Конспект урока для 4 класса «Письменное умножение на двузначное и трёхзначное число. Закрепление. Деловая экономическая игра»

Муниципальное Казённое Общеобразовательное Учреждение

Средняя Общеобразовательная Школа №1 п.г.т. Кавалерово

Приморского края













Методическая разработка урока математики в 4 классе по программе «Школа России».

Тема: Письменное умножение на двузначное и трёхзначное число. Закрепление. Деловая экономическая игра.









подготовила учитель начальных классов

Искоростинская Виктория Витальевна.









2012г.





Тема: Письменное умножение на двузначное и трёхзначное число. Закрепление. Деловая экономическая игра.

Цели: Закрепить письменный приём умножения многозначных чисел на двузначное и трёхзначное числа; совершенствовать навыки письменных вычислений; повторить письменные алгоритмы сложения, вычитания, умножения и деления; закрепить умения решать задачи на движение и на нахождение среднего значения; закрепить умение находить периметр прямоугольника и квадрата; развивать математическую смекалку, логическое мышление; работать над экономической грамотностью; формировать умение работать индивидуально, в парах.

Оборудование: карточки с ответами, таблица результатов

Ход урока.

  1. Организационный момент.

  2. Сообщение темы и целей урока. – Сегодня на уроке мы будем играть в деловую экономическую игру. Что такое экономика? (Это организация и состояние хозяйства государства, города, района, предприятия).

— Без чего невозможна экономика? (Без денег.)

– Как называется организация, которая занимается денежными операциями? ( Банк). Мы с вами будем сегодня работниками банка. Заодно повторим многие темы, которые мы изучили в третьей четверти.

  1. Устный счёт.

— Поверим, как вы умеете считать устно. Запишите в строчку через запятую только ответы:

а) сумма чисел 300и 5;

б) разность чисел 300 и 5;

в) произведение чисел 300 и 5;

г) частное чисел 300 и 5;

д) 10 часть числа 500;

е) уменьши в 2 раза число 200.

– Прочитайте ответы. (305, 295, 1500, 60, 50, 100).

– На какие две группы можно разделить эти числа? (Нечётные -305,295- и чётные-1500, 60, 50, 100).

— Какие числа называют чётными? (Числа, последняя цифра которых делится на 2).

— Как ещё можно назвать эти числа? ( круглые, потому что они заканчиваются на 0).

— Все полученные в устном счёте числа написаны на карточках.

— Расположите эти числа в порядке возрастания, переверните карточки и узнаете слово, которое часто звучит в банке. (Кредит).

–Молодцы, вы показали, как вы умеете считать. Что такое кредит? (Это выдача банком денег в долг на определённый срок на определённых условиях).

  1. Закрепление письменного алгоритма умножения на двузначное и трёхзначное число.

– В наш банк обратились три фирмы с просьбой выдать кредит. Мы должны проверить, способна ли каждая фирма возвратить кредит. Для начала выясним, какие номера счетов у этих фирм. Первый ряд будет узнавать номер счета первой фирмы, второй ряд-второй фирмы, третий ряд-третий фирмы. Для этого вам надо будет решить примеры на умножение на двузначное и трехзначное число. Вспомните, какие правила нужно соблюдать при записи таких примеров столбиками (Записываем единицы под единицами, десятки под десятками, сотни под сотнями).

-Как записать пример, если на конце слагаемого есть 0 (Второе слагаемое записываем так, чтобы под нулем не было цифры).

-Расскажите, как правильно записать примеры: 206х347, 920х5600, 758х320.

— Как будете умножать многозначные числа? (сначала умножаем единицы второго множителя на единицы первого множителя и единицы результата записываем под единицами первого множителя, а десятки запоминаем, потом единицы второго множителя умножаем на десятки второго множителя и прибавляем десятки, которые запоминали после умножения на единицы, десятки записываем под десятками , а сотни запоминаем, затем умножаем единицы второго множителя на сотни первого множителя и к результату прибавим сотни, которые запоминали, результат запишем под сотнями, а если получатся тысячи, то записываем их слева от сотен; теперь начинаем умножать на десятки второго множителя, ответы начинаем писать под десятками второго множителя.

Задание для первого ряда: 507х248, 390х546, 802х470.

Задание для второго ряда:905х164, 382х670, 703х1200.

Задание для третьего ряда:726х308, 924х150, 209х4300. Проверьте друг у друга ответы. А теперь сравните, то что у вас получилось, с записями на доске: если вы решили правильно, то ответы, расположенные по порядку, составят номера счетов фирм. Номер первой фирмы: 125736212940376940.

Номер второй фирмы: 148420255940843600.

Номер третьей фирмы: 223608138600898700.

  1. Физкультминутка.

  2. Закрепление умения решать задачи.

–К заявлениям на выдачу кредита фирмы приложили сведения о доходах за последние 3 года. Надо посчитать среднегодовой доход и выяснить, какая фирма больше заработала денег.

Первая фирма: 302000р, 28475р, 128694р.

Вторая фирма: 256476р, 374800р, 305264р.

Третья фирма: 98266р, 76484р, 105396р.

–Как узнать среднегодовой доход фирмы? Посовещайтесь со своим соседом по парте и, когда будете готовы дать ответ, поднимите руки. (Надо сложить прибыль за все 3 года и разделить получившееся число на 3).

Первая фирма заработала за 3 года 458169рублей, разделим на 3, получается 152723. Вторая фирма заработала за 3 года 936531рублей, разделим на 3, получается 312177. Третья фирма заработала за 3 года 280146рублей, разделим на 3, получается 93382.

–Какая фирма больше заработала? (Вторая фирма)

-Запишем данные в таблицу: Первая фирма – 2 балла, Вторая фирма – 3 балла, Третья фирма – 1 балл.

-Кредиты нужны фирмам, чтобы построить новые цеха. Фирмы уже получили участки земли и огородили их заборами. Первая фирма выбрала участок прямоугольной формы со сторонами 70 метров и 50 метров. Вторая фирма выбрала участок квадратной формы со стороной 50 метров. Третья фирма выбрала участок треугольной формы со сторонами 80 метров, 40 метров, 70 метров. Какая фирма сэкономила на заборе. Посовещайтесь с соседом по парте как это доказать. (Надо узнать периметр этих фигур).

Первая фирма:(70+50)х2=240м.

Вторая фирма:50х4=200м.

Третья фирма – 40+80+70=190м.

–Какая фирма сэкономила на заборе? (Третья фирма)

–Занесем данные в таблицу: Первая фирма – 1балл. Вторая фирма – 2балла. Третья фирма – 3 балла.

-Для своего производства фирмы закупают сырье в другом городе. До города 1800км. Первая фирма решила доставлять груз поездом, скорость которого 60км/час. Вторая фирма решила доставлять груз самолетом, скорость которого 450км/час. Третья фирма решила доставлять груз автомобилем, скорость которого 50км/час. Каждый ряд сейчас посчитает, сколько времени доставляется груз каждой фирме. Для этого давайте кратко запишем условия получившихся задач. Как мы называем такие задачи? (Задачи на движение).

-Какие величины в этих задачах? (Скорость, время, расстояние).

-Запишем в краткой записи, что известно. Для первого ряда :

скорость- 60км/ч, время -?, расстояние- 1800км.

Для второго -:скорость-450 км/ч, время -?, расстояние- 1800км.

Для третьей фирмы: скорость- 50 км/ч, время -?, расстояние- 1800км/ч.

Проверим ответы: 1 ряд- 30ч, второй ряд- 4 ч, третий ряд-36 ч. Какая фирма выбрала более быстрый способ доставки груза? ( Вторая).

– Внесём данные в таблицу: первая фирма- 2 балла, вторая фирма- 3 балла, третья фирма- 1 балл. Повторим, как найти время в задачах на движение? ( Надо расстояние разделить на скорость).

–Как найти скорость? (Надо расстояние разделить на время).

— Как найти расстояние? ( Надо скорость умножить на время).

Дополнительно:

–Составьте и решите обратные задачи (работа в парах).

Первый ряд: скорость-?, время- 30ч, расстояние- 1800км или скорость- 60км/ч, время, 30ч, расстояние-?

Второй ряд: скорость-?, время- 4ч, расстояние- 1800км или скорость- 450км/ч, время-4ч, расстояние-?

Третий ряд: скорость-?, время-36ч, расстояние- 1800км или скорость-50км/ч, время- 36ч, расстояние-?

  1. Подведение итогов по таблице: Первая фирма 2-1-2. Вторая фирма 3-2-3. Третья фирма 1-3-1 . –Какой фирме выдадим кредит? (Второй фирме, потому что она заработала большее количество баллов)

  2. Итог урока. – Понравился вам урок? Что вспоминали сегодня на уроке? Какая часть урока показалась вам наиболее интересной?

  3. Домашнее задание: Повторить таблицу единиц площади.





















































Литература.

Черкесова М.Н. Поурочные планы по учебнику М.И.Моро, М.А.Бантова и др.Волгоград. «Учитель-АСТ».

Свежие документы:  Коннспект урока для 4 класса "Сложение и вычитание трехзначных чисел"

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Математика: