ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Решение задач на противоположное движение ______
(Тема урока)
Сахариленко Оксана Алексеевна | |
Место работы | МКОУ «Изумруднинская ООШ» |
Должность | Учитель начальных классов |
Предмет | Математика |
Класс | 4 |
Тема | Решение задач на противоположное движение |
Базовый учебник | Учебник для 4 класса в 2-х частях М.И.Моро, М.А.Бантова и др. |
Цель урока: познакомить учащихся с решением задач на движение в противоположных направлениях;
Задачи:
— обучающие совершенствовать вычислительные навыки, умения решать задачи на скорость, время, расстояние.
-развивающие развитие познавательного интереса учащихся;
формирование вычислительной культуры учащихся;
развитие логического мышления, формирование умения наблюдать, выявлять закономерности, сравнивать и сопоставлять, проводить дедуктивные умозаключения и умозаключения по аналогии.
-воспитательные ученик развивает самостоятельность и добросовестность.
Тип урока: Изучение нового материала.
Формы работы учащихся: Индивидуальная, фронтальная
Необходимое техническое оборудование: компьютер, Интернет
Структура и ход урока
Таблица 1.
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
Этап урока | Ход урока | Название используемых ЭОР (с указанием порядкового номера из Таблицы 2) | Деятельность учителя (с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация) | Деятельность ученика | Время (в мин.)
| |
1 | 2 |
| 3 | 5 | 6 | 7 |
1 | Организационный момент |
|
| Приветствие, настрой класса на работу | Запись в тетрадях даты. | 3 |
2 | Устный счет | Работа у доски по рядам, вспомним правила на нахождение V, t и S |
| Контроль | Выполняют задания S=V*t V=S:t t=S:V | 5 |
3 | Работа над новым материалом |
|
| Создает ситуацию ,где ученики должны самостоятельно сформулировать тему урока | Работают с чертежом, формулируют тему урока | 5 |
4 | Формирование умений и навыков |
|
| Контролирует, помогает в выполнении заданий | Для закрепления полученных знаний дети выполняют №135 в учебнике и тетради | 5 |
5 | Физкультурная минутка |
|
|
| Дети выполняют движения способствующие отдыху на уроке | 3 |
6 | Работа над пройденным материалом. |
| Таблицы со звуковым содержанием №1,№2 | Организует работу у компьютера Работа со слабыми учащимися по карточкам | Учащиеся решают задачи | 10 |
7 | Работа над пройденным материалом |
| Таблицы со звуковым содержанием №3.№4 | Организация индивидуальной работы | Решают примеры №135 2 столбик, один человек у доски с комментированием | 5 |
8 | Развитие логики и мышления |
| Таблица № 5 | Организует работу у компьютера | Думают, высказывают свои предположения | 5 |
9 | Выполнение деления с остатком |
|
| Организует работу у доски | Высказывают свои суждения | 3 |
10 | Рефлексия |
|
| Дает возможность ученикам сделать вывод о том, что выполняли на уроке | Высказывают свои отзывы об уроке | 2 |
11 | Домашнее задание |
|
|
| задания №143 с. 28, | 2 |
Приложение к плану-конспекту урока
Решение задач на противоположное движение _
(Тема урока)
Таблица 2.
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР
Название ресурса | Тип, вид ресурса | Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.) | Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР | |
1 | Деление чисел | ЕКЦОР | Анимация со звуковым содержанием | https://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/403a9b52-2895-11dc-8314-0800200c9a66/iz2.swf |
2 | Материалы для закрепления задач на движение | ЕКЦОР | Таблица | http://files.school—collection.edu.ru/dlrstore/403a9b6a-2895-11dc-8314-0800200c9a66/iz2.swf |
3 | Материалы для закрепления задач на движение | ЕКЦОР | Таблица | https://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/4996b83f-9e71-11dc-8314-0800200c9a66/iz2.swf |
4 | Материалы для закрепления задач на движение | ЕКЦОР | Таблица | https://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/4996b840-9e71-11dc-8314-0800200c9a66/iz2.swf |
5 | Материалы для закрепления задач на движение | ЕКЦОР | Таблица | https://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/4996b841-9e71-11dc-8314-0800200c9a66/iz2.swf |
6 | Развитие логики и мышления | ЕКЦОР | Таблица |
МАТЕМАТИКА
Тема: « Решение задач на движение в противоположных направлениях».
Цели: 1) уметь решать задачи на движение в противоположных направлениях, вывести формулу
зависимости между величинами S, Vуд. и t удаления,
составлять по схемам взаимообратные задачи;
2) закреплять умение анализировать и составлять задачи;
3) развивать логическое мышление, математическую речь,
навыки самоанализа и самоконтроля.
Оборудование: презентация к уроку.
Ход урока.
1. Орг. момент.
— В математику страну
Я вас всех сейчас зову.
Встретим мы своих друзей.
Назови их поскорей. (Задачи, уравнения, выражения)
— Назовите тему прошлого урока. (Решение задач на встречное движение)
— Сегодня мы продолжим решать задачи на движение.
2. Актуализация опорных знаний.
Составление и решение задач по схемам.
— А теперь вспомним правила на нахождение V, t и S.
— Запишите формулы нахождения этих величин.
— Проверьте. Кто правильно написал все три формулы?
Молодцы. Сейчас они нам очень потребуются.
— Рассмотрите каждую схему
— Составьте задачу по первой схеме
6км/ч 5км/ч
а) _______________/________________ t=4ч
?км
7м/с 5м/с
б) _______________/________________ t=?с
60 м
?м/мин 5м/мин
в) _______________/________________ t=3мин
24м
10км/ч 15км/ч
г) ___.______.______/_____._____.______ t=2ч
?км
— Что надо знать, чтобы найти расстояние? (Vсбл. и t)
— Время знаем? (Да, 4ч)
— А Vсбл.? (Нет)
— Значит, что мы сейчас найдем? (Vсбл.)
— Как? (6км/ч + 5км/ч=11км/ч)
— А теперь? (S)
— По какой формуле? (S=Vсбл. *4ч=44км). Ответ продиктует.
— Как еще можно решить эту задачу? (Узнать, какое расстояние прошел 1-й,
потом 2-й и полученные расстояния сложить).
— Какой способ удобнее? (1-й)
— Почему? (меньше действий).
Составление задач по 2-й схеме.
— Что надо знать, чтобы найти t? (S и Vсбл.).
— S знаем? (Да, 60 метров).
— А Vсбл.? (Нет).
— А можем узнать? Как? (7м/с+5м/с=12м/с)
— А теперь узнаем? Как? (t=60м:12м/с=5)
— Ответ…
— Можно другим способом решить задачу? (Нет).
— Составьте задачу по 3-й схеме.
— Что известно?
— Можно сразу найти V второй гусеницы? (Нет, т.к. мы не знаем Vсбл.)
— А мы можем найти Vсбл. (Да, т.к. они прошли 24 метра за 3 минуты).
— Еще раз запишите формулу, по которой найдем Vсбл.
Vсбл.=S:t
— Чему равна Vсбл.? (8 м/мин)
— Продолжит решение… (V=8м/мин-5м/мин=3м/мин)
— Можно ли назвать задачи а), б), в) — взаимообратными? (Нет, т.к. разные данные).
3. Физкультминутка.
4. Работа над новым материалом.
— Составление задач по схеме под буквой г)
— Почему ее решение вызвало трудности? Чем она отличается от предыдущей задачи?
Какое это движение? (Эта задача на движение в противоположных направлениях).
— Да, это так. А мы умеем решать такие задачи? (Нет).
— Какая цель нашего урока? (Научиться решать такие задачи…)
— Посмотрите внимательно на схему. Наши объекты идут навстречу друг другу
или же они вышли из одной точки? (Из одной точки). Слайд 7.
— И в каких направлениях? (В противоположных).
— Составьте задачу.
— Расстояние между ними будет увеличиваться или уменьшаться? (Увеличиваться).
— Посмотрите внимательно на каком расстоянии будут велосипедисты через 1 час? (25км).
— Как узнали? (10км+15км=25км).
— Они сближаются или удаляются? (Удаляются).
— Так какая будет тогда V? (Удаления).
— А теперь можем узнать, какое расстояние между ними будет через 2 часа (Да).
— Как? (25км*2ч=50км).
— Что мы научились находить? (S при движении в противоположных направлениях).
— Как называется V? (Vуд.).
— Как запишем формулу для S при движении в противоположных направлениях
(S=Vуд.*t)/
— Сравните с формулой нахождения S при встречном движении.
(Одинаковые. Только там Vсбл., а здесь Vуд.).
— Да, там предметы сближаются друг с другом, а здесь… (удаляются)
— Молодцы, а теперь попробуем эти знания применить при решении задачи.
— Откройте учебник на с.27. Слайд 8.
— Прочитайте 1-ю задачу из №135.
— Что известно?
— В каких направлениях идут пешеходы?
— Что надо найти?
— Обсудите в парах, как можно найти ответ на вопрос задачи? (5км/ч+4км/ч=9км/ч;
9км/ч*3ч+27км).
— Прочитаем 2-ю задачу.
— Какой она является по отношению к 1-й? (Взаимообратной).
— Чем ее решение будет отличаться от решения первой? (В 1-й находили S, а здесь t).
— Посмотрите внимательно на формулу, по которой мы нашли S при движении
в противоположных направлениях и скажите, как согласно этой формуле, найти время?
(t=S:Vуд.).
— Запишите ее в тетради.
— Так что нам надо знать, чтобы ответить на вопрос задачи? (S и Vуд.).
— S знаем? (Да, 27 км).
— А Vуд. — ? (Нет).
— Можем найти? Как? (5км/ч+4км/ч=9км/ч).
— Что такое 9км/ч? (Vуд.).
— Или S, на которое они удаляются друг от друга за 1 час.
— Что теперь найдем? (t). Как?
— Прочитайте 3-ю задачу.
— Эта задача по отношению к 1-й какая? (Взаимообратная).
— Обсудите в парах.
— Какие у вас планы по решению этой задачи? (Vуд.=27км/ч:3ч=9км/ч; 9км/ч-5км/ч=4км/ч).
V уд.=S:t
5. Вывод: S=V*t
V=S:t
t=S:V
6. Итог урока.