Урок математики в 4 классе.
(составлен по материалам УМК «Школа 2100»)
Тема: Нахождение нескольких долей целого.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Цель урока: изучение и первичное осознание нового учебного материала, осмысление связей и отношений в объектах изучения.
Задачи урока:
Образовательные: познакомить учащихся с решением задач на нахождение нескольких долей целого; научить детей применять полученные теоретические знания на практике
Воспитательные: воспитывать уверенность в своих возможностях; воспитывать умение работать в группе; воспитывать у младших школьников бережное отношение к своему здоровью.
Развивающие: развивать познавательную активность учащихся; формировать творческое мышление.
Здоровьесберегающие: профилактика утомления учащихся, создание атмосферы сотрудничества.
Оснащение урока:
Доска: чертёж геометрических фигур, плакат – рисунок дерева без листьев (для эмоциональной оценки урока)
ТСО: мультимедийный проектор.
Дидактический и раздаточный материал: карточки с заданиями по уровням для устного счёта, карточки с заданиями для работы в группах; цветные бумажные листья оранжевого, жёлтого и коричневого цвета (для выражения эмоциональной оценки урока)
Ход урока.
Организационный момент.
— Ребята! Готовы к уроку?
— На вас надеюсь я, друзья,
Мы хороший дружный класс,
Всё получится у нас!
— Я очень хочу, чтобы урок получился интересным, познавательным. Мы повторим и закрепим то, что уже знаем и постараемся открыть новые секреты математики.
Проверка домашнего задания.
— Расположите единицы измерения площади по возрастающей:
7дм2, 70см2, 7000см2, 700дм2
Чертёж квадрата на доске.
6 см
— Вспомните, как найти площадь квадрата?
— Запишите в тетради.
6х6=36 (см2)
Один учащийся записывает на доске.
III. Подготовка учащихся к усвоению нового материала.
Создание проблемной ситуации.
-Нам надо найти площадь трёх треугольников. Сможем ли мы это сделать? (Нет)
-Почему? (Мы не знаем, как находить площадь треугольника)
-Я обещаю вам, что сегодня на уроке мы откроем секрет, как найти площадь трёх треугольников, не зная даже, как найти площадь одного треугольника.
-В этом нам поможет устный счёт.
Устный счёт.
На экране 3столбика примеров разного уровня сложности.
Слайд .
70:5 1000-997 800:100
300:300 6х1 420-410
842-840 657-650 44:4
12х0 90:10 100-88
60:15 600:100 5х1
543-530
50:25 84:21
13х1 810:90
160:40 60:12
268-259
500:100
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | |
м | н | а | ч | е | ь | и | с | д | л | р | о | б | т | з |
-Запишите в тетради только ответы, правильность решения проверьте по коду, должно получиться слово.
-Выбирайте любую дорожку с учётом своих возможностей. Любая дорожка требует внимания, точности и быстроты при счёте.
Дети записывают ответы и отгадывают слово по коду.
Знаменатель
Числитель
Дробь
-Молодцы! Мы получили три ключевых слова сегодняшнего урока.
3. Актуализация знаний.
-Чем дробь отличается от натурального числа? (Дробь-это часть целого)
-Что обозначает знаменатель? (На сколько равных частей разделили целое).
-Что обозначает числитель? (Числитель обозначает, сколько таких частей взяли)
Изучение нового материала.
Подготовительная работа.
–Сегодня мы узнаем, как находить несколько долей от целого числа или дробь.
–Расположите дроби по возрастанию и вы отгадаете, что у меня в руках.
Слайд .
Выдвижение решающей гипотезы.
— ¼ часть я хочу дать Тане. Как мне это сделать? (Надо разрезать целое яблоко на 4 равные части)
Учитель разрезает яблоко и даёт ¼ Тане, остальные раздаёт детям
-Алине я хочу дать ¾ части. Как это сделать? (Сначала надо разрезать целое яблоко на 4 равные части и взять 3 такие части).
Учитель разрезает яблоко на 4 равные части и даёт Алине 3 части, комментируя.
-Сначала я разрезаю, т.е. делю яблоко на 4 равные части, а беру 3 части.
Практическая работа.
— Проделаем подобную работу, используя числовые значения. Начертите отрезок длиной 8 см.
