Конспект урока математики для 1 класса на тему «Число 7, цифра 7″

Технологическая карта урока 


Организационная информация

Предмет

Математика

Класс

1

Тема

Число 7, цифра 7

Автор/ы урока (ФИО, должность)

Демина Татьяна Ивановна

Образовательное учреждение

МОБУ СОШ № 21


Федеральный округ России (или страна СНГ для участников ближнего зарубежья)

Россия

Республика/край

Башкортостан

Город/поселение

Г. Белорецк

Описание урока/мероприятия/занятия

Экспертами оценивается:Эффективность реализации учебной программы (анализ цели урока, анализ образовательной функции урока, анализ развивающей функции урока, анализ воспитательной функции урока)

Тип урока (мероприятия, занятия)

Урок открытия новых знаний

Время реализации урока(мероприятия, занятия)

35 минут

Цели урока (мероприятия, занятия) (образовательные, развивающие, воспитательные)

Образовательные:

  1. познакомить учащихся с понятием числа 7, цифрой 7.;

  2. учить записывать цифру 7, обозначающую изучаемое число;

  3. совершенствовать умение размещать число в числовом ряду, в порядке увеличения и убывания;

  4. закреплять навык счета в пределах 10.

Развивающие:

  1. развивать логическое мышление;

  2. развивать речь, умение высказывать свою точку зрения, аргументировать её;

  3. находить несколько вариантов решения учебной задачи;

  4. развивать умение формулировать учебные задачи, определять качество их решения.

Воспитательные:

  1. создать благоприятный психологический климат для возможного раскрытия потенциала каждого ребенка;

  2. расширять кругозор знаний учащихся о важных качествах, чтобы хорошо учиться.


Планируемые результаты

Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/ приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока (мероприятия, занятия)

  • На уроке учащиеся совершенствуют умение ставить учебные цели и задачи, решаемые на уроке.

  • Совершенствуют навык счета предметов в пределах 7.

  • Закрепляют умение записывать цифры.

  • Умение общаться, слушать мнение других, уметь договариваться.

  • Закреплять представление о важных качествах, чтобы хорошо учиться


УУД

Формировать УУД:

— Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;высказывать своё предположение.

Коммуникативные УУД: умениеоформлять свои мысли в устной форме;слушать и понимать речь других.

Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний:отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

  1. Дидактическая структура урока.

  2. Каким образом данный урок (занятие, мероприятия) будет содействовать реализации новых ФГОС/ФГТ? Опишите подробно.

Экспертами оценивается:Эффективность организации педагогической деятельности (анализ структуры и организации урока, анализ содержания урока, анализ методики проведения урока, ИКТ в деятельности учителя на уроке, анализ работы учащихся на уроке, психологический анализ урока, соответствие урока требованиям новых ФГОСФГТ).

Технология проведения

Деятельность

учеников

Деятельность

учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

УУД

I. Мотивация к учебной деятельности (2 мин)

Цели:

— актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;

— создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;

— установить тематические рамки;

— уточнить тип урока и наметить шаги учебной деятельности.

Проговаривают шаги учебной деятельности










Организует актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности.

Создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.

Устанавливает тематические рамки.

Организует уточнение типа урока и называние шагов учебной деятельности.




Вот звонок нам дал сигнал,

Поработать час настал,

Так что время не теряем,

А работать начинаем

-Дорогие друзья! Много времени прошло с нашей первой встречи 1 сентября. Вы, наверное, уже многому научились в школе. Я хочу узнать, какие качества вы в себе воспитали, чтобы хорошо учиться. – Как мы можем определить эти важные качества? (Определить эти важные качества, мы можем, добывая новые знания, работая коллективно, в паре и самостоятельно, делая выводы, сравнения). -Правильно, ребята, я предлагаю вам в ходе урока определить какие важные качества надо в себе воспитать, чтобы хорошо учиться.-Чтобы настроиться на урок, нам надо составить из разбросанных букв слово.

Правильно, это – математика.

Математику, друзья,

Не любить никак нельзя.

Очень тонкая наука,

Очень строгая наука,

Интересная наука –

Эта математика!

-А для чего нужно знать математику? (Ответы детей).

-Кто из вас хочет сегодня узнать что-то новое? -Сегодня на уроке мы с вами не просто будем считать, и решать – мы будем добывать новые знания. Сегодня на уроке нам предстоит открыть еще одну тайну математики

— Значит, чему будет посвящён наш урок? (Открытию нового знания)

— А чтобы узнать что-то новое, мы должны?…(вспомнить то, что уже знаем). А для чего нам пригодятся наши знания? (Чтобы открыть новое.) Какие мы делаем шаги при открытии нового знания? («Что я не знаю?», «Сам найду способ»)

Уметь проговаривать шаги учебной деятельности

и следовать им (Коммуникативные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Регулятивные УУД).

Уметь ориентироваться в своей системе знаний:отличать новое от уже известного с помощью учителя (Познавательные

УУД).

Умение слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).

II. Актуализация и фиксирование знаний в пробном действии (5 мин)

Цели:

— организовать актуализацию умений;

— организовать

выполнение учащимися пробного учебного действия;

— организовать фиксирования учащимися индивидуального затруднения.

Слушают учителя, читают слова, отвечают на вопрос. Выполняют задание. Осуществляют самоконтроль.

Фиксируют индивидуальное затруднение (Я не знаю).




Предлагает задание для пробного действия.

Организует выполнение учащимися пробного учебного действия.

Организует актуализацию знаний ранее добытых учащимися. Организует обобщение актуализированных знаний.

Организует фиксирование индивидуального затруднения.

Фиксация индивидуального затруднения.

-Ребята, найдите самое маленькое число? (1).

-Назовите числа по порядку.

Сосчитайте до 10 и обратно;

— сосчитайте от 6 до 2;

— от 1 до 6;

— назовите последующее (за) число 3, 5; (4, 6).

— назовите предыдущее (перед) число 3 ,6; (2, 5)

Ребята, давайте выполним задания.

Дети работают в тетрадях, записывают самостоятельно только ответы. Двое детей работают у доски.

Ребята, мы с вами выполнили задание, что нужно теперь сделать? (Проверить).

Дети проговаривают, как решали. На слайде постепенно появляются ответы. Двое ребят у доски проверяют, с помощью учителя.

Посмотрите каждый на свою работу – согласны, что задание выполнено?

-Я предлагаю вам его оценить, посмотрев на правильный вариант. Ниже выполненного задания нарисуйте кружок, кто правильно, без ошибок выполнил задание. Если есть, кто выполнил с одной ошибкой, нарисуйте квадратик, ну а кто не справился с заданием — треугольник.



Уметь находить заданные числа(Регулятивные УУД). Уметь вычислят заданные примеры.

(Познавательные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативное УУД).


III. Выявление места и причины затруднения. Определение темы, цели и типа урока.

(2 мин)

Цели:

— выявить место (шаг, операция) затруднения;

— зафиксировать во внешней речи причину затруднения;

организовать постановку темы и цели урока;

Слушают вопрос учителя и отвечают. Под руководством учителя выявляют место затруднения.

Проговаривают причину затруднения с помощью учителя. С помощью учителя ставят цель урока.


Организует выявление места затруднения.

Организует фиксирование во внешней речи причины затруднения.

Математический диктант. Дети показывают ответы на цифровых веерах, учитель – демонстрирует на экране.-назовите число на 1 больше 3. (4)- назовите число на 1 меньше 6. — какое число следует за числом 5? (6)- какое число предшествует числу3? (2)- какое число больше 5 или 6? (6)- какое число меньше 2или 1? (1)- какое число стоит между 2 и 4? (3)

— Ребята, сколько букв в этом слове? (7) – Правильно,7. — Рассмотри рисунок. Сколько цветных карандашей понадобилось, чтобы его раскрасить? (7) — Как вы это узнали, что это число 7? Докажите. (За числом 6 при счете идет следующее число 7) — А что значит назвать следующее число? (Прибавить к числу 1 – значит назвать следующее за ним при счете число).

— Какое число следует за числом 6? (7) -Ребята, кто готов назвать тему урока? Попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока(Число 7 и цифра 7) — Верно, ребята, сегодня наша тема прозвучит так: «Число 7, цифра 7». -Что мы не знаем по теме? (Не имеем представление о числе 7, не умеем записывать это число, не знаем его место на числовом отрезке, не умеем складывать и вычислять с числом 7). -Какую цель мы перед собой поставим? -Сформировать: 1. Представление о числе 7, его месте в числовом ряду. 2.Способность к его записи, 3.Изображение на числовом отрезке, 4.Сложение и вычитание с числом 7.

Уметь оформлять свои мысли

в устной форме (Коммуникативные УУД).

Уметь ориентироваться в своей системе знаний:отличать новое от уже известного с помощью учителя; преобразовывать объекта из чувственной формы в знаково-символическую модель (Познавательные УУД).

IV. Планирование урока

(2 мин)

Цели:

организовать составление совместного плана действий;

— определить средства.

Составляют и проговаривают план действий с помощью учителя.

Называют средства.

Организует постановку цели урока.

Организует составление совместного плана действий.

Организует определение средств.

Как работаем над новым материалом?

Наметим наш план действий:

1). Сами попробуем выполнить задание;

2)самостоятельно делаем вывод;

3). Сопоставим свои предположения с учебником, спросим у учителя.

4). Устраним затруднение.

5). Составим алгоритм

6)Применим новое знание.

— Что нам поможет? (свой опыт, учебник, учитель)

Физкультминутка

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке; (Регулятивные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).



V. Реализация построенного проекта

(12 мин)

Цели:

— реализовать построенный проект в соответствии с планом;

— зафиксировать новое знание в речи;

— организовать устранение и фиксирование преодоления затруднения;


Под руководством учителя выполняет составленный план действий.

Отвечают на вопросы учителя.

Фиксируют новое знание в речи . самостоятельно работают по плану, делают вывод.


Организует реализацию построенного проекта в соответствии с планом. Организует подводящий диалог.

Организует фиксирование нового знания в речи и знаках.

Организует работу в парах.

— Давайте найдем место для числа 7 в числовом ряду. — Какое выражение составим? (6+1=7) — Значит, чтобы найти место числу 7 в числовом ряду, надо…? (к 6 прибавить 1).

— Как можно получить число 7? (6 + 1=7) Следовательно, за числом 6 идет число…? ( 7), значит, мы определили его место в числовом ряду. — Видите, ребята, мы провели с вами исследовательскую деятельность. — Мы исследовали число 7 и определили его место в числовом ряду. Все получается по план работы? 1.С чего начали? (С определения места числа 7 в числовом ряду) Для чего? (Чтобы научиться писать цифру7, уметь выполнять задачи). — Ребята, а кто знает, как пишется цифра 7?

-Кто из вас раньше видел цифру 7? Где? (номер дома, монета, страница учебника, на линейке). – Давайте научимся писать эту цифру. — Я предлагаю вам всем вместе прописать цифру ( в воздухе), глядя на монитор. А потом самому смелому объяснить на доске и прописать в тетрадях.

Давайте научим колобка писать эту цифру. Я предлагаю вам всем вместе прописать цифру ( в воздухе), глядя на монитор. А потом самому смелому объяснить на доске и прописать в тетрадях. Дети показывают и объясняют, как пишется цифра 7, а потом работают в тетрадях. Сравнивают свои написанные цифры с образцом и отмечают самые правильные. – Если вы правильно написали все цифры, то нарисуйте кружок.

-Ребята, а вы хотите узнать новые знания о числе 7?. Учитель сообщает интересные сведения о числе 7. -Особенно большим почетом в древности было окружено число 7. когда-то 7 было самым большим числом, больше него чисел не было. Поэтому число 7 обозначало слово «всё». 7 стало магическим числом. Это связано и с тем, что человек воспринимает окружающий мир через 7 «отверстий» в голове. Давайте посчитаем? (2 глаза, 2 уха, 2 ноздри и 1 рот). Число 7 считалось волшебным. Оно использовалось в сказках и мифах древнего мира. Например, семь чудес свет, семь подвигов Геракла….

— А в каких сказках встречается число семь?(Волк и семеро козлят) -Мы часто встречаем число 7 и в поговорках и пословицах. На партах карточки. Прочитайте выражения. Как вы их понимаете? (работа в парах) 1. Семь раз отмерь, один раз отрежь. 2. Семь бед – один ответ. 3. За семью печатями. 4. Семеро одного не ждут. 5. Седьмая вода на киселе Работа с числовым отрезком (учебник стр.50 на полях). — Какое число пропущено? — За каким числом следует при счёте число 7? (6) -Как получить из 6 число 7? (6+1) -На сколько, 7 больше 6? (1) -На сколько, 6 меньше 7? (1) — Как числовое выражение 5+2=7 можно заменить суммой трех слагаемых? Докажите. (5+1+1=7. Так как к 5 прибавить 1 –значит назвать следующее за ним число. А это число 6. К 6 прибавить 1 – значит назвать следующее за ним число. А это число 7, следовательно, 5+1+1=7) -К какому выводу вы пришли?

Уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).

Уметь работать по коллективно составленному плану (Регулятивные УУД).

VI. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи, составление алгоритма (7 мин)

Цель:

организоватьусвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи;


Моделируют образец рассуждения.

Работают в парах. Комментируют свою схему. Сравнивают, составляют общую модель рассуждения


Организует усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи. Организует преобразование внешней речи в модель.

— А сейчас выполните самостоятельную работу аналогично предыдущему заданию

— Как можно получить 7 при помощи сложения двух чисел? (Записать все возможные случаи).

— Теперь обменяйтесь с другом по парте тетрадями и сделайте взаимопроверку. Оцените работу друга: если все верно выполнено, то нарисуйте кружок, если есть одна ошибка – нарисуйте квадратик, если две ошибки – треугольник.

— Физкультминутка.

Раз! Шагают все на месте.

Два! Руками машут вместе.

Три! Присели, дружно встали.

Все за ушком почесали.

На четыре потянулись.

Пять! Прогнулись и нагнулись.

Шесть! Все встали снова в ряд,

Семь! За дело все опять.

— А сейчас, работать будете в парах по карточкам, можно совещаться и ставить знаки. (Несколько пар работают у доски).


5 + 2 * 2 + 5 3 – 0 * 3 + 0

7 – 7 * 1 + 0 0 + 7 * 7 — 0

Коллективная проверка с выявлением ошибок.

Ребята, предлагаю, самостоятельно выполнить задание в учебнике на стр.50. (Дети работают индивидуально.После проходит самопроверка, и оценивают себя, рисуя кружок, квадрат и треугольник).

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД).


Уметь преобразовывать объект в знаково-символическую модель (Познавательные УУД) Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).

VII. Работа над упражнением с (7 мин)

Цели:

-организовать выполнение учащимися работы на новое знание;


Выполняют задание.

Рассуждают по алгоритму.


Организует выполнение учащимися выполнение упражнения.


— Теперь сможем не только считать до 7, но записывать числа до 7.

