Урок математики 3 класс Тема: Устная нумерация чисел в пределах 1000 Время и пространство Цель урока: создать условия для успешного закрепления навыка решения примеров и решения задач в пределах 100.
Планируемые результаты Учащиеся научатся классифицировать изученные вычислительные приемы и применять их, решать задачи изученных видов, анализировать и делать выводы, работать в парах.
Оборудование: — мультимедийный проектор; — компьютер; — экран; — музыка Ход урока. Сегодня урок будет необычным мы должны за этот короткий промежуток времени совершить путешествие в пространстве и во времени.
— А помогут нам в этом знания в области математики, познакомимся с числами натурального ряда, которые больше 100, а также закрепим свои знания в решении примеров и задач в пределах 100. — Работать будем в бортовых журналах. Раскройте их, они перед вами. В эти журналы будем записывать все самое главное.
-Ребята, давайте помечтаем, как вы думаете, на чём можно было бы переместиться в пространстве и во времени?
(на машине времени)
— Давайте представим, что существует такая машина, посмотрите, как она выглядит
— На этой машине можно перемещаться во времени. — Что такое время?
Время – это промежуток длительности, в котором что- то совершается, измеряемый часами, секундами, минутами… (Вешаю карточку.) Время…
— Ребята, сейчас мы побываем в прошлом времени. (Вешаю карточку.) Прошлое время
— Как вы думаете, что это за время? — Это промежуток длительности, который уже прошел. (Например: то время, которое было вчера или позавчера, или несколько минут назад или десятков лет тому назад.)
— Вы готовы отправиться в прошлое? (да) — Сели ровно, закрыли глаза.
— Вот и попали мы в прошлое время. А в каком году оказались сейчас вы отгадаете.
— Назовите наименьшее однозначное число натурального ряда. (1) — Назовите наибольшее однозначное число. (9) — 36 уменьшите в 6 раз. (6) — Найдите разность чисел 58 и 57. (1)
— Какое число получилось? (Мы попали в 1961 год (12 апреля)) — А кто из вас знает, чем знаменит этот год?
(В этом году Гагарин совершил полет в космическое пространство) Справка.
— Давайте просмотрим документальный фильм о первом полете Юрия Гагарина.
— Вы просмотрели сюжет, в котором Гагарин полетел в космическое пространство.
— Как вы понимаете слово “пространство”? Что это такое? Где вы в жизни могли бы встретиться с пространством? (пространство между окном и доской, классная комната…) Пространство – это место, которое способно вместить что — нибудь.
Гагарин смог за короткий промежуток времени побывать и в космическом пространстве и в земном.
— Скажите, время может когда – нибудь закончится? (нет) — А пространство имеет границу. (нет) — Время и пространство этим свойством очень похожи. Они бесконечны и безграничны.
(Вешаю карточку.) Пространство…
Примеры. — А сейчас мы узнаем, что можно увидеть в космическом пространстве. Для этого надо решить примеры. ( планеты ) — (Вешаю карточку.) Космическое пространство…
Работа с числовым рядом.
— Как вы считаете кроме планет, что ещё можно увидеть в космическом пространстве? (звёзды.) — Перед вами математические звёзды. — Разбейте их на 2 группы. (четные и нечетные), (однозначные и двузначные) — Назовите то число, в котором 4 дес. и 3 ед. (43) — Назовите то число, в котором 7 дес. (70), только 4 единицы. -Назовите число, в котором количество единиц = 0 — Распределите их в порядке возрастания. Проверим.
— Какое слово получилось? (Восток — 1)
— 12 апреля 1961 года на корабле «Восток — 1» Юрий Гагарин совершил полёт в космическое пространство.
Работа с геометрическим материалом. — А мы с вами попробуем составить свою ракету. (Дан образец ракеты, дети составляют подобную фигуру.)
— Работа в парах с геометрическим материалом.
— Из каких фигур состоит наша ракета? (квадрат, трапеция, треугольник, круги…)
— Найдите трапецию. Что э
какие данные у вас записаны? (4730 кг.) — Как вы считаете, что это за данные 4730 кг? (единицы массы)
Справка. Общая масса корабля, на котором летал Гагарин составила 4730 кг.
— Найдите квадрат. — Что вы знаете о квадрате? — Переверните. Как вы считаете, что это за данные 7 м 35 см (единицы длинны)
Справка. Высота корабля 7 метров 35 см.
— Найдите прямоугольник. — Что вы знаете о прямоугольнике? — Переверните. (9 часов 7 минут, 10 часов 55 минут. — Как вы считаете, что это за данные 9 часов 7 минут, 10 часов 55 минут
(единицы времени)
Справка. — Старт корабля состоялся с космодрома Байконур в 9 часов 7 минут по московскому времени. Корабль выполнил один оборот вокруг Земли и совершил посадку в 10 часов 55 минут в заданном пространстве Земли. — Как вы понимаете в заданном пространстве Земли? (Саратовсокй области).
(Вешаю карточку.) Пространство Земли Задача № 1. -Давайте посчитаем, сколько времени в полете был Юрий Гагарин. Решаем задачу. Старт – 9 часов 7 минут. Посадка – 10 часов 55 минут. Был в полёте – 1 час 48 минут. Переведите 1 час 48 мину = 108 минут
— Какими еще единицами может измеряться время. (сутки, год, неделя, месяц)
Задача № 2. — Спустя некоторое время космическое пространство стали осваивать другие космонавты, среди них были женщины.
Валентина Терешкова — Посчитайте, полет Юрия Гагарина был в 1961 году, а полет первой женщины Валентины Терешковой состоялся в 1963 году. Как вы думаете, сколько времени прошло. (2 года)
— А теперь давайте перенесёмся в настоящее время. (Вешаю карточку.) Настоящее время — Как вы считаете, что это за время? (То, которое существует сейчас.) — Как вы думаете, а сейчас происходит освоение космического пространства? — Для чего люди это делают?
Это связь, прогноз погоды, через искусственные спутники. Во избежание какой — нибудь катастрофы, падение метеорита. Освоение новых территорий. Возможно встреча новой цивилизации.
— В настоящее время настолько часто совершается полет в космос что, в космическом пространстве собралось большое количества мусора.
— Посмотрите сколько мусора в космическом пространстве. Давайте уберём его. Решение уравнений по рядам. 1 ряд 2 ряд 3 ряд Х + 45 = 68 24 * Х = 48 60 — Х = 35 Х = 23 Х = 2 Х = 25
— Найдите сумму всех ответов. Какое число получается? (50 ) — В 2015 году исполняется 50 лет, с момента выхода в открытый космос А. Леоновым. Он первым среди землян вышел в открытый космос ещё в 1965 году — А теперь помечтаем и поговорим о будущем времени.
(Вешаю карточку.) Будущее время
— О том времени, которое наступит завтра или послезавтра, или спустя несколько лет. Давайте помечтаем. Что может произойти в космическом пространстве?
Логическая задача. — На какие планеты вы бы хотели полететь? — Перед вами три ракеты, которые отправляются на Луну, Венеру, Марс. — Отгадайте, какой космический аппарат, куда попадёт ели…
Итог урока. — Ребята, мы сегодня столько времени говорили о двух понятиях: о времени и пространстве. -Что же такое время? — В каком времени мы побывали? (в прошлом, будущем, находимся в настоящем) — Назовите единицы времени? — Что такое пространство? — О каком пространстве мы сегодня говорили? (космическом, земном, пространство класса, тетради…) — Закончить урок хотелось бы словами Гагарина.
« Хорошо учитесь. Путь к знаниям начинается с таблицы умножения и первого диктанта. Часто говорят, что полёт в космическое пространство – это подвиг. А к подвигу готовятся. И во время утренней зарядки, и за партой, и в походе.» Ю.А.Гагарин — Я думаю, что пройдет некоторое время и возможно вы, точно также как и Юрий Гагарин, побываете в космическом пространстве. Я желаю вам в этом удачи. — Время нашего урока подошло к концу и мне придется покинуть пространство вашего класса. До свидания!
|