Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №53 «Крепыш» города Набережные Челны РТ
Конспект урока математики
«Путешествие с Цветиком-семицветиком»
подготовила воспитатель
Данилова Людмила Мадисовна
г. Набережные Челны
2011
Программное содержание. Закреплять навыки прямого, обратного, порядкового, счета, по парам; учить соотносить цифры с числами, закреплять представления о последовательности дней недели, времён года; умение складывать целое из частей, закреплять геометрические фигуры; упражнять в расположении предметов по высоте; умение ориентироваться по плану группы; развивать речь, общую и мелкую моторику; воспитывать желание помочь.
Предварительная работа. Дидактические игры: «Пуск ракеты», «Найди лишний», «Сложи из частей», «Разложи по парам баранки», «На что похоже», «Сложи по цвету», «Разложи правильно».
Индивидуальная работа. Закрепление с подгруппой детей цвета; навыки прямого, обратного, порядкового счёта, счёта по парам.
Словарная работа. Прямой, обратный, порядковый счёт, по парам. Методические приемы. Вопросы, ответы, поощрение, объяснение, помощь воспитателя, физминутка «Полёт на ракете», дидактические игры, указание.
Материал. Цветик – семицветик, таблица Зайцева, полоски с «баранками», круги, разрезанные на 8 частей, рисунки белых медведей, игра «На что похоже», конструктор «Лего», план группы, сундучок с призами.
Ход занятия:
Воспитатель предлагает пройти на коврик. Вопросы:
— Какое время года? (Весна).
— Как догадались? (Солнце светит ярко, греет. Тает снег. Появляются проталинки).
— Какое время года было до весны, а после? (Зима).
— Какой сегодня день недели? (Вторник). Давайте перечислим дни недели. (Понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье).
Воспитатель предлагает сесть на коврик, обращает внимание на осанку.
— Вспомните, пожалуйста, сказку о девочке Жене, которую мама отправила в магазин за баранками. Как называется? (Цветик – семицветик). Вспомните, пожалуйста, автора. (В. Катаев).
— А вы чьи? Я, дочь Мадиса, Людмила Мадисовна, а вы? (Я, сын Марата, Самат Маратович, и т.п.). Молодцы!
Воспитатель показывает цветик – семицветик.
— Сколько лепестков у цветка? (7).
— Как назывался бы цветок, если бы было 5, 6? (Пятицветик, шестицветик).
Воспитатель предлагает пересчитать лепестки.
— Сколько? (7). (Далее воспитатель пересчитывает сама и намеренно ошибается: пересчитывает повторно лепесток, с которого начинала счёт).
— Почему получилось другое число? Посчитай, пожалуйста, Вика. Сколько лепестков получилось? (8). Илья, ты посчитал? Сколько у тебя получилось лепестков? (7). Ребята, почему у Вики и Ильи получилось разное количество лепестков? (Когда начинаем считать нужно, запомнить с какого лепестка начали считать).
Итог: Надо запомнить лепесток, с которого начинается счёт.
— А если начинать не с красного лепестка, а с жёлтого? (Всё равно 7).
Итог: Цвет при счёте не имеет разницы.
— Ребята, цветик – семицветик помогает всем, кто нуждается в помощи. Давайте, мы тоже поможем жителям одной страны, которые просят о помощи.
Лети, лети, лепесток
Через запад на восток…
Вели, чтобы мы полетели на ракете!
1 лепесток: «Пуск ракеты» (Обратный счёт по таблице Зайцева: 10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1, 0 – пуск).
Физминутка. «Полёт на ракете».
А сейчас мы с вами, дети, (руки над головой, изображают «ракету»)
Улетаем на ракете. (издают звуки мотора)
На носки поднимись, (поднимаются на носки)
А потом руки вниз. (опускают руки вниз)
Раз, два, три, четыре —
Вот летит ракета ввысь!
— Жители, как и Женя, ходят в магазин, но не могут разобраться, как им покупать баранки.
2 лепесток: Выложите на полоску по парам баранки, соблюдая цвет. (4 пары). Молодцы!
— У жителей страны всегда разбивается посуда. Давайте поможем склеить им тарелки.
3 лепесток: Сложите круглые «тарелки» из частей.
Жители страны благодарны вам за склеенную посуду. Спасибо!
4 лепесток: Жителей страны часто посещают белые медведи. Посчитаем их! (Первый — нервный, второй — злой, третий — в берете, четвёртый — потёртый, пятый — помятый, шестой — рябой, седьмой — самый большой).
— Помните, в сказке Женя пожелала много игрушек. И у нас есть много игрушек. Их надо разложить по порядку.
5 лепесток: Разложите игрушки, похожие на соответствующие фигуры. Спасибо.
— Жители страны не могут разобраться, в каких домах они живут. А вы знаете? Сколько этажей в твоем доме, Олеся? (Я живу в девятиэтажном доме). А ты, Камиль? (Я живу в пятиэтажном доме). Давайте, каждый сделает для жителей страны свою улицу.
6 лепесток: Выберите 7 домов разной высоты, начиная с самого низкого дома. (Дети из конструктора «Лего» строят дома разной высоты). Назовите свою улицу. Саша, как ты назовёшь свою улицу? (Моя улица называется Цветочная.) А, Лениза, как назвала свою улицу? (Моя улица называется Винкс). Молодцы!
— Чтобы вернуться в свою группу, вам нужно найти на плане нашей группы подсказку, которую спрятали жители страны. Посмотрите внимательно.
7 лепесток: По плану группы определить, где находиться сундучок с призами. (Дети определяют и находят сундучок с призами.) Вот мы и вернулись в свою группу. Жители страны благодарны вам за помощь, которую вы им оказали.
— Что бы вы рассказали маме, папе? (Я хочу рассказать о том, как мы помогали жителям страны. Я хочу рассказать как мы строили и называли улицы. А я хочу рассказать о медведях, которые посещают жителей страны).
— Что особенно запомнилось? (Мне понравилось помогать жителям страны. Я бы ещё запустил ракету. Мне понравилось по плану искать сундучок с призами).
Список использованной литературы
1. Петерсон Л. Г., Холина Н. П. «Раз – ступенька, два – ступенька…» Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. – М.: «Баласс», 2001.
2. Учебно-методический комплект «Сотня: считаем и решаем» по методике Н.А.Зайцева «Стосчёт».