-Отгадав загадку, вы убедитесь, как при помощи чисел можно сделать много открытий. В этой книге шесть листов простых, а …. — золотой. — Какое слово пропущено? (Седьмой) — О какой книге идёт речь? (это календарь) — О каких шести простых листах говорилось в загадке? — Назовите дни недели по порядку. — Каким по счёту днём недели является воскресенье? — Какую закономерность вы увидели в числовом ряду? 7 77 777…. (Сначала одна цифра 7,потом две, три, писать будем четыре цифры 7) 77 76 75 … — А во второй строчке, какая закономерность? (Первая цифра не меняется, а вторая уменьшается на один.Писать дальше будем 74 73 72…) — Что можно сказать о числе 7 по сравнению с ранее изученными числами? (Оно больше всех изученных чисел.)


Уметь выполнять работу по предложенному плану. (Предметные УУД)

Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД).


VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке

(3 мин)

Цели:

— зафиксировать новое содержание урока;

-организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

Отвечают на вопросы учителя.

По плану урока рассказывают, что узнали, знают, смогли.

Делают самооценку

Организует фиксирование нового содержания.

Организует рефлексию.

Организует самооценку учебной деятельности. Дети ещё раз обращаются к перечисленным качествам, необходимым для успешной учёбы: внимательность, наблюдательность, смекалка, находчивость, аккуратность, самостоятельность, взаимовыручка, доброжелательность и др.


— Мы хорошо потрудились и теперь подводим итог работы на уроке.

— Какую цель ставили?

— Как вы, думаете, достигли, поставленные цели урока? (Ответы детей).

— Каких результатов вы добились? (Ответы детей).

— Что было самым интересным? (Ответы детей). — Где было трудно? (Ответы детей). — Что для вас было новым? (Ответы детей). — Где сможете применить новые знания? (Ответы детей). — Какие качества помогали вам быть успешными на уроке? — Оцените собственную деятельность на уроке, подчеркнув соответствующее вам предложение.

— Я узнал много нового, но у меня остались вопросы, например … — Я узнал много нового и могу рассказать о числе 7 и цифре 7. — Мне очень понравилась моя работа на протяжении всего урока. — Мне нравится, как мы на уроке сами исследуем, открываем что – то новое.

Всем спасибо за активное участие на уроке.




Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД).

Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. (Регулятивные УУД).

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД).

















Дополнительная информация.

Ресурсы, оборудование и материалы

компьютер, мультимедийный проектор, индивидуальные карточки

Список учебной и дополнительной литературы

  1. Учебник «Математика» 1 класс М.И.Моро,

  2. «Рабочая концепция одаренности». Президентская программа «Дети России». Авторский коллектив. Москва, 1998.

  3. Алябьева Е.А. Психогимнастика в начальной школе. – М.: Творческий центр, 2003.

  4. Артюхова И.С. Развитие мышления, внимания, памяти, саморегуляции у младших школьников. – М.: Чистые пруды, 2008.

  5. Бабакина И. В. Программа занятий по развитию познавательной деятельности младших школьников. – М.: Аркти,2002.

  6. Зак. А. Познавать играя. – М.: НПО «Перспектива», 1993.

  7. Савенков А. И. Маленький исследователь: как научить младшего школьника приобретать знания




Дидактическое обеспечение урока (мероприятия, занятия)

Учебник «Математика» 1 класс М.И. Моро.

Используемые педагогические технологии, методы и приемы

На уроке используются индивидуальная и групповая, парная формы работы. Постановка проблемных ситуаций, решаемая, в поисково-творческой беседе с учителем и одноклассниками включает в себя обсуждение и обоснование своего выбора. Работа идет с элементами проектной и исслевательской деятельности и здоровьесберегающих технологий.

Ссылки на использованные интернет-ресурсы

АКТИВНАЯ ССЫЛКА

Дополнительная необходимая информация

Данный урок был показан для учителей района начальных классов, получил положительный отзыв.









Свежие документы:  Урок математики в 4 классе по теме «Чтение и запись чисел»

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Математика: