Урок математики
Автор: Сарапульцева Ирина Александровна, учитель начальных классов.
Образовательное учреждение: МБОУ Курагинская СОШ № 3.
Класс: 4
Программа: «Гармония».
Тема: Скорость движения.
Оборудование: мультимедиапроектор, экран, компьютер; индивидуально-ориентированные планы; карточки с заданиями.
Форма использования: проецирование на экран при групповой, индивидуальной работе с классом.
Авторский медиапродукт: презентация.
Авторские комментарии: презентация создана с использованием Интернет — ресурсов.
Тип урока: Комбинированное учебное занятие № 1. Изучение нового материала.
Цель: усвоение понятия «скорость», как новой величины (в каких единицах измеряется, формулы нахождения скорости);
Построение нового способа действий, решение поставленной проблемы.
Задачи: 1. Построение нового способа действий решения поставленной проблемы составления формулы нахождения скорости.
2. Формировать регулятивные универсальные учебные действия: умение у обучающихся ставить перед собой учебную задачу (целеполагание), планировать, контролировать, корректировать, оценивать и рефлектировать;
3. Развивать коммуникативные УУД
Ход учебного занятия
1. Психологический настрой.
— Ребята, сегодня вас ждёт новое открытие. Но на пути нам встретятся препятствия, которые мы преодолеем, если будем слажено, чётко и быстро работать.
— Чтобы вам наглядно было видно, как мы будем работать, нам поможет схема. Обратите внимание, напротив каждого этапа поставлено определённое время, которое отводится на выполнение разных заданий.
Организационно-деятельностная схема:
Психологический настрой. (2 мин)
Целеполагание. (2 мин)
Актуализация знаний. (Работа в парах) (10 мин)
Объяснение нового материала. (10 мин)
Физминутка (3 мин)
Повторение нового материала. (3 мин)
Закрепление нового материала (работа в группах). (8 мин)
Индивидуальная работа (работа по ИОУП) (10 мин)
Рефлексия. (1 мин)
— Вспомним алгоритм работы в группе. (Распределение ролей, слушаем, помогаем, говорим тихо)
— Прочитайте тему урока в ИОУПе. (СЛАЙД 1)
— Можете ли вы доступным языком объяснить значения слов «движение, скорость»? Ответы детей.
— Вот вам и первая проблема. -Что такое движение? (СЛАЙД 2) Это перемещение в нужном направлении. 2. Целеполагание. — А что вы знаете о скорости? Что хотите узнать? — В ИОУПе найдите графу «Моя цель» выберите для себя цели на урок: что хотите узнать, обведите цифры. В течение всего урока вы в графе «Рефлексия» отмечайте те цели, которые уже достигли. — В графе «Моя оценка» поставьте отметку, которую вы стремитесь получить на уроке. — Приготовьтесь работать.
3. Актуализация знаний.
Начнём с математической разминки – это движение мысли. Работа в парах. Карточки:
18009м 6027дм 5407км 3080см (мм)
Единицы длины ещё называют расстоянием. Расстояние принято обозначать латинской буквой S ( вешается знак на доску). Напишите в тетрадь S.
2. Продолжите закономерность.
3ч 240 мин 5ч 360 мин …
— С какими величинами мы сейчас работали? (Времени.)
— Время движения в математике принято обозначать латинской буквой t
( вывешивается на доске). Напишите в тетрадь S.
— Допишите недостающие единицы измерения длины?
— Как называется тема урока? (Скорость.)
— Можно ли найти связь между величинами: расстоянием и временем, со скоростью? Порассуждайте.
3. Вычисли: ( СЛАЙД 3)
3дм +5 см
240 км : 4ч
38сек – 19 сек
6м4см + 3 м
240 км : 16мин.
8 мин 12сек + 48сек
— Всё ли у вас получилось?
Проверяем по щелчку мыши.
Почему не решили эти два выражения? (Разные величины)
— На какие группы можно разделить полученные выражения? (Единицы длины и времени)
(По клику мышки)
— Ребята, кто думает, что на этом уроке мы сможем найти значение оставшихся выражений, поставьте «плюс» на полях в тетради. Но для этого надо подумать над следующим заданием.
— Откройте учебники на с. 116.
4. Объяснение нового материала.
Задача № 379 нам поможет ответить на вопрос: Что такое скорость? Как найти скорость? В каких единицах измеряется скорость?
Прочитайте задачу. Ответьте на вопросы:
Сколько км проходит поезд за 1 ч?
Сколько км может пролететь самолёт за 1 мин?
Начертить схему (8 клеток). Это расстояние. Чему равно? (240 км).
За какое время проходит поезд это расстояние? (За 4 часа)
— Как узнала Маша скорости движения поезда и самолёта? Прочитайте, объясните.
РЕШЕНИЕ в тетради. 240 : 4 = 60 (км в час) – скорость поезда.
— Скорость самолёта найдите самостоятельно.
(240 : 16 = 15 (км в мин.) – скорость самолёта.
— В каких единицах измеряется скорость?
— Скорость – это тоже величина. Надо договориться, в каких единицах мы будем её измерять (км/ч) (СЛАЙД 4)
ДЕТИ: Вывод: Скорость – это расстояние за 1 единицу времени.
Чтобы найти скорость, надо расстояние разделить на время.
4. Повторение нового материала. (3 мин)
(Лист А-4)
Работа в группах: 1. Что такое скорость?
2. Подобрать самим формулу нахождения скорости.
(V = S : t)
3. В чём измеряется скорость? (км/ч)
(фломастером писать на листе) Все работы показать. Выбрать правильный ответ.
Прочитать правило на с. 116, 117
Rf ЕСЛИ вы ответили на вопросы, поставленные в начале урока, в рефлексии отметьте.
Закрепление нового материала (работа в группах). (5 мин)
Работа в группе:
Задача по программе «Кирилл и Мефодий».
РЕШЕНИЕ в тетради.
ВОПРОС: Где в жизни мы встречаемся со скоростью? (в парах). Если вы ответили на этот вопрос, обведите в рефлексии соответствующую цифру.
Индивидуальная работа (работа по ИОУП) (10 мин)
Если вы не выполнили запланированные задания, то дорешаете их дома.
7. Рефлексия.
— Посмотрите в свои ИОУПы. Сравните: Какие цели ставили в начале урока. Достигли их? Если не достигли, то почему?
4