МБОУ «Гимназия №122 имени Ж.А. Зайцевой»
г. Казани Республики Татарстан
Конспект урока по математике
в 1 классе
«Нумерация двузначных чисел»
Подготовила
учитель начальных классов
Егорова Маргарита Борисовна
Казань
2013
Тип урока: ОНЗ.
Основные цели:
1) сформировать представление о двузначных числах, умение читать и записывать двузначные числа разными способами;
2) актуализировать знание нумерации двузначных чисел до двадцати, умение записывать разными способами, умение решать составные задачи на нахождение целого.
Мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования: анализ, сравнение, аналогия, обобщение.
Демонстрационный материал:
1) девиз урока
В мире много интересного,
Нам порою неизвестного.
Миру знаний нет предела,
Так скорей, друзья, за дело!
2) эталон нумерации двузначных чисел:
пятьдесят три = 5 д 3 е = 53
53 = 50 + 3
3) образец для самопроверки работы в парах (этап 6):
№ 2 (4 и 5 строки), стр. 62
№ 3 (2 столбик), стр. 62
8 д 1 е = 81 4 д 0 е = 40
4) эталон для самопроверки самостоятельной работы (этап 7):
№ 2 (6 и 7 строки), стр. 62
№ 3 (3 столбик), стр. 62
Раздаточный материал:
1) индивидуальные планшетки;
2) карточки для работы в группах (этап 5):
пятьдесят три
= 5 д 3 е =
3) эталоны к уроку
4) лестница «успеха»
Ход урока:
1. Мотивация к учебной деятельности:
Цель:
1) создать мотивацию к учебной деятельности на уроке посредством поддержания в них веры в свои силы и создания игровой ситуации;
2) определить содержательные рамки урока: изучение двузначных чисел.
Ребята, прочитайте слова, которые будут нашим девизом на уроке.
Как вы их понимаете?
Как вы думаете, чем мы будем с вами заниматься сегодня на уроке? (Открывать что-то новое, познавать)
Как мы это можем с вами сделать?(Что я не знаю. Сам найду способ))
Давайте вспомним что мы проходили на прошлом уроке? ( Двузначные числа)
Сегодня на уроке вы продолжите изучать двузначные числа. Как же будет происходить «открытии»? (Мы должны постараться сами узнать новое.)
Я желаю вам успехов!
С чего мы уже начали работу? (С повторения необходимых знаний.)
Предлагаю продолжить .
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в пробном учебном действии.
Цель:
1) актуализировать знание нумерации двузначных чисел до двадцати, умения записывать числа разными способами, умение выполнять действия с числами до двадцати, тренировать вычислительный навык;
2) тренировать вариативность мышления, мыслительные операции: сравнение, анализ, обобщение;
3) мотивировать к пробному действию и его самостоятельному выполнению и обоснованию;
4) организовать фиксацию образовательной цели и темы урока;
5) организовать выполнение пробного действия и фиксацию затруднения;
6) организовать анализ полученных ответов и зафиксировать индивидуальные затруднения в выполнении пробного действия или его обосновании.
1.) Мы должны расшифровать слово. Код дан на доске. В тетрадях запишите только буквы.
Ч | Е | Д | Н | В | З | Ы | У | |
13 | 16 | 8 | 15 | 14 | 18 | 19 | 17 | 11 |
Вопросы:
— Какое число состоит из 1 десятка и 5 единиц?(15)
— Какое число следует за числом 17?(18)
— Какое число предшествует числу 12?(11)
— Найдите сумму чисел 10 и 9.(19)
— Целое 18, часть 4. Найдите другую часть.(14)
— Уменьшаемое 19, вычитаемое 6. Найдите разность.(13)
— Сначала с дерева сорвали 12 яблок, а потом еще 4. Сколько яблок сорвали?(16)
— В классе 16 человек. Из них 2 мальчика, а остальные девочки. Сколько девочек в классе?(14)
— Первое слагаемое 10, второе 7. Чему равна сумма?(17)
— Аня заплатила за тетрадь 3 рубля, после чего у неё осталось пятирублевая монета. Сколько денег было у Ани?(8)
— Какое слово получилось? (двузначные).
— О чем оно нам говорит? (Героями урока будут двузначные числа)
— Какое самое маленькое двузначное число вы записали в таблице? (11)
Запишите число 11 разными способами.
Один учащийся работает у доски, остальные учащиеся работают на индивидуальных планшетках или в рабочих тетрадях.
Проверьте, что у вас получилось.
3) Пробное действие.
Что вы повторили? (Мы потренировались в счете до двадцати, потренировались в вычислениях, вспомнили способы записи чисел.)
Какое задание вы сейчас получите? (Задание, с помощью которого мы поймем, что мы еще не знаем.)
Как такое задание называется?( Пробное)
Почему оно так называется?
Запишите число пятьдесят три с помощью цифр.
Что нового в этом задании? (Это число не до 20.)
Какую цель вы поставите перед собой на уроке? (Научиться записывать новые числа.)
Попробуйте выполнить это задание.
Учащиеся выполняют пробное действие на листочках, записывая только число.
У кого нет ответа?
Что вы не смогли сделать? (Мы не смогли записать число семьдесят шесть цифрами.)
Кто получил ответ?
Учитель фиксирует на доске варианты ответов, из них выделяет правильный.
Кто получил не правильный ответ, сформулируйте своё затруднение. (Мы не смогли правильно записать число пятьдесят три цифрами.)
Кто смог получить правильный ответ, назовите правило, которым вы пользовались. (Мы не можем назвать правило.)
3. Выявление места и причины затруднения.
Цель:
выявить и зафиксировать место и причину затруднения.
Какой следующий шаг вы должны сделать? (Разобраться, в чем затруднение.)
Какое задание вы выполняли? (Мы должны были записать число семьдесят шесть цифрами.)
Чем это задание отличается от предыдущих? (В названии числа первое слово незнакомое.)
Почему же возникло затруднение? (У нас нет способа, с помощью которого мы могли бы записывать такие числа.)
4. Построение проекта выхода из затруднения.
Цель:
построить проект выхода из затруднения.
Организация учебного процесса на этапе 4:
Какова же цель вашей дальнейшей деятельности? (Открыть способ, с помощью которого мы могли бы записывать такие числа.)
Что вам может помочь. Что уже в задании дано? (Название числа.)
Что вы можете сделать с этим названием? (Мы можем его изучить.)
Как тогда вы сможете записать это число? Вспомните, как вы открывали числа до двадцати. (Мы запишем с помощью графической модели, а затем с помощью цифр.)
План.
1.Изучим название числа.
2.Составим графическую модель.
3.Запишем с помощью цифр.
5. Реализация построенного проекта.
Цель:
1) организовать коммутативное взаимодействие с целью реализации построенного проекта, направленного на приобретение недостающих знаний;
2) организовать фиксацию построенного способа действия с помощью эталона;
Выполните план в группах . Повторим правила работы в группах.(Эталон работы в группах на партах)
Представители от каждой группы получают карточку с названием числа пятьдесят три.
(В случае возникновения сложностей у учащихся с реализацией плана учитель организует подводящий диалог)
Прочитайте первое слово в названии числа. Какие части можно в нем выделить?
О чем говорят эти части?
Как эти части можно зарисовать с помощью графических моделей?
Прочитайте второе слово? Как его можно зарисовать?
Как можно теперь записать с помощью цифр?
По окончании работы, представители от каждой группы вывешивают на доску свой результат.
Итак, какой результат вы получили?
Представитель от одной из групп комментирует свой ход работы:
Мы изучили название числа. В первом слове можно выделить две части: «пять» и «десять». Значит в числе 5 д. Второе слово указывает на количество единиц: 3 е. Следовательно в числе 5 д 3 е. Буквы принято в математике не писать, поэтому «сдвигаем» цифры и получаем запись – 53.
пятьдесят три
= 5 д 3 е =53
В случае расхождения в результатах, проводиться анализ и коррекция ошибок.
Что вы можете сказать о полученном числе? (Это двузначное число.)
Так как же вы назовете урок? (Двузначные числа.)
Как же вы записываете двузначные числа? (В первом слове указывается количество десятков, а во втором – количество единиц.)
Составим эталон. Что туда может входить? Вспомните, как вы составляли эталон названий чисел до 20. (Мы поместим туда наш пример.)
Что еще туда надо включить? (Сумму разрядных слагаемых.)
Представьте число 53 в виде суммы разрядных слагаемых.
Один учащийся записывает у доски:
53 = 50 + 3
Проверьте открытие.
Какой вывод вы можете сделать? (Мы сделали верное открытие.)
Фиксируется на доске эталон.
Смогли вы преодолеть затруднение? (Да.)
Что позволяет вам открытый способ? (Записывать двузначные числа.)
Какой следующий шаг на уроке? ( Потренироваться в выполнении заданий по новому способу)
6. Первичное закрепление во внешней речи.
Цель:
создать условия для фиксации изученного способа действия во внешней речи.
1) № 2 (2 и 3 строки), стр. 62.( Фронтально с проговариванием во внешней речи)
Найдите № 2 на стр. 62. Прочитайте задание.
Что вы закрепите этим заданием? (Название и запись двузначных чисел разными способами.)
Заполните вторую и третью строки.
2) № 3 (1 столбик), стр. 62
Найдите № 3 на стр. 62. Что этим заданием мы закрепим? (Запись и названия двузначных чисел.)
Выполним у доски первый столбик.
4) Работа в парах.
Вы поработали все вместе, как вы будете сейчас работать? (В парах.)
Давайте повторим правила работы в парах.
Выполните № 2 (4 и 5 строки) и № 3 (2 столбик) в парах.
Проверка проводиться по образцу .
Кто допустил ошибку? В чем она? (Неправильно определили количество десятков, …)
Исправьте допущенные ошибки. Вы молодцы, что поняли причину ошибки.
Кто выполнил все верно? Сделайте вывод. (Мы поняли, как записывать и читать двузначные числа.)
Как в этом убедиться? (Нужно выполнить самостоятельную работу.)
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Цель:
организовать самопроверку и самооценку учащимися умения выполнять вычисления с числами до двадцати.
№ 2 (6 и 7 строки), № 3 (3 столбик), стр. 62.
Закончите выполнять № 2 и № 3 самостоятельно.
Проводится вербальная поэтапная проверка по эталону. Учащиеся по шагам вместе с учителем проверяют правильность вычислений.
У кого есть ошибки? В чем они? (Учащиеся называют свои ошибки.)
Сделайте вывод. (Нам необходимо потренироваться в вычислениях.)
Где вы можете это сделать? (При выполнении домашнего задания.)
У кого нет ошибок? Сделайте вывод? (Мы умеем записывать двузначные числа.)
8. Включение в систему знаний и повторение.
Цель:
организовать тренинг умения решать составные задачи на нахождение целого.
Организация учебного процесса на этапе 8:
Где вы можете встретить двузначные числа?
При выполнении, каких заданий? (Уравнений, задач.)
Это вам только предстоит, а пока я предлагаю решить задачу.
№ 6, стр. 63
Найдите номер № 6 на стр. 63.
Прочитайте задачу.
Решите задачу, заполнив схему.
Один учащийся работает у доски с комментированием, остальные в учебниках.
В случае возникновения затруднений у учащихся в анализе условия задачи, учитель организует подводящий диалог.
Решение уравнений.
Х + 10=16 18 –Х= 10
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Цель:
1) зафиксировать в речи новый способ действий, изученный на уроке: нумерация двузначных чисел;
2) зафиксировать затруднения, которые остались, и способы их преодоления;
3) оценить собственную деятельность на уроке.
Организация учебного процесса на этапе 9:
Что надо сделать в коне урока? (Подвести итог, проанализировать свою работу.)
Какое открытие вы сделали на уроке? (Мы открыли способ записи и чтения двузначных чисел.)
Достигли ли цели? Докажите.
У кого получилось открыть новый способ самостоятельно? Докажите.
Кому не удалось, почему?
Оцените свою деятельность на лестнице успеха.
Проводится рефлексия оценивания учащихся.
Посмотрите, сколько ребят поставили себя на среднюю ступень. О чем это говорит?
Какие же трудности у вас еще встречаются?
Где можно над ними поработать?
Домашнее задание
— Кто справился с заданиями и ему все понятно – тот выполняет №9 на стр.63
— У кого встречались ошибки и кому еще надо поработать над ними, тот выплоняет №№ 5,7 стр. 63
Список использованной литературы
1. Т.Н. Максимова. Поурочные разработки по математике. 1 класс. – М., ВАКО, 2012
2. Л.Г. Петерсон. Математика «Учусь учиться». — М., Ювента, 2012