Конспект урока математики для 4 класса «Нахождение нескольких долей целого»

Урок математики в 4 классе.

(составлен по материалам УМК «Школа 2100»)


Тема: Нахождение нескольких долей целого.


Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.


Цель урока: изучение и первичное осознание нового учебного материала, осмысление связей и отношений в объектах изучения.


Задачи урока:

  1. Образовательные: познакомить учащихся с решением задач на нахождение нескольких долей целого; научить детей применять полученные теоретические знания на практике


  1. Воспитательные: воспитывать уверенность в своих возможностях; воспитывать умение работать в группе; воспитывать у младших школьников бережное отношение к своему здоровью.


  1. Развивающие: развивать познавательную активность учащихся; формировать творческое мышление.


  1. Здоровьесберегающие: профилактика утомления учащихся, создание атмосферы сотрудничества.



Оснащение урока:


Доска: чертёж геометрических фигур, плакат – рисунок дерева без листьев (для эмоциональной оценки урока)


ТСО: мультимедийный проектор.


Дидактический и раздаточный материал: карточки с заданиями по уровням для устного счёта, карточки с заданиями для работы в группах; цветные бумажные листья оранжевого, жёлтого и коричневого цвета (для выражения эмоциональной оценки урока)









Ход урока.

  1. Организационный момент.


— Ребята! Готовы к уроку?

— На вас надеюсь я, друзья,

Мы хороший дружный класс,

Всё получится у нас!

— Я очень хочу, чтобы урок получился интересным, познавательным. Мы повторим и закрепим то, что уже знаем и постараемся открыть новые секреты математики.


  1. Проверка домашнего задания.

  1. — Расположите единицы измерения площади по возрастающей:


7дм2, 70см2, 7000см2, 700дм2

  1. Чертёж квадрата на доске.



6 см




— Вспомните, как найти площадь квадрата?

— Запишите в тетради.

6х6=36 (см2)

Один учащийся записывает на доске.


III. Подготовка учащихся к усвоению нового материала.

  1. Создание проблемной ситуации.


-Нам надо найти площадь трёх треугольников. Сможем ли мы это сделать? (Нет)

-Почему? (Мы не знаем, как находить площадь треугольника)

-Я обещаю вам, что сегодня на уроке мы откроем секрет, как найти площадь трёх треугольников, не зная даже, как найти площадь одного треугольника.

-В этом нам поможет устный счёт.


    1. Устный счёт.

На экране 3столбика примеров разного уровня сложности.

Слайд .

70:5 1000-997 800:100

300:300 6х1 420-410

842-840 657-650 44:4

12х0 90:10 100-88

60:15 600:100 5х1

    1. 543-530

50:25 84:21

13х1 810:90

160:40 60:12

268-259

500:100

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

м

н

а

ч

е

ь

и

с

д

л

р

о

б

т

з


-Запишите в тетради только ответы, правильность решения проверьте по коду, должно получиться слово.


-Выбирайте любую дорожку с учётом своих возможностей. Любая дорожка требует внимания, точности и быстроты при счёте.

Дети записывают ответы и отгадывают слово по коду.

  1. Знаменатель

  2. Числитель

  3. Дробь

-Молодцы! Мы получили три ключевых слова сегодняшнего урока.


3. Актуализация знаний.

-Чем дробь отличается от натурального числа? (Дробь-это часть целого)

-Что обозначает знаменатель? (На сколько равных частей разделили целое).

-Что обозначает числитель? (Числитель обозначает, сколько таких частей взяли)


  1. Изучение нового материала.

Подготовительная работа.

Сегодня мы узнаем, как находить несколько долей от целого числа или дробь.

Расположите дроби по возрастанию и вы отгадаете, что у меня в руках.

Слайд .


Выдвижение решающей гипотезы.


— ¼ часть я хочу дать Тане. Как мне это сделать? (Надо разрезать целое яблоко на 4 равные части)

Учитель разрезает яблоко и даёт ¼ Тане, остальные раздаёт детям

-Алине я хочу дать ¾ части. Как это сделать? (Сначала надо разрезать целое яблоко на 4 равные части и взять 3 такие части).

Учитель разрезает яблоко на 4 равные части и даёт Алине 3 части, комментируя.

-Сначала я разрезаю, т.е. делю яблоко на 4 равные части, а беру 3 части.

  1. Практическая работа.


— Проделаем подобную работу, используя числовые значения. Начертите отрезок длиной 8 см.

-Разделите его на 4 равные части.

-Сколько сантиметров в 1 части? (Чтобы узнать, сколько сантиметров в одной части, надо длину целого отрезка разделить на 4 равные части)


8:4=2 (см)


-Сколько сантиметров будет в ¾ долях? (Чтобы узнать, сколько сантиметров в 3 долях, надо по 2 сантиметра взять 3 раза или 2х3=6см)


V. Первичная проверка усвоения знаний. (Работа с индивидуальными карточками)


-На партах у вас лежат полоски бумаги.

-Заштрихуйте 2/3 полоски.

-Проверьте правильность выполнения по слайду. (Слайд 3)


VI. Физкультминутка (проводит ученик по своему выбору).


VII. Первичное закрепление знаний.

1. Работа с учебником.

Самостоятельно прочитайте задачу № 2 и её разбор и объясните, как нашли 4/5 доли этого отрезка.


Слайд .

Дети объясняют по экрану.

-Длину целого отрезка 10 см надо разделить на 5 равных частей, получим 2см-это длина одной части. Затем по 2 см надо взять 4 раза, значит 2 надо умножить на 4.


-Как записать это одним выражением?

10:5х4=8 (см)


2.Самостоятельная работа.

— Выполните самостоятельно №4.

12:6х5=10 (см)

12-целое

6-знаменатель

5-числитель

(Взаимопроверка)

3.Работа в группах.

Каждая группа получает карточку ( 2 варианта)

— Впишите пропущенные слова и вы самостоятельно сделаете вывод, как находить несколько долей целого, т.е. дробь от целого числа.

1 вариант. Чтобы найти часть числа, выраженную дробью, надо целое ______ на знаменатель и _____ на числитель.

2 вариант.

Чтобы найти часть числа, выраженную дробью, надо целое разделить на _____ и умножить на _______.



Слайд .

-Проверим по слайду. (Формулировку зачитывает ученик, которого выберут члены группы).


-Молодцы! Все группы хорошо поработали и пришли к единому выводу. Это поможет нам решить проблему.


-Сможем ли мы теперь найти площадь трёх треугольников? (Сможем), зная, что площадь всего квадрата равна 36см2? (Да)


-Как? (надо 36:4х3=27(см2)).


-Почему 36 разделили на 4? (Квадрат разделён на 4 треугольника).


-А как доказать, что они равны, ведь мы целое делим на равные части? (При пересечении диагонали делят квадрат на 4 равных треугольника)


-Мы сами догадались, как найти площадь трёх треугольников.


VIII. Контроль и самопроверка знаний.


1.Решение задачи.

Слайд .

-Составьте задачу. (Сон школьника должен составлять 5/12 суток. Сколько это часов?)

-Каких данных не хватает? (В сутках 24 часа. Это целое)

-Запишите, как найти 5/12 от целого числа 24.

-Проверьте себя по экрану.

-Какой вопрос можно задать, чтобы продолжить решение этой задачи? (Сколько часов школьник не спит?)

-Запишите решение второго действия и ответ задачи.

-Почему важен сон для человека, особенно для школьника? (Во время сна организм отдыхает, набирается сил)


3.Самостоятельная работа.

7-решить уравнения.

I вариант-верхняя строка.

II вариант- нижняя строка.


IX. Подведение итогов урока.

-Чему новому научились на уроке? (Находить несколько долей целого, т.е. дробь от числа)


Слайд .

Рефлексия. (Вызвать чувства радости, удовлетворённости от урока)


Сейчас мы узнаем, какой у нас получился урок. У вас на партах лежат по 3 листочка разного цвета (оранжевого, жёлтого и коричневого). Посмотрите на экран и вы узнаете, что обозначает каждый цвет.


-Возьмите листочек того цвета, который соответствует вашему мнению об уроке и приклейте его на дерево.


Слайд .

Дети приклеивают листочки.


-Я рада, что у нас получилось такое красивое, яркое осеннее дерево. Надеюсь, что вы хорошо справились с самостоятельной работой. Оценки за неё вы узнаете на следующем уроке.

— За работу на этом уроке я всех благодарю. Оценки получают…


X. Домашнее задание.

С.71 правило, с.72 №8.

Свежие документы:  Конспект урока для 2 класса "Таблица умножения на 6"

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Математика: