Тема: умножение многозначного числа на однозначное с переходом через разряд.
Цели:
Проведение сравнения способов решения.
Умение обосновывать способ решения.
Умение строить свои отношения при диалоге.
Продолжить развитие наблюдательности, умения сравнивать, анализировать, способности к преобразованию в соответствии с заданным условием.
Совершенствовать умение работать над задачами.
Основание урока: Общее развитие ума, воли и чувств учащихся
Форма организации: учебный диалог.
Средства: учебник «Математика», 3 класс. Автор И.И.Аргинская.
Ход урока:
Организационный момент
Сообщение темы урока
Учитель:
Сегодня на уроке мы продолжим работу с задачами, получим новые знания, проведем математическую разминку. С чего бы вы хотели начать?
Разминка
Учитель:
Что записано на доске?
На доске:
172, 145, 164, 156, 332, 148
Дети:
Записаны трехзначные числа, их шесть.
-Все эти числа натуральные.
-Почти у всех чисел одна сотня.
-Есть четные и нечетные числа.
Учитель:
Найдите « лишнее» число, объясните свой выбор.
Дети:
« Лишнее число 332, так как в нем три сотни, а в остальных по одной сотне.
-145, число единиц выражено цифрой 5, у остальных чисел цифра 2. Еще оно нечетное.
Учитель:
Запишите оставшиеся числа и сравните их. Есть ли в их ряду какая-нибудь закономерность?
Дети:
Они расположены в порядке уменьшения.
-В каждом следующем числе на один десяток меньше, чем в предыдущем.
-А единиц в каждом следующем числе на 2 больше, чем в предыдущем.
-Каждое следующее число уменьшается на 12.
-Нет, это неверно, они уменьшаются на 8 единиц, так как сначала уменьшаются на 10, а потом увеличиваются на 2. Поэтому нужно уменьшить только на 8.
Учитель: А теперь продолжите записанный ряд на три числа, сохраняя закономерность.
172, 164, 156, 148, 140, 132, 124.
-Подчеркните одной чертой числа, при уменьшении которых на 8 нет перехода через разряд.
— Как вы считаете, остальные числа как можно назвать?
Дети:
Числа, при вычитании из которых получается один переход через разряд.
Это числа 172, 164, 156, 148, 124.
Физкультминутка
Изучение нового материала
На доске два произведения:
32 х 2 36 х 2
Учитель: как вы думаете, о чем мы будем сейчас говорить?
Дети:
Об умножении. Будем подбирать разные способы, чтобы найти верное значение.
Учитель:
Молодцы! А теперь сравните эти произведения.
Дети: Произведения похожи тем, что первые множители- двузначные числа, а вторые- однозначные. Выражения отличаются количеством единиц в первых множителях, поэтому значения будут разные.
Учитель:
Проверим ваши высказывания. Сделайте подробную запись. ( один у доски)
32х 2= (30+2) х 2 = 30 х 2 + 2 х2 =60+4= 64
36 х2= (30+6) х2= 30 х2 + 6 х2 =60+ 12 = 72
Что вы заметили?
Дети:
Получили разные значения.
Учитель:
От чего это зависит?
Дети:
От количества единиц. Во второй записи при умножении единиц получилось двузначное число, а это уже переход через разряд.
Учитель:
А мы встречались с таким случаем умножения?
Дети:
Нет. Зато теперь мы знаем, что тема урока:
«Умножение с переходом через разряд»!
Учитель:
Вы согласны, ребята?
Учитель:
Немного потренируемся.
На доске выражения: 37х 3, 24 х2, 15 х5, 29 х2,
Учитель:
Выпишите те произведения, где при умножении будет переход через разряд.
-Проверьте работу друг у друга .Начинаем с первого ряда.
Дети:
Мы выписали почти все выражения, кроме одного: 24х2.
Учитель:
Как выбирали произведения?
Катя:
Я умножала единицы первого множителя на второй. Если получалось двузначное число, произведение выписывала.
Денис:
А мне помогала таблица умножения и сложения.
VII. Работа по учебнику
Учитель:
Откройте учебник и найдите №194 пункт 1. Что мы будем сейчас делать?
Дети:
Решать задачи.
Учитель:
Что вы знаете о задачах?
Дети:
Задачи — это математические рассказы. В них есть условие и вопрос, данные и искомые числа, Задачи бывают простые и составные. Иногда к одному условию можно поставить разные вопросы и получаются разные задачи. Решения могут быть одинаковыми, а могут быть и разными. Данные встречаются в условии, а искомое в вопросе. К одной задаче можно составить несколько обратных. А еще мы часто решаем логические задачи. В них нужно правильно мыслить.
Учитель:
Самостоятельно выполните №194 пункт1.
(дети выполняют задание).
-Какой вопрос вы поставили?
Эдик:
Сколько туристов плыло по реке? (записывает решение на доске).
Учитель:
Какой еще поставили вопрос?
Ира:
На сколько больше было туристов на катере, чем на лодках? (решение записывает на доске).
Учитель:
Что можно сказать о решениях этих задач?
Дети:
Начало решений одинаковое, а затем – разное. В первой задаче второе действие сложение, а во второй- вычитание.
Люба:
Это потому, что в первой задаче надо найти сколько всего туристов ехало, поэтому мы прибавляем, а во второй задаче находят разницу между числами.
Учитель:
Можно ли еще поставить другой вопрос?
Саша:
Да. На сколько меньше туристов в лодке, чем на катере?
-Что можно сказать о двух последних вопросах?
Дети:
Решения задач будут одинаковыми, но ответы будут разными. В первой задаче на 6 туристов больше, а во второй на 6 туристов меньше, чем на катере.
VIII. Итог урока
Учитель:
Наш урок подошел к концу. Чем понравился урок? А чем не понравился?
(Ответы детей)
Учитель:
А мне понравилось, как вы сегодня работали. Спасибо вам за это.
IX. Домашнее задание
Учитель:
Дома вы продолжите работать над №194 пункт 3 и 4, составьте свои произведения, значения которых сегодня учились находить
Проект урока математики
Цель этапа | Содержание учебного диалога | Форма учебного диалога | Методические приемы | |
| Настроить на работу. | Слово учителя. | Фронтальная работа. |
|
| Развитие умственных действий. Умение слушать и слышать другое «Я» | 1.Работа по записи на доске.
| Диалог учителя. Диалог с самим собой и соседом по парте. | Сравнение, обобщение. Выявление закономерности. Самостоятельная работа. Сравнение своего понимания с другим «Я». |
| Выход на тему урока. Умение строить свои отношения при диалоге | 1.Работа по записи на доске 2.Выдвижение разных способов решения с новым выражением. 3. Определение темы урока. | Групповой диалог. Диалог с учителем. Обсуждение в парах. | Сравнение, обобщение. Уточняющие вопросы. |
| Сравнение способов решения. Умение обосновать свой способ. | Сравнение своих вариантов с правильным | Фронтальный диалог | Самостоятельная работа. Поиск. Сравнение своих действий с другим «Я» |
| Умение ставить вопросы к условию задачи | 1.Выяснение понимания сути понятий: «Задача», «Условие задачи», «Вопрос задачи» 2. Подбор вопроса. 3. Решение задачи. 4. Сравнение решений. | Коллективный диалог. Диалог с учителем. | Подбор вопроса к задаче. Запись решения. Наблюдение за взаимосвязью между условием и вопросом. Прием сопоставления
|
| Оценка деятельности. | Чем понравился или не понравился урок? | Индивидуальная рефлексия. | Постановка вопросов |