Конспект урока математики в 1 классе «Нумерация двузначных чисел»

МБОУ «Гимназия №122 имени Ж.А. Зайцевой»

г. Казани Республики Татарстан







Конспект урока по математике

в 1 классе

«Нумерация двузначных чисел»



Подготовила

учитель начальных классов

Егорова Маргарита Борисовна



























Казань

2013



Тип урока: ОНЗ.

Основные цели:

1) сформировать представление о двузначных числах, умение читать и записывать двузначные числа разными способами;

2) актуализировать знание нумерации двузначных чисел до двадцати, умение записывать разными способами, умение решать составные задачи на нахождение целого.

Мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования: анализ, сравнение, аналогия, обобщение.

Демонстрационный материал:

1) девиз урока


В мире много интересного,

Нам порою неизвестного.

Миру знаний нет предела,

Так скорей, друзья, за дело!


2) эталон нумерации двузначных чисел:


пятьдесят три = 5 д 3 е = 53



53 = 50 + 3


3) образец для самопроверки работы в парах (этап 6):

2 (4 и 5 строки), стр. 62







3 (2 столбик), стр. 62

8 д 1 е = 81

4 д 0 е = 40





4) эталон для самопроверки самостоятельной работы (этап 7):

2 (6 и 7 строки), стр. 62


3 (3 столбик), стр. 62








Раздаточный материал:

1) индивидуальные планшетки;

2) карточки для работы в группах (этап 5):

пятьдесят три


= 5 д 3 е =


3) эталоны к уроку

4) лестница «успеха»

Ход урока:

1. Мотивация к учебной деятельности:

Цель:

1) создать мотивацию к учебной деятельности на уроке посредством поддержания в них веры в свои силы и создания игровой ситуации;

2) определить содержательные рамки урока: изучение двузначных чисел.


  • Ребята, прочитайте слова, которые будут нашим девизом на уроке.

  • Как вы их понимаете?

  • Как вы думаете, чем мы будем с вами заниматься сегодня на уроке? (Открывать что-то новое, познавать)

  • Как мы это можем с вами сделать?(Что я не знаю. Сам найду способ))

  • Давайте вспомним что мы проходили на прошлом уроке? ( Двузначные числа)

  • Сегодня на уроке вы продолжите изучать двузначные числа. Как же будет происходить «открытии»? (Мы должны постараться сами узнать новое.)

  • Я желаю вам успехов!

  • С чего мы уже начали работу? (С повторения необходимых знаний.)

  • Предлагаю продолжить .

2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в пробном учебном действии.

Цель:

1) актуализировать знание нумерации двузначных чисел до двадцати, умения записывать числа разными способами, умение выполнять действия с числами до двадцати, тренировать вычислительный навык;

2) тренировать вариативность мышления, мыслительные операции: сравнение, анализ, обобщение;

3) мотивировать к пробному действию и его самостоятельному выполнению и обоснованию;

4) организовать фиксацию образовательной цели и темы урока;

5) организовать выполнение пробного действия и фиксацию затруднения;

6) организовать анализ полученных ответов и зафиксировать индивидуальные затруднения в выполнении пробного действия или его обосновании.

1.) Мы должны расшифровать слово. Код дан на доске. В тетрадях запишите только буквы.



А

Ч

Е

Д

Н

В

З

Ы

У

13

16

8

15

14

18

19

17

11



  • Вопросы:


— Какое число состоит из 1 десятка и 5 единиц?(15)


— Какое число следует за числом 17?(18)


— Какое число предшествует числу 12?(11)


— Найдите сумму чисел 10 и 9.(19)


— Целое 18, часть 4. Найдите другую часть.(14)


— Уменьшаемое 19, вычитаемое 6. Найдите разность.(13)


— Сначала с дерева сорвали 12 яблок, а потом еще 4. Сколько яблок сорвали?(16)


— В классе 16 человек. Из них 2 мальчика, а остальные девочки. Сколько девочек в классе?(14)


— Первое слагаемое 10, второе 7. Чему равна сумма?(17)


— Аня заплатила за тетрадь 3 рубля, после чего у неё осталось пятирублевая монета. Сколько денег было у Ани?(8)


— Какое слово получилось? (двузначные).


— О чем оно нам говорит? (Героями урока будут двузначные числа)

— Какое самое маленькое двузначное число вы записали в таблице? (11)

  • Запишите число 11 разными способами.

Один учащийся работает у доски, остальные учащиеся работают на индивидуальных планшетках или в рабочих тетрадях.

