙД 3) (карточки и касса, наборное полотно)
— Восстановите порядок чисел в ряду, в том числе и тех, которых здесь не хватает. Вы сможете открыть имя сказочного героя, выполнив следующие задания.
(проверить на слайде №3) как расположены числа.
2) Математический диктант
— А теперь сосредоточься и приступим к работе.
Запишите числа, в которых 7 десятков, 4 десятка, 1 десяток, 9 десятков, 5 десятков, 3 десятка, 8 десятков, 2 десятка, 6 десятков.
Читаем имя – ЛЕСОВИЧОК
Вот кто пригласил нас в гости. Чтобы добраться до Лесовичка, знания по какой теме нам будет нужно использовать. Как вы думаете, какова тема урока?
Путь к нему не легок (СЛАЙД 4), на котором показан путь к Лесовичку, не испугаетесь? Тогда в путь!
3) Назовите соседей числа (СЛАЙД 5)
Листья упали на тропинку и закрыли ее часть. Назовите соседей числа, и листья откроют путь.
___ 30 ___ (29,31); ___ 40 ___ (39,41); ___ 70 ___ (69,71).
Посмотрите, перед нами встали высокие холмы. Как нам перебраться через них. Нужно решить примеры. А примеры зашифрованы на слайде. Приступим?
4) игра «Альпинисты». Пройдем через холмы, которые встретились нам на пути. Вы все альпинисты и сможете преодолеть высокие и низкие холмы.
5) «Цепочка»
Ребята, мы уже в лесу! А как же быть? Перед нами 3 тропинки. Какая нам нужна?
Самостоятельная работа с проверкой
— Теперь нам предстоит провести исследование, по какой тропинке идти дальше? Ваши предложения? Каждый ряд выбирает одну цепочку.
Ну, тогда в путь! (СЛАЙД №8). проверка, обмен в парах тетрадями.
— Какие ответы получили? Какой вывод можно сделать? (Идти можно по любой тропинке, каждая цепочка заканчивается числом 90).
6) Зрительная гимнастика
— Молодцы! Все справились, пришло время отдохнуть вашим глазам. Внимательно смотрите на экран и повторяйте глазами действия нашего волшебного мячика – здоровичка. (выполняют действия)
Глазки видят все вокруг,
Обведу я ими круг,
глазкам видеть все дано.
где окно и где крыльцо.
Обведу я снова круг,
посмотрю на мир вокруг.
7) Игра «Собери яблоки»
— Продолжаем наш путь (СЛАЙД 11). Помогите ежику! Он не может достать спелых яблок. А мы ему поможем!
Самостоятельно решите
Взаимопроверка (проверяем все примеры 1 варианта, потом 2, учащиеся читают числовые выражения, называют его значение, и яблоко с таким значением перемещается по щелчку в корзину)
8) Динамическая пауза
Еж вас благодарит и предлагает немного отдохнуть. Финская физминутка.
9) Решение задач
— Ребята, давайте вспомним стихотворение А. Фета «Весна» (читает ученик)
Полюбуйся: весна наступает,
журавли караваном летят.
в ярком золоте день утопает
и ручьи по оврагам шумят.
Что говорит автор о птицах? (Весной прилетают в родные края)
Журавли, гуси возвращаются из теплых краев.
Составьте задачу по схеме.
Журавлей – 20 п.
Гусей — ?, на 10 п. больше.
( В небе летело 20 журавлей, а гусей на 10 больше. Сколько в небе летело гусей?
— О ком говорится в задаче. Что говорится о журавлях? О гусях?
Сколько летело журавлей? Что сказано о гусях?
Нужно узнать, сколько было гусей. Как? Напиши решение самостоятельно.
Составим обратную задачу. Назовите числовые данные: 20, 10 ,30. Измените условие и вопрос задачи, чтобы мы получили число 20. Сколько гусей? Если гусей было на 10 больше, то журавлей? (На 10 меньше).
Запишем краткую запись. Назовите главные слова (гуси, журавли).
— Что известно в задаче?
— Что надо узнать?
Можем ли мы узнать, сколько летело журавлей. Как?
(30 – 10 = 20 (ж.))
Запишите решение и ответ самостоятельно.
Проверим по слайду.
Составим вторую обратную задачу
Используем числовые данные 30 и 20. Узнай на 10 больше. Что обозначает число 30? 20? Измените вопрос. (На сколько больше гусей летело в небе?)
— Что известно?
— Что надо узнать?
— Можем ли узнать, на сколько больше летело гусей? Как?
— Запишите решение и ответ.
(30-20 = 10 (г))
Ответ: на 10 гусей больше, чем журавлей.
IV Геометрический материал
Вот мы и почти дошли до домика Лесовичка. Осталось последнее задание. О каких геометрических фигурах говорится?
1.
Он давно знакомый твой.
Каждый угол в нем прямой.
Все 4 стороны одинаковой длины. (Квадрат)
2.
Три вершины тут видны,
Три угла, три стороны.
Ну, пожалуй, и довольно.
Что ты видишь? (треугольник)
3.
Эта форма у клубка,
у планеты, колобка,
не сожми ее, дружок,
и получится … (кружок)
4.
Если все углы прямые
И всего угла четыре,
Ну, а по 2 стороны
Противоположны и равны.
Этот четырехугольник
Назовем …. (прямоугольник)
V. Конструирование (работа в группах)
— Ребята, Лесовичку нужна ваша помощь. Соберите из геометрических фигур домик для Лесовичка (В конвертах раздаются фигуры – треугольник, 2 прямоугольника, круг, квадрат).
Проверка:
VI. Закрепление пройденного материала
Разноуровневые задания
— Ребята, Лесовичку вы очень понравились, он не хочет отпускать вас и предлагает выполнить еще задание, проявив свою самостоятельность и смекалку.
VII Рефлексия деятельности
— Ребята, а что нужно было знать и уметь, чтобы прийти в гости в Лесовичку.
— А теперь давайте поднимем все кружочки.
Ребята, которые справились со всеми заданиями без ошибок – зеленые круги.
Были ошибки – желтые круги.
Кто испытывал много трудностей в путешествии – красные круги.
Появляется солнышко.
— Посмотрите, как светло стало в нашем классе. Мне было интересно с вами работать. Молодцы!