Филиал Муниципального образовательного учреждения Коноплинская средняя общеобразовательная школа Ухоловского муниципального района Рязанской области « Богородицкая начальная общеобразовательная школа»
Урок математики в 4 классе.
«Выборы наследника
математического царства»
(урок – соревнование).
Учитель: Абрамова Е.М.
2014 – 2015 учебный год
Цели:
— создание условий для успешного закрепления знаний и умений по теме «Сложение и вычитание величин» ;
— отслеживание уровня усвоения изученного материала по теме «Сложение и вычитание величин».
Задачи:
Образовательные:
— закрепить приёмы устного и письменного сложения и вычитания величин;
— повторить изученные единицы длины, массы, времени, площади;
— совершенствовать умение преобразовывать и сравнивать величины;
— совершенствовать вычислительные навыки, умения решать задачи;
— выявить трудности, возникающие при самостоятельной работе по данной теме.
Развивающие:
— развивать у учащихся логическое мышление, умение рассуждать, анализировать;
— развивать познавательный интерес к предмету;
— развивать умение работать самостоятельно, используя творческие задания.
Воспитательные:
— воспитывать доброе отношение к друг другу и уважение;
— воспитывать чувство позитивной оценки и самооценки.
Тип урока:
Урок обобщения и систематизации знаний.
Универсальные учебные действия.
Личностные :мотивация учебной деятельности; самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности; этические чувства , прежде всего доброжелательность и эмоционально – нравственная отзывчивость. Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу; осуществлять первоначальный контроль в различных видах познавательной деятельности; оценивать результат своих действий, вносить соответствующие коррективы под руководством учителя. Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; использовать общие приёмы решения задач; применять правила и пользоваться алгоритмами, осуществлять смысловое чтение. Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач; использовать простые речевые средства для передачи своего мнения, выражать свою точку зрения.
Методы работы:
— словесный, наглядный, индивидуальный, фронтальный.
Формы работы:
— фронтальная, индивидуальная, работа в группе.
Используемые технологии:
— личностно – ориентированные, информационные, здоровье -сберегающие, уровневой дифференциации.
Оборудование:
— компьютер, проектор, экран, презентация; -карточки для индивидуальной работы, табло с критериями оценок, бейджики, жетоны (красные и жёлтые кружочки),большой конверт, круг с 5 секторами, красный, зелёный, синий карандаши; -для награждения: корона, медали.
Содержание занятия
1.Организационный момент. Слайд 1
— Все расселись по местам, никому не тесно, По секрету скажу вам: «Будет интересно!» Будем мы считать, писать и решать задачи, Чтоб сегодня, как всегда, в руки шла удача. Повторим материал, закрепим умения, Чтобы каждый мог сказать: «Это всё умею я !»
2.Мотивация учащихся. Слайд 2
— Ребята, вчера почтальон принёс мне конверт, а в нём письмо. Хотите послушать , что там написано?
— В некотором царстве, в некотором государстве, Слайд 3 На далёкой стороне, жил – был царь в своей стране. Мудрым царь и умным был, математику любил. Хитроумные задачи и примеры он решал, На досуге очень часто книги умные читал. Но промчались годы спешно – царь состарился конечно, Уж пора бы на покой, только кто ж тогда страной Этой править будет всей, бог не дал ему детей…
И решил царь к нам прийти, средь вас наследника найти. Самый умный, самый смелый, самый быстрый и умелый. И в тетради чтоб на диво было у него красиво! К царскому придёт он трону, получит царскую корону. И условия такие: — Если был ответ прекрасный – ты жетон получишь красный; — Если твой ответ похуже – жёлтый цвет тобой заслужен; — Если плох был твой ответ – не получишь ты «монет».
— Ребята, я думаю, вы догадались, что сегодня у нас необычный урок, это будет урок – соревнование.
3.Определение цели и темы урока.
— Какова ваша цель на этом уроке? (Получить царскую корону).
— Каким образом вы будете это делать?(Показывать математические знания).
— Знания каких разделов математики вам потребуются, вы сможете легко узнать, если разгадаете математический ребус. Для этого объединитесь в группу, поработайте сообща.
+ Слайд 4
_ Слайд 5
ВЕЛИЧИНА Слайд 6
Тема урока Слайд 7
4. Актуализация знаний.
-Вот вам первое задание – минутки чистописания
Но сначала послушайте советы Мальвины, они вам пригодятся.
-Я тетрадь свою открою и как надо положу, Слайд 8 Я от вас, друзья , не скрою, ручку я вот держу! Тетрадь влево наклоню – ручку правильно держу, Сяду прямо не согнусь, на отлично потружусь.
— А теперь 1 задание: запишите пропущенные единицы измерения. Слайд 9
1.Спортсмен пробежал дистанцию за 45________.
2.Высота трёхэтажного дома 10________.
3.Пакет с сахаром весит 2 _________.
4.Мальчик выше девочки на 13 ___________.
5.Сказка, написанная Маршаком 12 ____________.
6.Самосвал доставил груз 6_____________.
7.Расстояние между сёлами 15______________.
8.Операция длилась 3 _____________.
9.Ширина парты 5_____________.
10.Рост Дюймовочки 25_____________.
11.Мультфильм смотрели 30 ____________.
12.Масса яблока 180____________.
— Проверьте свою работу. Слайд 10
45с, 10 м, 2 кг, 13 см, 12 мес, 6 т, 15 км, 3 ч, 5 дм, 25 мм, 30 мин, 180г.
— Оцените свою работу.
Ошибок нет – жетон красный, 1 до 3 ошибок – жетон жёлтый, больше 3-х ошибок – нет жетона.
— А сейчас возьмите круг с 5 секторами, которые лежат на ваших партах, закрасьте сектор с № 1. Если задание было лёгким закрасьте сектор красным цветом. Если было трудным, но вы справились, то зелёным. Если была необходима помощь – синим.
— Следующее задание, второе испытание: устный счёт.
Слайд 11
Преобразуйте одни величины в другие. Вам на выбор 2 карточки –красная и жёлтая. На красной карточке задание сложнее ,чем на жёлтой. Выбрав красную карточку, вы получаете дополнительно красный жетон.
Жёлтая карточка Красная карточка
3 сут. =_____ ч 60 ч = _____сут. ____ч
4 г = ______ мес. 29 мес. = ____г _____мес.
5 ч = _____мин. 187 мин. = ____ч ____мин.
7 км = _______м 8045м = ____км _____м
9 дм = _______см 56 см =_____дм _____см
2 см = _______мм 47 мм = _____см______мм
6 кг = _______г 3129 г = _____кг______г
8 т = ________ц 92 ц = _____т _____ц
11 ц = _______кг 240 кг = ____ц____ кг
15 кв.дм = ____кв.см 725 кв.см = ___кв.дм___кв.см
12 р. = ______коп. 1560 коп. = ____р. ____коп.
— А теперь взаимопроверка, поменяйтесь карточками проверьте работу соседа. Слайд 12 А сейчас оцените свою работу на круге сектор №2 .
5.Работа по теме урока.
А теперь царь хочет знать кто как может объяснять. Мультипликационно – математическая минутка.
Ребята, я приготовила для вас задачи о сказочных героях. Их 4, каждому по одной , а одну задачу для всех на скорость. И сейчас жеребьёвкой определим кто из вас какую задачу будет объяснять.Подойдите ко мне , пожайлуста, и выбирите карточки, на обратной стороне вы увидите номера задач.
Слайд 13
1.Золушка должна была покинуть дворец в полночь, но все дворцовые часы были переведены на час назад.Во сколько часов карета станет тыквой, а платье Золушки превратится в простое? (в 23 часа)
Слайд 14
2.Кот Леопольд терпел обиды мышей 1 месяц, 2 недели, и 3 дня.Сколько дней страдал кот? (30д.+14д.+3д.=47(48д.))
Слайд 15
3.Незнайка сочинял стихи о своих друзьях 2 часа 15 минут. Сколько минут он занимался этой « трудной» работой? (60х2+15=135 мин)
Слайд 16
4.Волк после встречи с Красной Шапочкой добежал до домика бабушки за 30 минут, а Красная Шапочка дошла за 1час.На сколько минут Волк опередил девочку? (60-30=30 мин)
— А сейчас оцените свою работу на круге, закрасьте соответствующим цветом сектор № 3.
6.Физминутка музыкальная. Слайд 17
Зарядка «Солнышко» — видео.
А кто хочет на удачу у доски решить задачу?
К доске пойдёт ………., задача № 316 на с.67 учебника.
1ч38мин=98мин 98мин+87мин=185мин 1ч27мин=87мин 210мин-185мин=25мин
25мин больше 23мин
-А для вас ребята, задача другая . Слайд 18
Оля и Света решили пойти в кино.Сеанс их фильма начинается в 15.30. В котором часу надо выйти из дома девочкам, если дорога от дома до автобусной остановки занимает 25 минут, поездка на автобусе – 20 минут, дорога от автобусной остановки до кинотеатра – 15 минут.
Проверяем работу. Слайд 19
1)25+20+15=60 мин. =1ч 2)15ч30мин – 1ч=14ч30мин
— Оцените свою работу, закрасьте сектор №4 на круге.
7.Работа на компьютере по теме урока.
Вместе мы решаем дружно, но ведь править будет нужно самому и без друзей, справитесь с проблемой сей? Нам заданья эти точно смогут сразу рассказать Кто ж из вас царём готов стать.
Слайд 20
Включаем компьютеры, открываем прогамму «Математика 4 кл.», находим тему урока «Сложение и вычитание величин», задание 1.
8.Физминутка для глаз.
Проведём , друзья , сейчас упражнения для глаз. Вправо, влево посмотрели, глаза все повеселели. Снизу вверх и сверху вниз, ты хрусталик не сердись, Посмотри на потолок, отыщи там уголок. Чтобы мышцы крепче стали, смотрим мы по диагонали. Мы не будем циркуль брать, будем взглядом круг писать. Плавно глазками моргаем, потом глазки закрываем. Раз, два, три, четыре, пять – можем глазки открывать.
-А теперь продолжаем работу и выполняем задание 2 .
-Оцените свою работу, закрасьте сектор № 5.
9.Подведение итогов соревнования. Слайд 21
-Все достойны вы ребята сей венец носить из злата. Но один царём быть может.Подсчитайте свои жетоны и назовите их количество. Вот мы и определили нашего победителя, им стал…..
Кто больше набрал красных жетонов получает оценку «5», кто жёлтых – оценку «4», остальные «3».
-Окончен урок и выполнен план. Спасибо ребята огромное вам. За то, что упорно и дружно трудились, За то, что царю все вы так пригодились.
Слайд 22
И мне хочется наградить вас всех и вручить вам медали.
Медаль «Умник» получает………….
Медаль «Умница» получает………..
Медаль «За активность на занятиях» получает………
10.Рефлексия. Слайд 23
-Когда человек хорошо справляется со своей работой, он доволен, у него поднимется настроение, как солнышко в ясный день. Давайте посмотрим, какое настроение у нас. На кругах преобладает красный цвет секторов, а это значит, что вам было легко и интересно было работать. А у меня настроение вот такое.
11.Домашнее задание. Слайд 24
-Ребята мы с вами не выполняли на уроке задание на сравнение величин, и я это задание приготовила на карточках для домашней работы, карточек всего 5, на разные величины. Я предлагаю вам самим определить их количество.
Слайд 25
-Спасибо всем за урок.