Министерство образования и науки Республики Казахстан
Акмолинская область средняя школа №2
Урок математики
в 4-ом классе.
Тема: «Путешествие
в математическую
Галактику»
Учитель начальных классов: Кабзистова С
Тема: «Путешествие в математическую Галактику»
Урок — соревнование в 4 — м классе
Образовательные задачи:
Развивающие — развитие творческих способностей, воображения, смекалки;
Обучающая — совершенствование вычислительных навыков;
Воспитательные — формирование ответственности, интереса к математике.
Дидактические материалы: модель ракеты, маршрут полета, изображенный на большом листе бумаги, звездочки (красные, желтые, синие.)
Ход урока
Командиры экипажей сдают рапорты о готовности экипажа к полету, отсчитываются секунды перед стартом ракеты. Исполняется песенка об арифметике:
Чтоб водить корабли,
Чтобы в небо взлететь,
Надо многое знать,
Надо много уметь.
И при этом, и при этом
Вы заметьте-ка,
Очень важная наука
А — риф — ме — ти — ка!
Учитель:
— Молодцы! До старта нашей ракеты осталось 10 секунд. Включить счетчик! Отсчитываем секунды: 10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1. Старт!
Станция «Сосчитай — ка»
Учитель:
— Ребята, сейчас вы все — космонавты. Первое испытание в нашем полете — соревнование «Какая ракета быстрее?» Приготовьте ручки. Внимательно послушайте правила.
Каждый командир получает ракету, на которой написаны задания. Надо решить пример, вписать ответ в окошко и быстро передать ракету следующему. Тот, кто закончит решение, должен сидеть тихо, чтобы не мешать товарищам, и внимательно следить, какая ракета первой вернется на старт. Возвращает ракету тот член экипажа, который выполняет последнее задание. Если экипаж быстро и правильно выполнит все задания, он побеждает и награждается звездочкой (1-е место — красная, 2-е — желтая, 3-е — синяя звездочка).
Командиры экипажей, ко мне!
Учитель раздает ракеты, на которых написаны задания, например, такие:
1. 180:3 + 401 х 7-89 =
740+180 = 560 + [ ]
962 + [ ]= 250×4
Март, апрель и май — весенние месяцы. Сосчитай, сколько дней в весенних месяцах.
Лестница состоит из 17 ступеней. На какую ступеньку надо встать, чтобы быть на середине лестницы?
Учитель: Внимание! Старт! Приступаем к решению.
Подводятся итоги соревнования. Объявляется место, занятое каждым экипажем, и прикрепляется соответствующая звездочка.
Учитель:
— Наша ракета продолжает полет. Летим на следующую станцию. На старт! Штурманы, включить счетчик! Отсчитываем секунды: 10, 9, 8, 7, 6, 5, 4,3,2, 1. Старт!
Станция «Веселая»
Учитель:
— на станции «Веселая» вас ожидает радостная весть: в Космос полетел
необыкновенный человек, который состоит только из геометрических фигур
и цифр. Сейчас художники экипажей приступят к рисованию его портрета
(на доске мелом или на бумаге фломастером). А пока они будут рисовать, мы
вспомним стихи и песни о Космосе.
Звучат, например, такие строки:
— Мы летим к другим планетам!
Объявляем всем об этом! —
Весь игрушечный народ
С нами просится в полет.
Жмется заинька к ракете:
—Полечу я с вами, дети,
На любую из планет,
Где волков зубастых нет!
Мышки — крошки засмеялись:
— Мы летали, не боялись,
Высота — красота, Ни единого кота!
Даже плюшевый медведь
Хочет к звездам полететь
И с Большой Медведицей
В синем небе встретиться, (стихи Г.Бойко)
Учитель:
— Молодцы, ребята! А сейчас подведем итоги конкурса рисунков. Посмотрите на рисунок этого человечка и ответьте на вопросы: какие геометрические фигуры вы видите и сколько их?
Подводятся итоги этого этапа игры.
Станция «Спортивная»
Учитель:
—Ребята, вы знаете, что космонавты много занимаются спортом и
всегда делают зарядку, даже в полете они находят время для спортивных
упражнений. И мы с вами сейчас проведем физкультурную минутку, чтобы
снять усталость, (все встают и по команде учителя выполняют физические
упражнения, сопровождая их речитативом.)
В полете надо внимательно следить за стрелками приборов. Стрелки — это мои и ваши руки. Повторяйте за мной! (Выполняется упражнение на внимание.)
Молодцы! Вы — хорошие спортсмены. Каждая команда получает красную звездочку!
Внимание! Летим на станцию «Решай — ка». Штурман третьего экипажа, включить счетчик! Отсчитываем секунды: 10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1. Старт!
Станция «Решай — ка»
Учитель:
—На этой станции вы будете составлять и решать задачи на тему о Космосе.
Каждый экипаж составляет по одной задаче и передает ее другому экипажу для решения. {Объявляются итоги этого конкурса. Если учащимся окажется трудно самостоятельно составить задачу, связанную с Космосом, то такую задачу предлагает учитель.)
Примеры задач:
1. Первым космонавтом был Юрий Алексеевич Гагарин. Он совершил полет вокруг Земли за 108 минут. Сколько часов и сколько минут продолжался первый космический полет вокруг Земли?
Для выхода на орбиту искусственного спутника Земли скорость космического корабля должна быть около 8км в секунду. Какое расстояние пройдет космический корабль за 1 час?
Корабль «Союз — 9» был в космосе 18 суток. Сколько часов продолжался полет?
Масса первого искусственного спутника Земли 84кг, масса второго — на 424кг больше, чем первого, а масса третьего — на 819 кг больше, чем масса второго. Найдите массу третьего спутника Земли.
Космический корабль «Союз — 33» стартовал 25 февраля 1979г. Полет продолжался 175 дней. Назовите дату возвращения космического корабля на Землю. (19 августа 1979 года.)
Космический корабль «Союз — 35» находился в полете с 10 апреля 1980г. по 11 октября включительно. Сколько дней продолжался полет? (185 дней.)
Учитель:
—Внимание! А теперь наша ракета отправляется на последнюю
космическую станцию. Включить счетчик! Отсчитываем секунды: 10, 9, 8, 7,
6,5,4,3,2,1. Старт!
Станция «Загадкино»
Учитель:
—Кто догадался, чем мы будем сейчас заниматься? (Отгадывать загадки). Правильно.
Дети отгадывают загадки, связанные с математикой. Подводится итог этой части соревнования и всей игры. Экипажи возвращаются на Землю, делятся своими впечатлениями от полета. На память о полете каждому участнику вручается звездочка.