УРОК
На тему «Двоичная система счисления»
в 9 классе
ШОРИН П.М.
Тема урока: Разработка теста в табличном редакторе Microsoft Excel
Цели урока:
Образовательная: познакомить учащихся c функциями, с помощью которых составляется тест
Развивающая: активизировать познавательную активность учащихся через различные средства мультимедиа
Воспитательная: формирование алгоритмического мышления
Тип урока: урок изучения нового материала, практико-ориентированный урок
Метод обучения: эвристический
Метод преподавания: объяснительно-побуждающий
Метод учения: частично-поисковый
Оснащение урока: интерактивная доска, проектор, разветвлитель, две web-камеры
План урока:
Организационный момент, 2 мин.
1) Организация 3-ех проектных групп, формулировка темы и целей урока.
2) Организация дистанционного обучения одного учащегося.
Основная часть: 30 мин.
1-я проектная группа (3 человека) выполняет отчет о проделанной работе:
Совместное обсуждение и создание теста с многовариантным выбором ответа в программе Excel.
2-я проектная группа выполняет работу около доски:
Разбираем методику создания теста с
3-ая проектная группа
3. Разрешение проблемной ситуации
Обобщение материала по исследуемой проблеме и формулирование основных преимуществ программы Excel перед другими программами, а так же рассказать о использовании программы в бухгалтерии и других областях человеческого знания.
Подведение итогов урока, 10 мин.
Ход урока:
I. Организационный момент:
Учитель: — Здравствуйте ребята!! Сегодняшний урок мы начнем с изучения двоичной системы счисления, а так же научимся разрабатывать тесты по данной теме с помощью программы Microsoft Excel.
II. Изучение нового теоретического материала.
Итак, двоичная система счисления – это система счисления, в которой используется две цифры, один и ноль.
Вы прекрасно знаете, что каждое число имеет свой разряд. Разряд числа – это количество цифр в записи числа (Слайд 1).
Ответьте пожалуйста на вопрос:
— Назовите минимальное одно-разрядное число в двоичной системе счисления?
Дети: — Так как в двоичной системе счисления всего два числа: 0 и 1, то самое минимальное из них будет 0 (Ученик подходит к интерактивной доске и на презентации открывается первое число)
Учитель: — А следующее одно-разрядное число?
Дети: — Следующим числом будет 1 (Так же ученик подходит к интерактивной доске и открывает на презентации второе число)
Учитель: — Назовите пожалуйста минимальное двух-разрядное число в двоичной системе счисления?
Дети: — Минимальным числом будет 10
Учитель: — Хорошо, молодцы.
Учитель: А теперь давайте разберем, как создавать тесты в программе Excel:
У каждой проектной группы на столе есть рекомендации по созданию тестов разных типов в Excel.
Можно выделить следующие этапы создания теста на Excel:
Продумывание способа оформления вопросов. Составление вопросов.
Выбор способа ввода и оформление ответа.
Продумывание способа перехода между бланками. Запись макросов.
Выбор способов оценивания и подведения итогов.
Для оформления вопросов нужно создать бланки (рис.1).
Рис.1 Бланк для оформления вопросов.
Для оформления бланков используются операции:
Заливки ячеек;
Объединения ячеек (рис.2);
Рис.2 Вид диалогового окна Формат ячеек.
Выбирается режим отображения переносить по словам и оптимальный способ размещения текста в ячейке, например, выравнивание по центру. После создания бланка его можно скопировать столько раз, сколько вопросов в тесте.
При создании теста со свободным ответом объединяется группа ячеек для ввода ответа;
При создании теста с выборочным ответом или теста на сопоставление выполняется следующая последовательность действий:
Выбирается позиция меню Данные;
В ниспадающем меню выбирается команда Проверка;
3) В диалоговом окне выбирается тип данных Список;
4) В поле Источник перечисляются варианты ответов через точку с запятой;
Результатом выполнения операций будет список с выборочными ответами, из которых тестируемый должен будет выбрать один ответ.
При создании теста с множественной выборкой или с выборочным ответом можно использовать элементы:
Флажок и Переключатель (радиокнопка).
Эти элементы имеют два свойства – установлен и снят. Флажок используется в случае, если на заданный вопрос теста существует несколько правильных ответов – множественный выбор. В случае существования единственно правильного ответа на заданный вопрос, лучше использовать Переключатель, т.к. из нескольких переключателей, находящихся в одной группе можно выбрать только один, остальные автоматически приобретают свойство — снят.
1) Элемент Флажок находиться на панели инструментов Формы. Для отображения этой панели необходимо выбрать пункт меню Вид → Панели инструментов → Формы. Элемент Флажок добавляется для каждого варианта ответов, для этого необходимо выбрать его на панели инструментов Формы и щелкнуть в ячейке, напротив соответствующего ответа. Щелкните по надписи Флажок1 правой кнопкой мыши, из появившегося меню выберите пункт Изменить_текст и удалите надпись, используя клавиши для удаления текста.
Действуя аналогично необходимо добавить флажки ко всем вариантам ответов. Далее необходимо привязать каждый флажок к ячейке. Щелкните правой кнопкой мыши по Флажку и из меню выберите пункт Формат_объекта.
Появиться диалоговое окно Формат_Элемента_управления, выбрав вкладыш Элемент_управления найдите пункт Связь_с_ячейкой. В данном окне необходимо указать координату ячейки к которой привязывается выделенный флажок. В данном случае для флажка в ячейке С13 устанавливаем связь с ячейкой N13. Для флажка, находящегося в ячейке С15 пишем связь с ячейкой N15, и т.д.
В результате, если флажок будет выбран, в ячейке, к которой он привязан, будет присвоено значение ИСТИНА, или значение ЛОЖЬ в случае, если флажок снят.
2
) Элемент Переключатель находится на панели инструментов Формы. Для отображения этой панели необходимо выбрать пункт меню Вид→ Панели инструментов→ Формы.
Элемент Переключатель добавляется для каждого варианта ответов, для этого необходимо выбрать его на панели инструментов Формы и щелкнуть в ячейке, напротив соответствующего ответа. Щелкните по надписи Переключатель правой кнопкой мыши, из появившегося меню выберите пункт Изменить_текст и удалите надпись, используя клавиши для удаления текста.
Действуя аналогично необходимо добавить переключатели ко всем вариантам ответов.
Переключатели одного вопроса должны быть объединены в одну группу. Для этого инструментом Группа (на панели инструментов Формы) рисуется рамка вокруг переключателей одного вопроса. Текст с рамки удаляется аналогично тексту других объектов.
Все переключатели одной группы должны быть внутри одной рамки! Далее необходимо привязать группу к ячейке. Щелкните правой кнопкой мыши по любому переключателю из группы и из меню выберите пункт Формат_объекта.
Появиться диалоговое окно Формат_Элемента_управления, выбрав вкладыш Элемент_управления найдите пункт Связь_с_ячейкой. В данном окне необходимо указать координату ячейки к которой привязывается выделенный флажок. В данном случае для данной группы устанавливаем связь с ячейкой М21.
Оформить перемещение между бланками можно с помощью гиперссылок или макросов.
При создании гиперссылок выполняется следующая последовательность действий:
Вставка → Гиперссылка (либо левая кнопка мыши → гиперссылка);
В диалоговом окне выбирается место в документе и ссылка на соответствующий лист.
Второй способ перемещения между листами – это использование кнопочек и запись макросов. Макросы рассмотрим более подробно.
Если какое-то действие часто повторяется, его выполнение можно автоматизировать с помощью макроса. Макрос — это последовательность команд и функций, хранящихся в модуле Visual Basic. Их можно выполнить всякий раз, когда необходимо выполнить данную задачу. При записи макроса Excel хранит информацию о каждом шаге выполнения последовательности команд. Последующий запуск макроса вызывает повторение («воспроизведение») команд. Это очень удобно использовать при переходе из одного места в документе в другое или при обнулении результатов тестирования.
Макрос удобнее использовать, если он назначен кнопке или другому графическому объекту на листе. Все шаги и команды, выполняемые макросом, должны быть спланированы перед записью или написанием макроса.
Допустим, нам нужно перейти на следующий лист и очистить содержимое заданной ячейки при нажатии на кнопку. Элемент Кнопка находиться на панели инструментов Формы.
Для отображения этой панели нужно выбрать пункт меню Вид → Панели инструментов → Формы. Выбрав инструмент Кнопка нужно щелкнуть на рабочем поле листа, в этом месте появиться кнопка и одновременно диалоговое окно «Назначить макрос объекту». После нажатия кнопки Записать появиться окно «Запись макроса».
Д Остановить запись
Заданные действия, от начала записи до остановки назначались кнопке, и при нажатии на эту кнопку можно перейти на следующий лист и содержимое заданной ячейки будет удаляться. Назначать объекту можно любые последовательности действий.
Перед записью макроса желательно запланировать заранее шаги и команды, которые он должен выполнить. Если при записи будет допущена ошибка, то в макросе также запишутся все исправления. Ненужные инструкции можно будет убрать позже путем редактирования макроса. Чтобы не использовать редактор Visual Basic, повторите запись макроса, не производя лишних действий.
Для оценки результатов тестирования можно предусмотреть специальный лист, на котором будут подведены итоги ответов. Для этой цели можно использовать логическую функцию ЕСЛИ.
В строке логическое выражение представляется лист рабочей книги и номер ячейки, в которой выбирался ответ; в строке Значение_если_истина — указывается реплика на правильный ответ; в строке Значение_если_ложь – указывается реплика на неправильный ответ.
Для общего подведения итогов и подсчета количества набранных баллов можно использовать функцию СЧЕТЕСЛИ. При этом в строке диапазон указывается диапазон ячеек, где анализируются ответы на вопросы, в строке критерий – значение критерия, например, слово «верно».
Учитель: — Итак первая проектная группа создает тест в многовариантным выбором ответа, который отправляет через программу Скайп ученику который должен выполнить этот тест и прислать нам назад ответ.
Учитель: — А сейчас мы сделаем физкультминутку. Упражнения связанные с двоичной системой счисления. (2 минуты)
Пока группы выполняют задание, учитель ведет опрос на интерактивной доске по слайду 4 (Который представляет собой 9 вопросов трех категорий сложности по двоичной системе счисления).
Каждой группе будет дана методичка, с полной инструкцией по созданию тестов разных типов.
Приложение 1
Схема расположения кабинета на уроке (Вид сверху). Кабинет
Интерактивная доска SMART
12