Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 8»
Методическая разработка урока математики
«Две основные задачи на дроби»
для учащихся 6-го класса
Тип урока: урок изучения нового материала.
Автор разработки
учитель математики МБОУ «СОШ №8»
Шарыпова Татьяна Викторовна
г.Ханты — Мансийск
2015 год
Использованный тип урока позволяет активизировать процесс обучения, реализовать идеи развивающего обучения, повысить темп урока, увеличить объем самостоятельной работы учащихся.
Цели урока:
Образовательные: создать условия для формирования умения правильно понимать задачу, определять её тип , добиться усвоения материала, его понимания и умения пользоваться им при решении задач, ввести правило нахождения числа по его дроби и показать его применение при решении задач; повторить правила нахождения дроби от числа, умножения дробей, деления дробей, перевода процентов в десятичную дробь;
Развивающие: продолжить формирование математических знаний и приемов умственной деятельности (умение анализировать ситуацию и ориентироваться в действиях, научиться выполнять новое действие, довести его до автоматизации). Формировать элементы математической логики, развивать математическую речь учащихся.
Воспитательные: формировать навыки пошаговой работы под руководством учителя (объяснение нового материала, первоначальное закрепление), восприятия информации на слух (математический диктант), формирования самооценки (рефлексия), воспитывать уважение к мнению товарища и умение его выслушать;
Задачи урока:
٭ закрепить и проконтролировать умение решать задачи на вычисление процента от числа; (I тип задач)
٭ закрепить алгоритм решения задач на нахождение числа по его проценту; (II тип задач)
٭развивать навык устного счета;
٭ формировать владения интеллектуальными умениями и мыслительными операциями;
٭воспитывать чувства долга и ответственности за результат собственной деятельности;
Ожидаемый результат: решают задачи с процентами; знают два основных типа задач на проценты.
Репродуктивный уровень: грамотное оформление решений задач.
^ Конструктивный уровень: уметь применять правила при решении задач с процентами.
Творческий уровень: уметь применять при решении задач с процентами (усложненных) основные формулы и составляя логические схемы и выбирать более простой способ решения.
Средства обучения:
интерактивная доска, учебник, тетрадь;
карточки с заданиями для закрепления материала.
Структура урока:
Мотивационная беседа с последующей постановкой цели.
Актуализация опорных знаний – устная работа, с помощью которой ведется повторение основных фактов, ведущих идей и основных теорий на основе систематизации знаний.
Объяснение нового материала
Диагностика усвоения системы знаний и умений и ее применение для выполнения практических заданий стандартного уровня с переходом на более высокий уровень.
Подведение итогов урока.
Творческое домашнее задание.
Ход урока
Мотивационная беседа.
Учитель. Как вы думаете, зачем надо изучать математику? Ответ на этот вопрос вы найдете, если узнаете, что означает в переводе с греческого слово «математика». «Математика» – знание, наука. Именно поэтому, если человек был сведущ в математике, то это всегда означало высшую ступень учености. А умение правильно видеть и слышать – первый шаг к мудрости. Хочется, чтобы сегодня все ученики вашего класса показали, насколько они мудры и насколько сведущие люди в решении задач. Итак, тема «Две основные задачи на дроби», запишите в тетрадь число и тему урока.
Актуализация опорных знаний.
Работа по слайдовой презентации.
Изучение нового материала.
На слайде показывается два типа задач. Определите тип каждой задачи. Как решить первую задачу? Как решить вторую задачу?
Показывается слайд с решением каждой задачи.
Учитель: Сформулируйте правило нахождение части от целого и целого по его части. На слайде появляются правила.
( Чтобы решить первую задачу надо целое умножить на дробь. Чтобы решить вторую задачу надо число разделить на дробь.)
Учитель: Вспомните, что называется процентом?
Как перевести процент в десятичную дробь?
Как перевести десятичную дробь в процент?
(Процент- это сотая часть любой величины.
Чтобы перевести процент в десятичную дробь, надо процент разделить на сто.
Надо десятичную дробь умножить на сто.)
На доске записаны задания.
а) Замените проценты десятичной дробью.
6%, 33%,1,7%,113%, 96%.
б) Замените десятичную дробь процентами.
0,019, 0,44, 8,5, 2,02, 0,007.
Закрепление нового материала.
Задача № 626 ( один ученик работает у доски)
Учитель: Что мы примем за 100%? Известна ли эта величина?
