Зайцева Ирина Владимировна
учитель начальных классов
МБОУ ООШ с.Отрадное
Класс: 3
ТЕМА: Многозначные числа.
ТИП УРОКА: Систематизация и обобщение знаний.
ЦЕЛИ:
Ученик обобщит и систематизирует знания по теме «Многозначные числа»;
Ученик получит возможность обобщить и систематизировать знания по теме «Многозначные числа».
ЗАДАЧИ:
1) посредством использования интересных сведений и занимательных заданий организовать ситуации для закрепления следующих знаний:
чтения и записи многозначных чисел,
формул нахождения периметра прямоугольника,
воспитания умения работать в парах, группах.
2) обеспечить рефлексию уч-ся своего психоэмоционального состояния, мотивации своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ: учебник «Математика. 3 класс» (част.2) (авт.Н.Б.Истомина); макет дворца у каждой группы учащихся, картинки дощечек для мостика.
МАТЕРИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ: интерактивная доска, проектор, компьютер, презентация для интерактивной доски.
ХОД УРОКА
I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
Учитель.
Из глубокого колодца
Солнце медленно встаёт,
Свет его на нас прольётся,
Луч его нам улыбнётся,
Новый день оно начнёт. (Слайд 1).
С наступлением нового дня, пусть он будет таким же радостным, солнечным, как ваши улыбки. Улыбнитесь друг – другу, нашим гостям. Я очень хочу, чтобы у всех сегодня было доброе утро, добрый день, а особенно для вас, ребята, ведь вы пришли учиться, думать, узнавать много нового.
II.СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛЕЙ УРОКА
Учитель. Ребята, какую тему мы изучаем? (Многозначные числа) Чему вы учились на прошлых уроках? ( читать и записывать многозначные числа, выполнять вычисления с ними, а также сравнивать их). Сегодня нам эти знания пригодятся, потому что мы попадём в сказку, где нас ждут испытания. Сформулируйте цель нашего урока (Слайд 2).
Нам предстоит выполнить много сложных и интересных заданий. Вы готовы?
Дети. Да!
III. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ
Учитель. Тогда сказка начинается. Но чтобы в неё попасть, нам необходимо волшебное число. Какое число в сказках встречается особенно часто?
Дети. Число 3.
Учитель. Где же оно встречается?
Дети. Три желания у рыбки, тридцать три богатыря, три надписи на камне, три сестры, три поросёнка…. (Слайд 3).
Учитель .Какие числа называются многозначными?
Назовите мне многозначные числа, в которых есть 3 единицы.
Ответы детей.
Учитель. Давайте запишем эти числа. Сели правильно, пишем красиво.
Учитель. Из ряда чисел назовите мне наименьшее число и подчеркните одной чертой, и назовите наибольшее число, подчеркните двумя чертами.
IV. ОБОБЩЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ
Учитель. Жил-был Иван Царевич. И была у него невеста – Елена Прекрасная. Однажды гуляли они по волшебному королевству, любовались красотой природы, и вдруг налетел вихрь и унёс Елену. А Ивану шкатулки подбросил, а на них — знаки таинственные. Что это за знаки? (Слайд 4).
Дети. Это числа.
Учитель. Какие это числа?
Дети. Трёхзначные числа.
Учитель. Придётся нам устно поработать с трёхзначными числами и помочь Ивану открыть нужную шкатулку. Прочитайте числа, записанные над крышками. (Слайд 5).
Дети. 325, 723, 253, 100, 148, 223.
Учитель. Какое число лишнее? Почему?
Дети. Число 100, так как это число круглое. В нём отсутствуют десятки и единицы. Во всех остальных числах есть десятки и единицы.
Учитель. Открылась шкатулка с числом 100, а там письмо.
Не найти вам Елену, сколько ни старайтесь!
Расколдовать её может, волшебный цветок,
А у кого он, вы поймёте, коли от большого к меньшему пойдёте.
Учитель. Нужно попробовать расположить числа, которые записаны на шкатулках в порядке убывания, и соответственно записать буквы, которые даны с этими числами. Запишите числа в тетрадь в строчку через клеточку.
НА ДОСКЕ: 723, 325, 253, 223, 148
Учитель. Прочитайте слово, которое получилось. У кого же спрятан волшебный цветок?
Дети. Получилось слово « Кощей», значит, цветок у него.
Учитель. Опечалился Иван Царевич, покатились из его глаз горючие слёзы. Да слезами горю не поможешь. Решил Иван отправиться за Еленой Прекрасной в царство Кощеево. Все там подчинено законам математики. Отправился Иван Царевич в далёкий путь и верного коня собой взял. (Слайд 6).
Учитель. Долго ли, коротко ли шёл он – на пути встретилась река, а моста нет. (Слайд 7). Только верёвка с одного берега на другой протянута, а на верёвке той – задания. Справится с ними Иван – значит, удержится на мостике и перейдёт через реку. Поможем Ивану-Царевичу?
Дети. Да!
Дети по одному выходят к доске, переворачивают дощечки, решают примеры.
800 × 5 0 × 20450 48000 : 1000 27000 : 3 900 х 10
42080 : 10 56780 : 56 780 33013 :1 500 х 100
VI. ПРИМЕНЕНИЕ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ В НОВОЙ СИТУАЦИИ. РАБОТА С УЧЕБНИКОМ
Учитель. Молодцы, ребята! С вашей помощью Иван Царевич благополучно миновал реку. А за рекой – тропинка. Она привела Ивана в математический лес, и увидел Иван в этом лесу волшебную книгу. (Слайд 8). А книга эта покажет путь дальше, если мы, верно выполним её задания. Ребята, поможем Ивану – царевичу?
Дети. Да!
Учитель. Откройте учебники на странице 85 и найдите № 289 (1-4).
Ученики выходят по одному к доске, записывают числа, затем увеличивают каждое на 1000 и записывают полученные равенства.
28030 + 1000 = 29030
308205 + 1000 = 309205
408002 + 1000 = 409002
600004 + 1000 = 601004
V. МУЗЫКАЛЬНАЯ ФИЗМИНУТКА
VI. КОНТРОЛЬ УСВОЕНИЯ , ОБСУЖДЕНИЕ ДОПУЩЕННЫХ ОШИБОК И ИХ КОРРЕКЦИЯ
Учитель. Молодцы, ребята! И пошёл Иван дальше и вышел он в чисто поле. (Слайд 9). Что делать, как быть не знает Иван. Решил он спросить у Солнца, где искать ему Елену — Прекрасную? Ответило Солнце: «Скажу тебе, но сначала выполни моё задание». Понял Иван, что надо числа ему сравнить и идти в ту сторону, куда укажет стрелка.
Ребята, я думаю, что и это задание вам по силам. Сравним числа и суммы чисел (для детей с ОВЗ).
Дети по одному выходят к доске и сравнивают.
5 х 1000 … 1000 + 1000 + 1000
7 х 1000 … 1000 + 1000 + 1000 + 1000
9 х 1000 … 1000 + 1000 + 10000 +1000 +1000
НА ДОСКЕ:
Учитель. Как вы думаете, в какую сторону идти Ивану царевичу?
Дети. Направо.
Учитель. Почему?
Дети. Так как во всех примерах мы поставили знак «больше».
Учитель. Быстро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Долго ли, коротко ли, а приехал наш Иван на развилку трёх дорог, а там камень лежит и надпись:
«Три дороги пройдёшь — путь к Кощею найдёшь». (Слайд 10).
Задумался Иван:
«По каждой дороге пройти – время потеряешь, а тут каждая минута дорога — пропадут без Елены на земле мудрость и красота».
Вот сейчас нам пригодится все ваши знания, умения, чему вы учились на последних уроках. Перед Иваном три дороги. У нас в классе три группы. Поможем царевичу пройти сразу по всем дорогам. Но прежде чем идти к Кощею, запасёмся силушкой богатырской и сделаем зарядку.
VII. ГРУППОВАЯ РАБОТА
Учитель. Первый ряд по первой дороге пойдёт, все камушки соберёт, выражение, записанное на них, сосчитает. (Слайд 11).
Один ученик в группе — командир.
6300 : 9 х 8 – 4200 : 7 =
Учитель. У третьего ряда тропинка непростая — извилистая да крутая. Смотрите не ошибитесь в пропасть не свалитесь.
3600 : 6 + 500 х 8 – 100 =
Учитель. А мы со вторым рядом по средней дорожке проследуем, своё задание сделаем. Представьте числа в виде суммы разрядных слагаемых (для детей с ОВЗ).
104500 =
69003 =
Учитель. Проверяем, все дороги прошли? Молодцы, ребята, справились все с заданием! И я предлагаю вам немного отдохнуть.
VIII. ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ
А сейчас, а сейчас,
Всем гимнастика для глаз.
Глаза крепко закрываем,
Дружно вместе открываем.
Снова крепко закрываем,
И опять их открываем.
Смело можем показать,
Как умеем мы моргать.
Головою не верти,
Влево посмотри,
Вправо погляди.
Глазки влево, глазки вправо —
Упражнение на славу.
Глазки вверх, глазки вниз,
Поработай, не ленись!
И по кругу посмотрите.
Прямо, ровно посидите.
Посидите ровно, прямо,
А глаза закрой руками.
IX. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА
Учитель. Лесная тропинка привела Ивана к избушке на курьих ножках. (Слайд 12).
Вошёл в избу и видит: Баба-Яга варит колдовское приворотное зелье. Увидела Царевича и говорит: «Знаю, зачем пришёл. Но сначала помоги мне решить задачу. В моём саду яблоня растёт с золотыми и серебряными яблоками. Золотых яблок — 250, а серебряных на 50 меньше. Сколько всего яблок растёт в моём саду? (Слайд 13).
З. – 250 яб.
С. – ? яб. на 50 яб. меньше. (карточка для детей с ОВЗ)
Всего – ? яб.
250 — 50 = 200 (яб.) – серебряных.
250 + 200 = 450 (яб.) – всего.
Ответ: всего 450 яблок. (взаимопроверка)
Учитель. А в жизни бывают золотые и серебряные яблоки? Какую пользу приносят яблоки в реальной жизни?
Ответы детей.
Учитель. «Вот теперь, — говорит Баба-Яга, — могу дать тебе клубочек, он и укажет тебе дорогу к Кощееву царству». (Слайд 14).
Учитель. Увидел Кощей, что идёт к нему Иван Царевич, и задумал дело хитрое. (Слайд 15). «За невестой пришёл, добрый молодец? Давай мирно договоримся; задам я тебе всего одно задание. Решишь его – забирай Елену Прекрасную, а не решишь – голова твоя с плеч долой». Делать нечего, согласился Иван. Давайте поможем Царевичу выполнить задание.
Дети. Поможем!
ХI. РАБОТА С ГЕОМЕТРИЧЕСКИМ МАТЕРИАЛОМ ( в паре)
Учитель. Ну, а мы с вами, ребята, решаем задачу Кощея.
У Кощея много замков и дворцов. В одном из них спрятана Елена. Она находится в том замке, периметр которого равен 24 см. (Слайд 16).
Учитель. Что такое периметр?
Дети. Периметр – это сумма длин всех сторон.
Учитель. Как найти периметр прямоугольника?
Дети. P = a + b + a + b
Р = a х b
P = (a + b) × 2 (Слайд 17).
Учитель. У вас на столах лежат макеты дворцов. Измерьте стороны и найдите периметр. А я проверю, как дела у наших героев.
Дети работают самостоятельно. Учитель проверяет индивидуальные задания.
Учитель. Давайте проверим, что у вас получилось.
НА ДОСКЕ:
a = 6 м a = 4 см a = 8 см а = 6 см
b = 3 см b = 5 см b = 2 см b = 6 см
P = 18 cм P = 18 см P = 20 см Р = 24 см
Учитель. Макет какого дворца нам подходит?
Дети. Зелёного.
Учитель. Что это за фигура?
Дети. Квадрат.
Учитель. Как найти периметр квадрата?
Дети. P = a × 4
XII. ИТОГ УРОКА. Рефлексия.
Учитель. Вот и закончилась наша сказка. Мы справились с Кощеем, ребята добыли волшебный цветок для спасения Елены Прекрасной. Хотите знать, где Кощей прятал Елену?
Дети. Да. (Слайд 18)
Учитель. Давайте оценим свою работу.
Что удалось повторить за урок?
Что показалось трудным?
Какое задание было самым интересным?
Обозначьте смайликом своё настроение в конце урока.
Ответы детей.
Учитель.
Я вам тоже хочу сказать за такое удивительное общение спасибо. Спасибо что вы дружно помогали друг другу и героям сказки. (Слайд 19).
Но помните: в мире много сказок грустных и смешных
Нам нельзя без дружбы.
Пусть герои сказок дарят нам тепло.
Пусть добро навеки побеждает зло!
XIII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ ( на выбор )
С. 81, № 281
С. 85, № 290, № 291(для детей с ОВЗ)
С. 88, № 303