Урок математике в 5 классе
ФГОС
Тема: Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями
Тип урока: Урок «открытия» нового знания.
Форма работы учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная, самостоятельная работа;
Необходимое техническое оборудование: проектор, компьютер, экран;
Базовый учебник: математика 5 класс, автор Н.Я. Виленкин, В.И.Жохов и др.
Цель: формировать навыки сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями, развивать умение к их практическому применению.
(Слайд 1)
Ход урока:
Оргмомент.
Здравствуйте, ребята.
«Долгожданный дан звонок, Начинается урок! (слайд1)
— Ну-ка проверь, дружок,
Ты готов начать урок? Всё ли на месте,
Всё ли в порядке. Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь отметку «5».
Деятельность учащихся | |
1этап Работа на перспективу Вспомните как называется раздел, который мы изучаем, а подраздел. Где можно посмотреть? Откройте оглавление . Какую первую тему мы изучали? Что мы уже знаем об этом? Какая перед нами стоит задача ? Правильно ли я поняла твою мысль, что вы сейчас будете выделять математические категории? Как будем работать? Следующая тема какая? Какие знания получили? О каких основных математических категориях шла речь? На основе этих знаний, какие умения приобрели? Следующая тема О каких основных математических категориях шла речь? На основе этих знаний, какие умения приобрели? Следующая тема О каких основных математических категориях шла речь? На основе этих знаний, какие умения приобрели? Чтобы получить эти знания, какой объем информации пришлось переработать?( посчитайте количество страниц по оглавлению), посмотрите на слайд 5 ,а нем уместилась? Что произошло? За счет чего произошло сжатие? На доске появляется запись: сжатие информации за счет за счет выделения главных математических категорий
| Дробные числа, обыкновенные дроби. в оглавлении На доске( тема:Дробные числа Обкновенныедроби) Окружность и круг Выделить основные понятия(математические категории)-слайд 2 Устно Доли. Обыкновенные дроби. Перелистываем слайд2 (знания и умения) Сравнение дробей (слайд3) Правильные и неправильные дроби(слайд 4) Небольшая информация, слайд показываем полностью (знания и умения –все темы). Большой объем информации сжали за счет выделения главных математических категорий.
|
2 этап Как можно убедиться, что у нас имеются знания по данному разделу? Выполняют тест. Если вы выполнили тест неудачно, можете ли вы сами понять причину неудачи или нужно помощь соседа или моя? Уделим этому внимание на следующем уроке. Если вы сами поняли причину неудачи, то вы смело можете себе поставить «5». Вывод: Есть желания высказаться? ( Как начать фразу для высказывания: Я думал, Я предполагал – на доске ) | выполнить что-то самостоятельно тест….. |
3 этап Чем предлагает автор заняться сегодня? Что скажите? Тогда чего вы ожидаете от урока? Цель: новое ( на доске) С чего мы всегда начинаем? Что здесь будет главным?( на доске в теме подчеркиваем одинаковыми знаменателями). Какая у нас цель? Где будем находить это новое? Сегодня эту информацию, я перенесла на лист( у каждого учащегося напечатанный лист с науч. информацией ). Что еще у вас лежит на парте? Сформулируйте учебную задачу на этом этапе урока. Нам нужно выделить новое и сохранить. Как сохраним? Каким цветом будем закрашивать новое, а известное? Повтори( спрашиваем несколько учащихся) , что будем делать? А как предлагаете решить эту учебную задачу?( в паре, группе или сам лично) – отводим 5 минут. Поднимите лист покажите друг-другу, классу.( должен быть один цвет- зеленый), если разный даем фишку. Что для вас новое? Можешь разобраться сам или нужна помощь соседа или моя . О чем это говорит? Цель которую мы ставили перед собой не выполнена. Значит мы ошиблись все вместе в постановке цели? Тогда какая цель у автора? На слайде правила сложения и вычитания полностью. 4этап .Видите какая большая фраза (определение как сложить и вычесть дроби с один. знаменателями полностью), а до этого были короткие. Нельзя ли сжать эту информацию? И за счет чего? Как будем сжимать? Подумайте. Работаем по группам (выдаем лист и фломастеры) -4 минуты Посмотрим ваши результаты. Представители от каждой группы одновременно выходят к доске и объясняют свои результаты работы. Какой случай возьмем7 Какую длинную фразу сжали в маленькую. Это еще один вид информации. Какой? ( закодировали знаками). Расшифруйте. На доске появляется запись: ; Сделайте вывод: что нового содержится в научной информации? И в научной информации ничего нового нет. Вернемся к цели урока: узнать что-то новое. Узнали –нет. Как быть? Может быть новую информацию по этой теме найдем в отборе содержания заданий или формулировках заданий. Всем понятно, что будем делать? Какая следующая учебная задача стоит перед нами? Если я сформулирую эту задачу так: Проанализировать содержание заданий и формулировок заданий, вы согласны. Что будем делать7 Будем анализировать содержание и формулировк((рассмотрим стр 156-157 учебника) на сегодняшний урок. Какая ваша задача?( сделать анализ содержания заданий и формулировок) На доске: анализ содержания заданий: виды упражнений и их количество и формулировки заданий соответствие От чего зависит содержание ( от темы урока)? По каким критериям будем анализировать виды заданий? Что нас в содержании будет интересовать?(виды упражнений, их количество и формулировки). Всем понятно , что будем делать? Даем 4 минуты. Как будете работать?( в парах, группах, самостоятельно) Результаты:
Просмотрим все задачи. Можете ли предположить какого вида задачи предлагает автор ( на сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями). Что определяет предложенный набор задач(6)?-тему рока. Если ли у вас сложности с решениями задач? Выполните действия: Какую учебную задачу предлагает автор- отработать алгоритм сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями. Следующий вид упражнений: найти значение выражения- отработать алгоритм сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями. Что общего во всех заданиях?(дроби с одинаковыми знаменателями). Решили учебную задачу? Есть что-то новое? Нет. Все таки цель у автора-повторить. В формулировках заданий есть что-то новое? (нет). Сделайте вывод. Вывод: проанализировав на соответствие теме урока и цели урока содержание заданий и формулировок пришли к выводу- соответствует. Ничего нового не узнали. Пауза | говорят следующую тему : сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями. мы учили в 4 классе, мы знаем узнать что-то новое с выделения главных математических категорий узнать что-то новое в учебнике, т.е будем работать с научной информацией) два тексто-выделителя (красный и зеленый) нам нужно выделить новое и сохранить. Новое-красным, а известное-зеленым. ( на доске сжатие информации) за счет цвета) конечно сам лично повторить На доске запись: сжатие информации за счет знаков Нет, не узнали |
Наверное мы, что упустили, давайте вернемся к перспективе(оглавлению). А как вы думайте, что мы еще не проанализировали? Содержание тем раздела с названием раздела? Как мы это упустили? Тогда на этом этапе урока какую сформулируем учебную задачу? Сформулируйте задачу, используя два слова анализ, соответствие. Что заметили? Первая тема «Окружность и круг» не соответствует названию раздела. Как вы думаете, почему? То, что вы высказали –возможно, но не доказательно. На доске появляется –понять. Ой ребята, мы устали, мысли не приходят в голову, давайте отдохнем. Положили голову на стол, расслабились, закрыли глазки. Я ,включу вам музыку( звучит музыка с днем рождения) А вас попрошу запомните первый образ, который у вас возникнет. Какой образ возник? День рождение. А на день рождение -приносят торт. Торт какой формы может быть? Были именинники? Именинник угощает тортом. Что для этого надо сделать? Надо его разрезать. Я, решила вам помочь и разрезала торт . Но у нас урок –математики, торт будет не настоящим-заменим его моделью. Кто любит торт? ( берет большой кусочек) . кто не любит- маленький. Но всем придется взять. Другим учащимся –даем кусочки в виде прямоугольников. Найдите свою компанию. По какому признаку будете объединятся? Отвечают учащиеся. Из этих признаков какой наиболее существенный и почему? Какая перед вами стоит учебная задача? (составить примеры на сложение и вычитание с одинаковыми знаменателями и найти что-то новое). Как будете работать? (в парах, группах ) Что не получается? Кто растерялся? Чтобы составить примеры ,что надо сделать? Отвечают : надо дать название дроби.(Выдаем листок и фломастеры, примеры пишут как можно крупнее). От чего зависит название дроби? У кого остались лишние? У вас остались лишние доли, почему не использовали? Попробуйте вставить лишние доли в круг. Каждая группа выходит по очереди и представляет свои результаты ,выводы. К какому выводу пришли? Вывод: Значит круг идеальная модель целого. Какие ожидания были от урока? Узнать что-то новое. Узнали? А что Узнали? Кто знал это? Как смогли решить эту учебную задачу? ( в результате практической деятельности получили новые знания). Да. Домашнее задание выберите сами , что решить и сколько. Творческое задание: составить интересные задачи с дробями на сложение и вычитание. | День рождение Мальчики,девочки Одинаковые доли и т.д |
.