-Разделите его на 4 равные части.
-Сколько сантиметров в 1 части? (Чтобы узнать, сколько сантиметров в одной части, надо длину целого отрезка разделить на 4 равные части)
8:4=2 (см)
-Сколько сантиметров будет в ¾ долях? (Чтобы узнать, сколько сантиметров в 3 долях, надо по 2 сантиметра взять 3 раза или 2х3=6см)
V. Первичная проверка усвоения знаний. (Работа с индивидуальными карточками)
-На партах у вас лежат полоски бумаги.
-Заштрихуйте 2/3 полоски.
-Проверьте правильность выполнения по слайду. (Слайд 3)
VI. Физкультминутка (проводит ученик по своему выбору).
VII. Первичное закрепление знаний.
1. Работа с учебником.
—Самостоятельно прочитайте задачу № 2 и её разбор и объясните, как нашли 4/5 доли этого отрезка.
Слайд .
Дети объясняют по экрану.
-Длину целого отрезка 10 см надо разделить на 5 равных частей, получим 2см-это длина одной части. Затем по 2 см надо взять 4 раза, значит 2 надо умножить на 4.
-Как записать это одним выражением?
10:5х4=8 (см)
2.Самостоятельная работа.
— Выполните самостоятельно №4.
12:6х5=10 (см)
12-целое
6-знаменатель
5-числитель
(Взаимопроверка)
3.Работа в группах.
Каждая группа получает карточку ( 2 варианта)
— Впишите пропущенные слова и вы самостоятельно сделаете вывод, как находить несколько долей целого, т.е. дробь от целого числа.
1 вариант. Чтобы найти часть числа, выраженную дробью, надо целое ______ на знаменатель и _____ на числитель.
2 вариант.
Чтобы найти часть числа, выраженную дробью, надо целое разделить на _____ и умножить на _______.
Слайд .
-Проверим по слайду. (Формулировку зачитывает ученик, которого выберут члены группы).
-Молодцы! Все группы хорошо поработали и пришли к единому выводу. Это поможет нам решить проблему.
-Сможем ли мы теперь найти площадь трёх треугольников? (Сможем), зная, что площадь всего квадрата равна 36см2? (Да)
-Как? (надо 36:4х3=27(см2)).
-Почему 36 разделили на 4? (Квадрат разделён на 4 треугольника).
-А как доказать, что они равны, ведь мы целое делим на равные части? (При пересечении диагонали делят квадрат на 4 равных треугольника)
-Мы сами догадались, как найти площадь трёх треугольников.
VIII. Контроль и самопроверка знаний.
1.Решение задачи.
Слайд .
-Составьте задачу. (Сон школьника должен составлять 5/12 суток. Сколько это часов?)
-Каких данных не хватает? (В сутках 24 часа. Это целое)
-Запишите, как найти 5/12 от целого числа 24.
-Проверьте себя по экрану.
-Какой вопрос можно задать, чтобы продолжить решение этой задачи? (Сколько часов школьник не спит?)
-Запишите решение второго действия и ответ задачи.
-Почему важен сон для человека, особенно для школьника? (Во время сна организм отдыхает, набирается сил)
3.Самостоятельная работа.
№7-решить уравнения.
I вариант-верхняя строка.
II вариант- нижняя строка.
IX. Подведение итогов урока.
-Чему новому научились на уроке? (Находить несколько долей целого, т.е. дробь от числа)
Слайд .
Рефлексия. (Вызвать чувства радости, удовлетворённости от урока)
—Сейчас мы узнаем, какой у нас получился урок. У вас на партах лежат по 3 листочка разного цвета (оранжевого, жёлтого и коричневого). Посмотрите на экран и вы узнаете, что обозначает каждый цвет.
-Возьмите листочек того цвета, который соответствует вашему мнению об уроке и приклейте его на дерево.
Слайд .
Дети приклеивают листочки.
-Я рада, что у нас получилось такое красивое, яркое осеннее дерево. Надеюсь, что вы хорошо справились с самостоятельной работой. Оценки за неё вы узнаете на следующем уроке.
— За работу на этом уроке я всех благодарю. Оценки получают…
X. Домашнее задание.
С.71 правило, с.72 №8.