Фрунзенская общеобразовательная школа 1-3 ступеней
Учитель начальных классов
Хохлова О.В.
Урок математики в 3 классе
Тема: Табличное умножение и деление. Таблица умножения 6, умножения на 6 и деления на 6.
Цель: через опосредованное изучение таблицы сформировать навык применения таблицы умножения и деления на 6 и при умножении многозначного числа на однозначное и деления многозначного числа на однозначное.
Оборудование: таблица умножения 6, листы для групповой работы.
Ход урока.
Рефлексия. Ситуация успеха.
Начертите две шкалы: И (интересно), П (понял)
— Назовите произведения по результату: 12 (3*4,2*6)
24 (4*6, 12*2, 3*8)
32 (4*8, 16*2)
28 (7*4)
56 (7*8)
16 (4*4, 2*8)
64 (8*8)
7 д.р. Софии
(подчеркнутые – «ловушки»)
— Это «живые» числа. Что они означают?
— Вспомните закономерности умножения 2, 3, 4, 5, 7,8, 9.
— Вспомните примеры с умножением, результат которого числа однозначное, двузначное, заканчивающееся на 4: 4, .4, .4, .4.
(4 = 2*2, 14 = 2*7 , 24 = 3*8, 24 =4*6, 34 = 2*17, 34 = 4*8+2).
2. Ситуация разрыва.
На 6: 16 =2*8, 26=3*8+2, 36= 6*6.
А мы учили таблицу умножения на 6?
У вас на партах лежит таблица умножения на 6. Объединитесь в группы, найдите закономерности.
3. Работа в группах.
Закономерности:
— при умножении в этой таблице произведение состоит из двух цифр;
— произведение – все четные числа;
— 6*6=36, 6*8=48, 6*4=24 – рифма;
— последняя цифра в произведении равна сомножителю, не равному 6, а первая цифра равна цифре, которая получается при делении последней цифры на 2:
6*2=12 6*4=24 6*6=36 6*8=48
— сумма цифр в произведении всегда равна 3,6,9 или 12, делится на 3 и чередование идет через два результата,
— каждое следующее произведение увеличивается на 6;
— каждое предыдущее произведение уменьшается на 6;
— «живые числа»
— если увеличится один из сомножителей, во столько же раз увеличится произведение.
Тогда ты сможешь решать такие примеры : 24:12, 48:12, 48:24?
Чтобы их решать, надо использовать закономерности таблицы:
6*2=12
=
6*4=24
в 2 раза в 2 раза . Значит, 36:18=2.
6*2=12
=
6*6=36
в 3 раза в 3 раза . Значит, 36:12=3
пользуясь таблицей, реши:
48:24= 36:18= 24:12= 48:12 36:12=
Молодцы!
Читаем таблицу умножения 6:
6*2=12
6*3=18 тихо
6*4=24
6*5=30
6*6=36 громко
6*7=42
6*8=48 тихо
6*9=54
Гимнастика для глаз.
— вправо – влево
— зажмурили – открыли
— посмотрели на нос, на точку
Дети из 5 класса придумали задания по таблице.
Какие табличные случаи задумали дети, если последняя цифра в произведении равна:
4: 6*4 = 24, 6*9 = 54;
2: 6*2= 12, 6*7= 42;
6: 6*6 = 36;
0: 6*5 = 30, 6*10 = 60;
8: 6*3 = 18, 6*8 = 48.
А если первая цифра в произведении равна:
4: 6*7 = 42, 6*8 = 48;
1: 6*2 = 12, 6*3 = 18;
3: 6*6 = 36, 6*5 = 30;
5: 689 = 54.
Как это вы быстро находите ответ? (нужно знать таблицу умножения)
6. Мальчик из 7 класса придумал игру.
Если называется произведение таблицы, то вы хлопаете, а если нет, то вы топаете:
48 24 49 36 12 30 57 18 42 54
А что, разве 49, где вы топнули, не делится на 6? (делится с остатком)
Кто разделит? 49:6=8(ост.1)
Как проверить? (6*8 +1 = 49)
7. Девочка из 4 класса тоже решила: 19:6=2 (ост.7)
6*2+6=19
(неверно, так как остаток не должен быть меньше 6)
Поработайте в группах, придумайте подобный пример.
8. Эльмира Сергеевна тоже для вас придумала задание. Найдите ошибки.
1054 849 81305 21302
* 6 * 6 * 6 * 6
Давайте решим пример с ошибкой в тетради.
Как проверить? (выполнить действие деление 6324:6)
А так можно: 6324:1054 = 6?
Вы умеете делить многозначное число на многозначное?
Вот этим мы и займемся на следующем уроке.
9. Чему мы научились на уроке?
Чему мы еще научимся?
Интересные задания придумали дети из разных классов?
Отметьте на шкале П И.
10. Я предлагаю вам выполнить задания. Каждый выполнит их на листочке и проверит сам, как он выучил таблицу. Если знаете ответы, то пишите, а если нет, — не пишите.
6*5 = _:6=7 6*_ =30
6*9 = _:6=9 _*6=18
6*3= _:6=2 6*_ =36
6*7 = _:6=6 _*6 = 54
11. Итог урока.
Поднимите руки, кто нашел ошибки?
Мне очень понравилось, как вы работали на уроке.
3