К какому типу задач относится данная задача?
Сможем ли мы сразу ответить на вопрос задачи?
Как найти, сколько литров бензина было израсходовано за неделю?
Как найти, сколько литров бензина осталось?
Попробуем найти другой способ решения.
Как найти, сколько процентов осталось израсходовать?
Как найти, сколько литров бензина осталось?
Учитель: А теперь подумайте, как изменить вопрос задачи, чтобы она решалась в одно действие?
А как надо изменить условие задачи, чтобы она решалась в одно действие.
Итог урока.
Учитель: Какие типы задач на проценты мы сегодня рассмотрели?
Что нового сегодня узнали на уроке?
Сформулируйте правило нахождение процента от числа и числа по известному проценту.
6.Домашнее задание.
Самоанализ урока математики в 6 классе.
Урок математики был проведен в 6 В классе 3.02.15. Класс к уроку готов и учащиеся быстро включились в учебную деятельность. Взаимоотношения между учащимися ровные, спокойные, дружественные. Ребята данного класса владеют диалогической формой общения, умеют слышать и слушать другого.
Урок проводился согласно тематического планирования. Тема урока « Две основные задачи на дроби». По программе запланировано 3 часа, а данный урок был первым по счету. Урок проведен с использованием ИКТ.
По основному способу проведения — фронтальная и индивидуальная работа через различные виды деятельности, личностно-ориентированный подход.
Цели урока:
Образовательные: создать условия для формирования умения правильно понимать задачу, определять её тип ,добиться усвоения материала, его понимания и умения пользоваться им при решении задач, ввести правило нахождения числа по его дроби и показать его применение при решении задач; повторить правила нахождения дроби от числа, умножения дробей, деления дробей, перевода процентов в десятичную дробь;
Развивающие: продолжить формирование математических знаний и приемов умственной деятельности (умение анализировать ситуацию и ориентироваться в действиях, научиться выполнять новое действие, довести его до автоматизации). Формировать элементы математической логики, развивать математическую речь учащихся.
Воспитательные: формировать навыки пошаговой работы под руководством учителя (объяснение нового материала, первоначальное закрепление), восприятия информации на слух (математический диктант), формирования самооценки (рефлексия), воспитывать уважение к мнению товарища и умение его выслушать;
В ходе урока реализовала следующие задачи:
٭ закрепить и проконтролировать умение решать задачи на вычисление процента от числа; (I тип задач)
٭ закрепить алгоритм решения задач на нахождение числа по его проценту; (II тип задач)
٭развивать навык устного счета;
٭ формирование владения интеллектуальными умениями и мыслительными операциями;
٭воспитывать чувства долга и ответственности за результат собственной деятельности;
Все этапы урока были направлены на выполнение цели и задач с учетом индивидуальных особенностей ребенка.
1. Организационный момент включал в себя организацию класса, мобилизующее начало урока, создание психологической комфортности и подготовку уч-ся к активной учебной деятельности.
2.Для снятия стрессообразующих факторов учебного процесса, создание на уроке атмосферы доброжелательности.
3. Целью устного счета являлась систематизация знаний по изученным темам и отработка вычислительных навыков.
4. На рефлексивном оценочном этапе удалось вовлечь уч-ся в процесс активного взаимодействия по изученному материалу.
5.Для снятия напряжения и усталости была предложена гимнастика для глаз.
6. На этапе рефлексии уч-ся проанализировали урок: что получилось, что нужно доработать. Дети высказывали свое мнение используя слова помощники, которые способствуют развитию правильной математической речи, оценили себя. Учителем был подведен итог урока и выставлены оценки.
Домашнее задание предложено с творческим подходом, с целью дать возможность ребенку самому стать составителем задачи.
Для достижения задач и целей урока я использовала следующие методы и приемы:
словесные
наглядные
письменные и устные упражнения в занимательной форме.
Использовала различные формы работы уч-ся:
коллективная
индивидуальная
Подведение итогов урока дало возможность ребенку оценить свои знания, увидеть, что не усвоил и над чем нужно поработать
Я считаю, что урок цели и задач достиг. Дети усвоили материал.
Урок построен с опорой на предыдущие уроки .
Этапы урока логически прослеживались, плавный переход от одного к другому. Можно проследить целостность и завершенность урока. Считаю, что выбранная структура урока рациональна, т. к. позволяет реализовать в комплексе все цели и задачи урока.