Конспект урока математики в 1 классе на тему «Число и цифра 7″

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 3 г. Козьмодемьянска»

Республики Марий Эл










Конспект урока математики в 1 классе

на тему

«Число и цифра 7»


















Подготовила Ромашова Елена Владимировна

Учитель начальных классов
МОУ «Средняя общеобразовательная школа №3
г.Козьмодемьянска»








Козьмодемьянск

2013г.


Тема: ЧИСЛО И ЦИФРА 7.


Цели: Познакомить с числом и цифрой 7.

Совершенствовать вычислительные навыки.

Развивать речь, внимание, память, мышление.


Ход урока.

I Организационное начало.


С добрым утром
Начат день.
Первым делом
Гоним лень.
На уроке не зевать
А работать и считать!


II Актуализация опорных знаний.


1) — Угадай по какому правилу составлены ряды чисел.

  • 1 2 4 7 …

  • 10 9 7 4 …

2) Назовите геометрические фигуры из которых составлен паровозик.



— Сколько понадобилось геометрических фигур?

— Сколько кругов?

— Сколько треугольников?

— Каких фигур столько же, сколько треугольников?

— Каких фигур на 1 больше, чем квадратов? Сколько их?

— Какая фигура слева от прямоугольника?

— Какая фигура между квадратом и кругами?

— Какая фигура над квадратом?

— Разделите геометрические фигуры на части.

III Постановка проблемы. “Открытие” нового знания

1. Число и цифра 7.

*– Отгадайте загадку:

В этой книге шесть листов простых, Братцев этих ровно семь.

А седьмой – золотой. Вам они известны всем.

Каждую неделю кругом

Ходят братцы друг за другом.

Попрощается последний –

Появляется передний.

О какой книге идёт речь? (Это календарь.)

Показ календаря-численника.

Какие шесть листов простых, а седьмой золотой? (Дни недели.)
– Назовите эти дни по порядку.
– Какой по счёту день недели – воскресенье? (Седьмой.)
– Кто догадался, чему будет посвящён наш урок математики?

2. Образ цифры 7.

— Покажите цифру, обозначающую количество дней в неделе в натуральном ряду чисел.

Демонстрация таблицы “Число и цифра 7”.

На что похожа цифра 7?

3. Место цифры 7 в числовом ряду.

Работа с рядом чисел и числовым отрезком в учебнике – тетради (с. 3):

За каким числом следует при счёте число 7?
– Как получить из 6 число 7? (Надо прибавить единицу)
– А теперь объясните по числовому ряду, как получить число 7.

(Нужно сделать один “шаг” вправо из точки 6.)
– На сколько 7 больше 6?
–  На сколько 6 меньше 7?

4. Взаимосвязь с уроками литературы

— Из какой сказки пришли гости?

— В названиях каких еще сказок встречается число 7 ?

5. Написание цифры 7.

  • Пальчиковая гимнастика.

«Я сильней наверняка!» — молвит правая рука.

«Почему же! Вот и нет!» — спорит левая в ответ.

  • Письмо цифры 7 в учебнике – тетради (с. 3)

    • показ образца написания учителем на доске с комментарием;

Цифра 7 состоит из трех элементов: волнистой линии, большой палочки и маленькой палочки, пересекающей середину большой палочки. Начинаем писать волнистую линию, которую доводят до правого верхнего угла клетки. Затем пишут большую палочку, доведя ее до середины нижней стороны клетки, а потом перечеркивают ее посередине маленькой палочкой.

    • обведение образца большой цифры три раза;

    • письмо в строке.

— Пропишите цифру семь два раза. Пропишите еще три раза. Сколько всего раз прописали цифру семь.

5. Состав числа 7.

— Опираясь на кости домино, расскажите состав числа 7.

IV. Первичное закрепление

1. Отработка состава числа 7.

Работа по учебнику – тетради. № 1, с. 2.

Первый столбик на доске.

Что изображено сверху над каждым столбиком примеров? (Большой отрезок, который состоит из маленьких отрезков белого и красного цвета.)


– Рассмотрим первый отрезок. Какой цифрой обозначено “целое”? А какими цифрами – “части”?


– Объясните равенства к этому отрезку.
(Если сложить “части” 6 и 1, то получим “целое” 7. И наоборот. Если из всего отрезка, “целого” 7 взять “часть” 6, то останется другая “часть” 1 и

т.д.)


– Пользуясь числовыми отрезками, заполните “окошки” в оставшихся равенствах.

2. Последовательность числового ряда от 1 до 7. № 6, с. 3

Рассмотрите задание. Гномы предлагают выполнить его вместе. Используйте карандаш для рисования стрелок. Числа от 1 до 7 надо выстроить с помощью стрелок сначала в порядке возрастания, а потом — в порядке убывания.

Взаимороверка.

Проверьте выполнение задания друг у друга.

V. Физкультминутка

Вновь у нас физкультминутка,
Наклонились, ну-ка, ну-ка!
Распрямились, потянулись,
А теперь назад прогнулись.
(Наклоны вперёд и назад.)
Разминаем руки, плечи,
Чтоб сидеть нам было легче,
Чтоб писать, читать, считать
И совсем не уставать.
(Рывки руками перед грудью.)
Голова устала тоже.
Так давайте ей поможем!
Вправо-влево, раз и два.
Думай, думай, голова.
(Вращение головой.)
Хоть зарядка коротка,
Отдохнули мы слегка.
(Дети садятся за парты.)

VI. Сравненне чисел. № 3, с. 2.

Рассмотрите задание. Что требуется сделать? (Сравнить два числа с помощью фигур в “мешочках”; поставить знаки: >, <, =.)
Первый столбик на доску.

— Сколько фигур в первом мешке? (7)

— Сколько фигур во втором мешке? (3)

— Как сравниваем числа? (Составляем пары)

— Какое правило помним? (Если всем элементам хватает пары, то числа равны; Оставшиеся без пары элементы показывают, какое из двух чисел больше и на сколько)

Самостоятельная работа учащихся. Индивидуальная помощь учителя.

Дополнительно: №7*, с. 3.

VII. Итог урока. Расширение нового знания

Какому числу был посвящён урок?
– Что нового узнали? Чему научились?
– Ваши одноклассники познакомят с интересными фактами, связанными с числом 7.

Выступают 3 учащихся:

I. Семёрка в древности была окружена особенно большим почётом. Почитание этого числа сохранилось в пословицах и поговорках: “Семь бед – один ответ”, “На седьмом небе”, “Лук от семи недуг”, “Семеро одного не ждут”.

II. Семидневная неделя возникла в Вави­лоне благодаря тем планетам, которые по­являлись на небосклоне и были известны вавилонянам:

воскресенье — день Солнца;

понедельник — день Луны;

вторник — день Марса;

среда — день Меркурия;

четверг — день Юпитера;

пятница — день Венеры.

суббота — день Сатурна;

Если бы в Вавилоне были известны и другие планеты нашей Солнечной системы, возможно, наша неделя состояла бы не из 7, а из 9, 10 или 8 дней. Смена этих светил в течение месяца происходила примерно 4 раза. Вот и оказалось, что в месяце 4 недели.


III. Семь стало священным числом. Его считали магическим. Это волшебное число семь использовалось в сказках и мифах древнего мира. Например: семь богов, семь чудес света в Древней Греции, Одиссей семь лет был в плену, Великий пост у христиан длится семь недель.













Используемая литература:


  1. Л. Петерсон: Математика. 1 класс: Методические рекомендации для учителей.

  2. Л.петерсон Математика 1 класс: Учебник – тетрадь для учащихся

  3. В.Волина Праздник числа (Занимательная математика для детей): Книга для учителей и родителей.

  4. https://www.medn.ru/statyi/Semidnevnayanedelya.html


Свежие документы:  Открытый урок в 6 классе "Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении величин"

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Математика: