Урок-сказка «Закрепление таблицы умножения и деления» (3-й класс)
Цели и задачи урока:
закрепить навыки табличного умножения и деления;
совершенствовать вычислительные навыки, умения решать задачи на нахождение четвертого пропорционального и площади прямоугольника;
развивать логическое мышление, интерес к математике;
воспитывать чувство товарищества, взаимопомощи.
Оборудование
Оснащение учебного занятия:
индивидуальные доски,
фломастеры,
жетоны,
коробочки под жетоны,
раздаточный материал: квадраты, прямоугольники.
ХОД УРОКА:
I.Оргмомент.
-Здравствуйте, ребята. Сегодня я приглашаю вас совершить путешествие в сказочную страну «Табличное умножение и деление».
II. Сообщение темы и цели урока.
-Итак, сказка начинается.
-В волшебном царстве, математическом государстве родились две маленькие феи. Родители еще до рождения закодировали их имена, чтобы никто не смог лишить их чудесного дара ТВОРИТЬ ДОБРО. Если эти имена расшифруют добрые люди, то феи не потеряют свой волшебный дар никогда, а, если — Злая Фея, феи не смогут совершать добрые дела. Нам нужно обязательно помочь им. Не забудьте взять с собой рабочее настроение и взаимовыручку.
III. Устный счет
1. Работа в группах.
— Обратите внимание, каждая буква закодирована как число. Чтобы выяснить, какое именно, необходимо решить примеры и прочитать слова. Разгадать код вам поможет знание таблицы умножения. За правильные ответы вы получите жетоны.
Задание для первой группы.
Ключ на экране.
Е-2*7 У-6:3
Н-3*8 Н-12:3
И-36:6 О-7*4
Е-56:7 М-5*4
Ж-9*9
Группа, пользуясь ключом, заполняет таблицу на индивидуальной доске 2 20 4 28 81 8 24 6 14
Задание для второй группы.
Ключ на экране.
Е-4*0 Л-72:8
Н-6*8 Е-4*6
Д-2*5 И-63:9
Е-15:3
Группа, пользуясь ключом, заполняет таблицу на индивидуальной доске 10 24 9 5 48 7 0
2.Индивидуальная работа у доски.
-Чтобы вы стали настоящими волшебниками, один ученик выполнит задание на доске.
Поставьте знаки +,-,*,:
20□15=20□4
35□8=9□3
6□9=70□16
37□8=9□5
3. Проверка выполнения индивидуального задания.
Проверка выполнения задания 1 группой 2 20 4 28 81 8 24 6 14
У м н о ж е н и е
Проверка выполнения задания 2 группой 10 24 9 5 48 7 0
Д е л е н и е
-Правильно, первую фею зовут Умножение, вторую – Деление.
(Ребята получают жетоны).
4.Решение задач. Работа по вариантам.
-Феям подарили подарки: куклы и мягкие игрушки.
1в. Во сколько раз кукол подарили больше, чем мягких игрушек?
2в. Во сколько раз мягких игрушек подарили меньше, чем кукол?
5.Проверка.
-8:2=4
(Ребята получают жетоны).
Обобщение.
-Почему решение у обоих вариантов одинаковое, хотя вопросы разные?
— Чтобы узнать во сколько раз одно число больше или меньше другого. Нужно большее число разделить на меньшее.
IV.Чистописание
1. Работа в тетрадях.
-Но Феи не только играли с куклами, они с удовольствием решали различные задачи.
-Фея Умножение любила составлять числа из данных цифр. А Фея Деление – находить закономерность в числовом ряду и продолжать его. Вот и вам они предлагают выполнить такие задания. Поднимите руки у кого задание Феи Умножения (35609), Феи Деления (1 11 13 23 25 )?
-Запишите число, классная работа.
-Не забывайте правильно прописывать цифры, следите за посадкой.
2. Проверка задания феи Умножение
-Прочитайте получившиеся числа.
-90653, 65390, 39065 и т.д.
Проверка задания феи Деление
-Прочитайте получившиеся числа.
-35 37 47 49
— Подчеркните четные числа.
3. Взаимопроверка.
-Поменяйтесь тетрадями и поставьте друг другу оценки.
V. Закрепление пройденного материала
-Благодаря Феи Умножение добро приумножается. Благодаря Феи Деление зло уменьшается и исчезает. Но Феи не смогут войти в полную силу, пока не разыщут Таблицу умножения, которую спрятала Злая Фея.
-Но ей так понравились маленькие феи, что она поставила нам условие: пройдете три испытания, получите Таблицу умножения обратно.
1 испытание. Замок Задач.
-Этим замком владеет замечательный граф Задачкин, но с ним случилась беда: Злая Фея посадила его в клетку. Давайте выручим его.
1. Работа по учебнику.№2 с.62.( Математика. М.И.Моро)
Прочитайте условие задачи и подумайте (Одновременно заполняется таблица)
-Как удобно записать задачу кратко?
-В таблице.
-Как озаглавим первую колонку, вторую, третью?
-О чем говорится в задаче?
-Об одинаковых наборах из чашек.
-Что такое число 9?
-Количество наборов.
-Число 54?
-Всего чашек в этих наборах?
-Что надо узнать в задаче?
-Сколько чашек в 5 таких наборах? Сколько таких наборов получится из 60 чашек?
В 1 наборе Кол-во
наборов Всего чашек
?
Одинаково
? 9 н. 54 ч.
5 н. ?
? 60 ч.
— Что одинаково в обеих задачах?
-Первая строка
-Чем отличаются?
-Вопросами и вторыми строками.
Решение задачи самостоятельно по вариантам.
-Вы можете решать задачу полностью самостоятельно или попросить помощь учителя.
Дети самостоятельно выбирают один из вариантов выполнения работы. Для удобства таблица разбивается на две.
(Два ученика работают на индивидуальных досках)
1в.
В 1 наборе Кол-во наборов Всего чашек
Одинаково? 9 н. 54 ч.
5 н. ?
2в
В 1 наборе Кол-во наборов Всего чашек
Одинаково? 9 н. 54 ч.
? 60 ч.
Проверка
1в.
1). 54:9=6 (ч.)-в одном наборе
2). 6*5=30 (ч.)-в пяти наборах
2в.
1). 54:9=6 (ч.)-в одном наборе
2). 60:6=10 (н.)-получится из 60 чашек
-Мы справились с этим заданием. И теперь граф Задачкин на свободе.
VI. Физкультминутка
2 Испытание. Море примеров.
-Перед нами море Примеров. Прочитайте выражения, используя математические термины.
-Мы должны помочь Феям переплыть это море, чтобы оказаться на Геометрической поляне – это одно и условий Злой Феи.
1.Соревнование между двумя командами.
Примеры записаны на доске.
5*5= 8*8=
2*8:4= 30:5*3=
12:6+8*1= 3*3-7*0=
2*(15-6)= 27:(11-8)=
Ученики подбегают к доске по одному, имитируя руками плавательные движения, решают пример, передают мел следующему участнику и т.д.
2.Проверка
5*5=25 8*8=64
2*8:4=4 30:5*3=18
12:6+8*1=10 3*3-7*0=9
2*(15-6)=18 27:(11-8)=9
Обобщение.
-Благодаря чему вы справились с заданиями?
-Благодаря таблице умножения.
VII. Закрепление пройденного материала (продолжение)
3 испытание. Геометрическая поляна.
-Поляна волшебная, без конца меняет свою форму.
-Как называются эти геометрические фигуры? (Учитель показывает геометрические фигуры различной формы).
-Чтобы попасть на поляну, нам необходимо найти площадь Геометрической поляны.
1. Практическая работа в парах.
-Найдите площадь фигур.
Каждая пара получает определенную фигуру (прямоугольники, квадраты), измеряет длину и ширину, находит площадь.
2. Проверка
-Чему равна площадь поляны?
1 пара. S=4*4=16 см²
2 пара. S=8*2=16 см ²
3 пара. S =1*16=16 см ²
Обобщение.
-Как найти площадь прямоугольника?
-Надо длину умножить на ширину и наоборот.
3.Решение уравнений и неравенств.
-А феи уже ждут нас на поляне, чтобы мы помогли им справиться со следующим заданием.
-Что вы видите перед собой?
-Неравенства, уравнения.
-Покажите уравнения, неравенства .y*7=35 k:4=8
36:4□
7*6>□*5
54:x=6
4.Индивидуальная работа.
Решите на выбор или уравнения, или неравенства (два ученика решают на индивидуальных досках).
5.Проверка54:x=6 y*7=35 k:4=8
x=9 y=5 k=32
36:48*5 2*9:6>3
-Благодаря чему вы справились с заданиями?
-Благодаря таблице умножения.
VIII. Итог
-Вы хорошо справились со всеми заданиями. А как вы думаете, где Злая Фея прячет Таблицу умножения?
-В горшке.
-Правильно.
-А зачем надо знать таблицу умножения?
-Мы справились с заданиями, и теперь Феи будут совершать только добрые дела. Феи и я благодарим вас за хорошую работу.
IX. Выставление оценок
-Посчитайте свои жетоны. Посмотрите на таблицу и скажите, какие оценки вы получили за урок.
10 и более
жетонов 8-9
жетонов 5-7
жетонов
5 4 3
X. Рефлексия
— Какое настроение у вас было на уроке? Почему?
-Что вы расскажите родителям о сегодняшнем уроке?
XI. Домашнее задание
Повторить таблицу умножения.