  • Проверьте, что у вас получилось.




3) Пробное действие.

  • Что вы повторили? (Мы потренировались в счете до двадцати, потренировались в вычислениях, вспомнили способы записи чисел.)

  • Какое задание вы сейчас получите? (Задание, с помощью которого мы поймем, что мы еще не знаем.)

  • Как такое задание называется?( Пробное)

  • Почему оно так называется?

  • Запишите число пятьдесят три с помощью цифр.

  • Что нового в этом задании? (Это число не до 20.)

  • Какую цель вы поставите перед собой на уроке? (Научиться записывать новые числа.)

  • Попробуйте выполнить это задание.

Учащиеся выполняют пробное действие на листочках, записывая только число.

  • У кого нет ответа?

  • Что вы не смогли сделать? (Мы не смогли записать число семьдесят шесть цифрами.)

  • Кто получил ответ?

Учитель фиксирует на доске варианты ответов, из них выделяет правильный.

  • Кто получил не правильный ответ, сформулируйте своё затруднение. (Мы не смогли правильно записать число пятьдесят три цифрами.)

  • Кто смог получить правильный ответ, назовите правило, которым вы пользовались. (Мы не можем назвать правило.)

3. Выявление места и причины затруднения.

Цель:

выявить и зафиксировать место и причину затруднения.


  • Какой следующий шаг вы должны сделать? (Разобраться, в чем затруднение.)

  • Какое задание вы выполняли? (Мы должны были записать число семьдесят шесть цифрами.)

  • Чем это задание отличается от предыдущих? (В названии числа первое слово незнакомое.)

  • Почему же возникло затруднение? (У нас нет способа, с помощью которого мы могли бы записывать такие числа.)

4. Построение проекта выхода из затруднения.

Цель:

построить проект выхода из затруднения.

Организация учебного процесса на этапе 4:

  • Какова же цель вашей дальнейшей деятельности? (Открыть способ, с помощью которого мы могли бы записывать такие числа.)

  • Что вам может помочь. Что уже в задании дано? (Название числа.)

  • Что вы можете сделать с этим названием? (Мы можем его изучить.)

  • Как тогда вы сможете записать это число? Вспомните, как вы открывали числа до двадцати. (Мы запишем с помощью графической модели, а затем с помощью цифр.)

План.

1.Изучим название числа.

2.Составим графическую модель.

3.Запишем с помощью цифр.

5. Реализация построенного проекта.

Цель:

1) организовать коммутативное взаимодействие с целью реализации построенного проекта, направленного на приобретение недостающих знаний;

2) организовать фиксацию построенного способа действия с помощью эталона;

  • Выполните план в группах . Повторим правила работы в группах.(Эталон работы в группах на партах)

Представители от каждой группы получают карточку с названием числа пятьдесят три.

(В случае возникновения сложностей у учащихся с реализацией плана учитель организует подводящий диалог)

  • Прочитайте первое слово в названии числа. Какие части можно в нем выделить?

  • О чем говорят эти части?

  • Как эти части можно зарисовать с помощью графических моделей?

  • Прочитайте второе слово? Как его можно зарисовать?

  • Как можно теперь записать с помощью цифр?

По окончании работы, представители от каждой группы вывешивают на доску свой результат.

  • Итак, какой результат вы получили?

Представитель от одной из групп комментирует свой ход работы:

Мы изучили название числа. В первом слове можно выделить две части: «пять» и «десять». Значит в числе 5 д. Второе слово указывает на количество единиц: 3 е. Следовательно в числе 5 д 3 е. Буквы принято в математике не писать, поэтому «сдвигаем» цифры и получаем запись – 53.


пятьдесят три

= 5 д 3 е =53


В случае расхождения в результатах, проводиться анализ и коррекция ошибок.

  • Что вы можете сказать о полученном числе? (Это двузначное число.)

  • Так как же вы назовете урок? (Двузначные числа.)

  • Как же вы записываете двузначные числа? (В первом слове указывается количество десятков, а во втором – количество единиц.)

  • Составим эталон. Что туда может входить? Вспомните, как вы составляли эталон названий чисел до 20. (Мы поместим туда наш пример.)

  • Что еще туда надо включить? (Сумму разрядных слагаемых.)

  • Представьте число 53 в виде суммы разрядных слагаемых.

  • Один учащийся записывает у доски:

53 = 50 + 3




  • Проверьте открытие.

  • Какой вывод вы можете сделать? (Мы сделали верное открытие.)

Фиксируется на доске эталон.

  • Смогли вы преодолеть затруднение? (Да.)

  • Что позволяет вам открытый способ? (Записывать двузначные числа.)

  • Какой следующий шаг на уроке? ( Потренироваться в выполнении заданий по новому способу)

6. Первичное закрепление во внешней речи.

Цель:

создать условия для фиксации изученного способа действия во внешней речи.

1) 2 (2 и 3 строки), стр. 62.( Фронтально с проговариванием во внешней речи)

  • Найдите 2 на стр. 62. Прочитайте задание.

  • Что вы закрепите этим заданием? (Название и запись двузначных чисел разными способами.)

  • Заполните вторую и третью строки.

2) 3 (1 столбик), стр. 62

  • Найдите 3 на стр. 62. Что этим заданием мы закрепим? (Запись и названия двузначных чисел.)

  • Выполним у доски первый столбик.


4) Работа в парах.

        • Вы поработали все вместе, как вы будете сейчас работать? (В парах.)

        • Давайте повторим правила работы в парах.

  • Выполните 2 (4 и 5 строки) и 3 (2 столбик) в парах.

Проверка проводиться по образцу .

  • Кто допустил ошибку? В чем она? (Неправильно определили количество десятков, …)

  • Исправьте допущенные ошибки. Вы молодцы, что поняли причину ошибки.

  • Кто выполнил все верно? Сделайте вывод. (Мы поняли, как записывать и читать двузначные числа.)

  • Как в этом убедиться? (Нужно выполнить самостоятельную работу.)

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Цель:

организовать самопроверку и самооценку учащимися умения выполнять вычисления с числами до двадцати.


2 (6 и 7 строки), 3 (3 столбик), стр. 62.

  • Закончите выполнять 2 и 3 самостоятельно.

Проводится вербальная поэтапная проверка по эталону. Учащиеся по шагам вместе с учителем проверяют правильность вычислений.

  • У кого есть ошибки? В чем они? (Учащиеся называют свои ошибки.)

  • Сделайте вывод. (Нам необходимо потренироваться в вычислениях.)

  • Где вы можете это сделать? (При выполнении домашнего задания.)

  • У кого нет ошибок? Сделайте вывод? (Мы умеем записывать двузначные числа.)

8. Включение в систему знаний и повторение.

Цель:

организовать тренинг умения решать составные задачи на нахождение целого.

Организация учебного процесса на этапе 8:

  • Где вы можете встретить двузначные числа?

  • При выполнении, каких заданий? (Уравнений, задач.)

  • Это вам только предстоит, а пока я предлагаю решить задачу.

6, стр. 63

  • Найдите номер 6 на стр. 63.

  • Прочитайте задачу.

  • Решите задачу, заполнив схему.

Один учащийся работает у доски с комментированием, остальные в учебниках.

В случае возникновения затруднений у учащихся в анализе условия задачи, учитель организует подводящий диалог.

Решение уравнений.

Х + 10=16 18 –Х= 10

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Цель:

1) зафиксировать в речи новый способ действий, изученный на уроке: нумерация двузначных чисел;

2) зафиксировать затруднения, которые остались, и способы их преодоления;

3) оценить собственную деятельность на уроке.

Организация учебного процесса на этапе 9:

  • Что надо сделать в коне урока? (Подвести итог, проанализировать свою работу.)

  • Какое открытие вы сделали на уроке? (Мы открыли способ записи и чтения двузначных чисел.)

  • Достигли ли цели? Докажите.

  • У кого получилось открыть новый способ самостоятельно? Докажите.

  • Кому не удалось, почему?

  • Оцените свою деятельность на лестнице успеха.

Проводится рефлексия оценивания учащихся.

  • Посмотрите, сколько ребят поставили себя на среднюю ступень. О чем это говорит?

  • Какие же трудности у вас еще встречаются?

  • Где можно над ними поработать?


Домашнее задание

— Кто справился с заданиями и ему все понятно – тот выполняет №9 на стр.63

— У кого встречались ошибки и кому еще надо поработать над ними, тот выплоняет №№ 5,7 стр. 63


















Список использованной литературы

1. Т.Н. Максимова. Поурочные разработки по математике. 1 класс. – М., ВАКО, 2012

2. Л.Г. Петерсон. Математика «Учусь учиться». — М., Ювента, 2012


Свежие документы:  Конспект урока по Математике "Сложение и вычитание. Скобки" 1 класс

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Математика: