ПРЕДМЕТ: МАТЕМАТИКА
КЛАСС: 3
ТЕМА УРОКА: «ВЗАИМОСВЯЗЬ МЕЖДУ ВЕЛИЧИНАМИ СКОРОСТЬ, ВРЕМЯ, РАССТОЯНИЕ, РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ»
ТИП УРОКА: закрепление знаний, умений и навыков
ФОРМА УРОКА: урок – путешествие
МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ ОБУЧЕНИЯ: словесный, наглядный, практический
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: индивидуальная, групповая, фронтальная
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ: информационные — коммуникационные , развивающие, здоровьесберегающие, развитие познавательного интереса к предмету, интеграционные ,игровые
ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКЕ.
На уроках литературного чтения ограничена двигательная активность и увеличивается работа органа зрения и мозга. К тому же по данным гигиенистов целесообразная продолжительность чтения для учащихся 4 классов составляет 20 минут.Для ослабленных и близоруких детей 10 минут. Выход из сложившегося положения вижу в применении режима дальнего зрения, организации поисковой активности, работе с офтальмотренажером.
ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ УРОКА.
1Облегчается восприятие материала.
2Увеличивается наглядность.
3Облегчает работу учителя на уроке и при подготовке урока. Экономится время и силы учителя.
4Достигаются новые образовательные результаты, т.к. восприятие происходит на более высоком уровне.
5Повышается интерес к изучению предмета.
ЦЕЛИ УРОКА:
Обучающая: закрепить знания о скорости равномерно движущегося тела, её связи со временем и расстоянием; формирования умения находить расстояние по данной скорости и времени движения; нахождение времени по данным расстоянию и скорости движения; закрепить умение решать простые и составные задачи на движение; закрепить навык умножения и деления на однозначное число.
Развивающая: развивать логическое мышление учащихся, формировать навыки и умения применения теоретических знаний в практических ситуациях, коммуникативные навыки общения при работе в группе
Воспитательная: воспитание бережного отношения к окружающей природе;сознательного отношения к своему здоровью
ОБОРУДОВАНИЕ: презентация, шум моря, карта, плакат с эмблемой города Сочи, видеофрагмент о Сочи, конторки, коврики, экологическое панно.
СТРУКТУРА УРОКА
I. Психологический настрой
II. Мотивация темы урока
III.Актуализация знаний. Работа по теме урока.
IV.Самостоятельная работа
V. Работа над составной задачей.
VI.Подведение итогов урока
VII.Домашнее задание
Оформление кабинета:
Экологическое панно, тропинки здоровья из ковриков, «весёлые человечки»,корзина с грибами.
ХОД УРОКА
I. Психологический настрой.
Учитель: Доброе утро солнцу и птицам, доброе утро вам улыбчивым лицам. Улыбнитесь друг другу и подумайте, как хорошо, что мы сегодня все вместе собрались. Мы спокойны, добры, приветливы — мы здоровы. Глубоко вдохните и выдохните. Вдохните свежесть апрельского утра, тепло солнечных лучей, чистоту рек. Выдохните вчерашнюю злость, обиду — забудьте про неё. Я желаю вам бережного отношения друг к другу.
Слайд 1
II .Мотивация темы урока
Приближается лето, пора отдыха, путешествий. Куда люди едут во время отпуска. Я тоже предлагаю вам отправиться к Чёрному морю и посетить один из лучших курортов Краснодарского края. Наше путешествие будет математическим. Помогите мне сформулировать тему урока.
( Связь между величинами скорость, время, расстояние.) Карточки разрезаны и развешаны по стенкам класса. Ученики собирают тему урока и озвучивают её.
Слайд2
Какие знания и умения мы будем отрабатывать на уроке?
Как мы попадём в Чёрное море?
Учитель: Группе детей из нашего класса было предложено дома проложить по карте маршрут, по которому мы попадём в Чёрное море. Слово ребятам.
( У доски находится карта: Маршрут: РЕКА МИУС — АЗОВСКОЕ МОРЕ – КРЧЕНСКИЙ ПРОЛИВ – ЧЁРНОЕ МОРЕ) В презентации: слайд — карта, на которой путь высвечен красным цветом)
Слайд3
Учитель: Какие качества нам понадобятся в пути? ( Дети читают: смелость, отвага, выносливость, смекалка, находчивость)
Учитель: Пусть будет удача у нас на пути
Плыви наш кораблик, скорее плыви!!!
III. Актуализация знаний.
Устный счёт. Проверим вашу готовность по данной теме:
1) Найдите значение выражения и примите позу весёлого человечка.
24 х3 150:5 240:60 3200:8
120:60 810: 90 63х8 45Х3
2) Прежде, чем отправиться в далёкое путешествие, я хочу проверить ваши знания по теме «Связь между величинами»
Что такое расстояние?
Что показывает скорость?
Вопрос для девочек: В чём измеряется скорость? Мальчики, если ответ верный – примите позу весёлого человечка
Вопрос для мальчиков: В чём измеряется расстояние? Девочки, если ответ верный – примите позу радости.
Как найти скорость?
Как найти время?
Как найти расстояние?
Слайд4
3)До реки 6 км. Сколько времени нам понадобится, если мы будем двигаться со скоростью 3КМ/Ч
4)Около реки лес. Предлагаю запастись съедобными грибами. Ядовитые грибы откладываем в другую корзину. Ребята среднего ряда собирают цветы.
Слайд 5,6
Работа по тропинкам здоровья.
(В классе две тропинки из ковриков. У каждого карточка с выражением. На панно грибы, на каждом грибе число. Каждый ребёнок выполняет карточку, проходит по тропинке здоровья, подходит к панно, ищет гриб с таким ответом, если съедобный – кладёт в корзину к съедобным грибам ,если нет – к несъедобным.
Учитель: Мы у реки. На чём мы поплывём? Под каким флагом? Почему?
Слайд 7
5)Задача: Протяжённость нашей реки составляет 240 км. Сколько времени нам потребуется, если мы будем двигаться со скоростью 60 км /ч.
Задание для средней колонки:
На цветках записаны числа:
6) Используя признак делимости, выберите те, которые делятся на 9:
6572,3339,1027,5467,1233
Учитель: Составьте обратные задачи. (Устное составление обратных задач)
Учитель: Мы подплываем к Азовскому морю.
Слайд 8 .
Я предлагаю вам пересесть на более быстроходный катер.
Азовское море – это самое маленькое из всех морей, которые находятся на территории Российской Федерации. Слайд 9,10 ,11,12
Много миллионов лет назад море входило в состав океана, которые учёные называли Тетис. Это был огромный океан. Не смотря на то, что это море самое маленькое. На нём свободно могли бы разместиться такие два государства, как Нидерланды и Люксембург. Здесь встречается более 70 видов рыб. Сейчас мы решим задачу и через Керченский пролив попадём в Чёрное море.
Слайд 13 ,14
7) Антон, Игорь и Сергей ловили рыбу в Азовском море. Когда их спросили, какую рыбу вы поймали, то были получены следующие ответы:
1)Антон поймал не сома, а Сергей не сазана
2)Игорь поймал не камбалу, а Антон поймал не сазана.
Что поймал каждый, если все ответы верные?
Учитель: Мы подплываем к Керченскому поливу, соединяющему Азовское и Чёрное море. Наш катер должен проскочить между СИМПЛЕГАДАМИ
Слайд 15 ,16
Что такое симплегады? Корабельный архивариус найдите, пожалуйста, значение этого слова в толковом словаре (Сталкивающиеся скалы )
Гимнастика для глаз:
Потрите ладонью о ладонь. Закройте глаза и положите ладони на них. Руки скрестите перед собой, кисти сожмите в кулак, большой палец вверх. Закройте глаза и три раза проведите большим пальцем левой руки по правой стороне, а правой рукой по левой стороне надбровных дуг от переносицы до конца бровей.
8)Как только нос нашего катера оказывается на линии, соединяющей кромки скал, они начинают сходиться и через 7 секунд со страшной силой ударяются друг о друга. Длина нашего катера 28 метров. Какое расстояние мы должны проплыть, чтобы нас не задели скалы? С какой скоростью мы должны двигаться?
Учитель: Мы в Чёрном море. Слайд с 17 -26
Есть у моря свои законы,
Есть у моря свои повадки,
Море может быть то зелёным
С белым гребнем на резкой складке.
То без гребня свинцово – синим,
Просто светлым и просто синим,
Чуть колышимым лёгким бризом
Ученик: Море может быть в час заката
То лиловым, то красноватым,
То молчащим, то говорливым
С гордой гривою в час прилива.
Ученик: Море может быть голубое.
И порою в дневном дозоре
Глянешь за борт и под тобою,
То ли небо, а то ли море.
Учитель: Давайте насладимся красотою подводного мира Чёрного моря. ( Электронная физминутка)
4)Сейчас мы поедем в самый крупный город на Черноморском побережье. Хотите узнать, что это за город? Слайд 27
IV. Самостоятельная работа
(Работа с крестовинами. Ученики ходят, на крестовинах находят ответ, составляют слово СОЧИ)
Умножение в столбик на однозначное число.
234 х5 – С
540Х7 – О
876 Х3 – Ч
907Х6 — И
V.Работа над составной задачей
Учитель: Посмотрите на схему и попробуйте составить задачу. Слайд 28
Из двух городов одновременно навстречу друг другу вышли два теплохода и встретились через 4 часа. Скорость одного 30 км/ч, скорость другого 36 км /ч. Найдите расстояние между городами.
Работа по содержанию задачи.
Учитель: Проанализируем задачу. Как двигались теплоходы?
Сколько времени до встречи прошёл каждый теплоход?
С какой скоростью двигался первый теплоход? Второй теплоход?
Прочитайте вопрос задачи.
Что нужно знать, чтобы найти расстояние между городами?
Знаем ли мы, какое время в пути был каждый катер?
Что известно о скорости теплоходов?
Зная скорость первого и скорость второго, что можно найти?
Зная скорость сближения и время, которое теплоходы были в пути, что можно найти?
2 способ
Как по- другому можно найти расстояние между городами?
Из каких отрезков складывается весь путь? Покажите.
Что нужно знать, чтобы найти всё расстояние?
Можно ли найти расстояние первого до встречи? Как?
Можно ли найти расстояние второго до встречи? Как?
Как запишем решение задачи по действиям или при помощи выражения?
Физминутка:
Волны плещут в океане
(Дети машут руками, изображая волны)
Что там чудится в тумане?
(Вытягивают руки вперёд)
Это мачты кораблей
(Руки вытягивают вверх)
Пусть плывут сюда скорей.
(Машут руками)
Учитель: Вот и город Сочи. (ВИДЕФРАГМЕНТ ) Слайд 28 (ссылка)
Как вы думаете, почему мы приехали именно в Сочи?(«2014 год – место проведения зимней олимпиады. В этом году на зимней олимпиаде в Турине нашей сборной был передан олимпийский флаг, который отправился в город Сочи. И сейчас полным ходом идёт подготовка к проведению этой олимпиады. А вам хотелось бы узнать, как будет выглядеть символ Зимних олимпийских игр в Сочи? Жителям города Сочи было предложено 4 символа будущей олимпиады. Один из них нам предстоит составить
Работа в группах по составлению символа.
Вам придётся показать, как вы умеете дружно работать в группах. Но есть одна сложность: фрагментов рисунка намного больше, чем надо. Ваша задача найти нужный. Как? Решите выражения со своей карточки и сложите ответы. Полученное число укажет вам на картинку. Итак, группа, которая выполнит задание подаёт мне сигнал.
VI. Подведение итогов.
Учитель: Наше путешествие подходит к концу и нам пора возвращаться в родную школу. Что нового узнали из путешествия, какими математическими знаниями овладели? Слайд 29
VII.Домашнее задание
Слайд 30
Учитель: Наше путешествие было не долгим, но интересным. Но как бы хорошо, нам не было в гостях, а дома всегда лучше. В честь нашего прибытия — салют.