МКОУ базовая НОШ г. Омутнинска Кировской области
КОНСПЕКТ УРОКА МАТЕМАТИКИ
в 3 классе по теме
«ЕДИНИЦА ПЛОЩАДИ — КВАДРАТНЫЙ МЕТР»
Автор:
Софронова Вера Витальевна,
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
2014
Технологическая карта урока «Единица площади – квадратный метр»
УМК: Школа России.
Тип урока: ОНЗ
Единица площади – квадратный метр | |
Цель | Создать условия для ознакомления с новой единицей площади – квадратным метром. |
Задачи
| Образовательные: ввести понятие «квадратный метр», дать представление о применении новой единицы измерения площади, ее связи с квадратным дециметром. Актуализировать знания о способах вычисления площади прямоугольника. Способствовать совершенствованию вычислительных навыков. Развивающие: способствовать развитию основных операций мышления (сравнение, обобщение, умение делать выводы на основе полученной информации). Развитие умения анализировать и находить пути решения поднимаемой проблемы. Воспитательные: воспитывать культуру поведения, уважительное отношение друг к другу при работе в паре, группе. Формировать УУД: Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. Регулятивные УУД: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей. Коммуникативные УУД: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; учиться работать в группе, формулировать собственное мнение и позицию. Познавательные УУД: уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт |
Планируемый результат | Предметные: знать названия единиц измерения площади, уметь находить площадь прямоугольника Личностные: уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности. Метапредметные: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение (Регулятивные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (Коммуникативные УУД). Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД). |
Основные понятия | Прямоугольник, длина, ширина, площадь, квадратный дециметр, квадратный метр |
Ресурсы: — основные
— дополни-тельные | М.И. Моро Математика. Учебник для 3-го класса. Часть 1. Стр. 70 -71
|
Организация пространства | Фронтальная, индивидуальная, работа в группах и парах. |
Содержание взаимодействия педагога и учащихся.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
| |
1. | Мотивация к учебной деятельности | Создает условия для возникновения у учащихся внутренней потребности включения в учебную деятельность. | Эмоциональный отклик на приветствие и настрой на урок. | Коммуникативные, личностные |
|
2. | Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии
| Использует задания для проведения интеллектуальной разминки, работу в парах для повторения пройденного материала | Выполняют индивидуальные задания с взаимопроверкой, затем работают в парах и фронтально, повторяя пройденный материал | Познавательные, регулятивные, коммуникативные |
|
3. | Выявление места и причины затруднений | Создает проблемную ситуацию, которая определяет цели урока. Учитель в позиции консультанта побуждает учащихся к выдвижению гипотез по принятию учебных задач. | Принимают проблемную ситуацию, конструируют учебные задачи урока. | Регулятивные, познавательные |
|
4. | Построение проекта выхода из затруднения
| Организует работу для решения проблемной ситуации через проблемный диалог. Побуждает учащихся к выдвижению гипотез, формулированию темы и целей урока. | Предлагают решения проблемы, становятся участниками проблемного диалога. Обмениваются мнениями, вносят дополнения и поправки. Формулируют тему и цель урока. | Познавательные, регулятивные
|
|
5. | Реализация построенного проекта | Организует реализацию построенного проекта в соответствии с планом. | Знакомятся с новым материалом, практически находят площадь класса. | Познавательные, коммуникативные |
|
6. | Первичное закрепление во внешней речи | Организует усвоение детьми нового способа действий при решении задачи с проговариванием во внешней речи. | Решают задачу с проговариванием во внешней речи | Познавательные, регулятивные
|
|
7. | Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | Организует самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действий по вариантам и в группах с последующей проверкой. | Работают по вариантам, в группах, проверяют работу, составляют пазл — картинку | Регулятивные, познавательные, коммуникативные |
|
8 | Включение в систему знаний и повторение | Предлагает задание – расшифровать слово, опираясь на знание таблицы умножения | Расшифровывают слово, повторяют таблицу умножения. | Регулятивные |
|
9 | Рефлексия учебной деятельности | Организует фиксацию нового материала, изученного на уроке, рефлексивный анализ учебной деятельности, оценивание учащимися собственной деятельности на уроке. Проводит инструктаж по домашнему заданию.
| Повторяют пройденный материал по вопросам учителя. Оценивают свою учебную деятельность на уроке, продолжая высказывания. При помощи значков оценивают собственную работу на уроке. | Познавательные, коммуникативные, регулятивные |
|
КОНСПЕКТ УРОКА
Тема «Единица площади – квадратный метр»
Цель: создать условия для ознакомления с новой единицей площади – квадратным метро
Ход урока
1. Мотивация к учебной деятельности
— Приготовились учиться.
Ни минутки не лениться,
Не скучать, не отвлекаться,
А стараться и стараться.
— Сегодня на уроке математики я желаю вам сделать для себя открытие, получить новое знание. А сейчас продолжим постигать тайны этой сложной и интересной науки.
2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии
А) « Интеллектуальная разминка» (Слайд 2)
1) Даны числа: 2, 3, 5, 9. Три из них перемножили и получили 90. Какие числа перемножили? (2х5х9=90)
2) Сумма пяти одинаковых чисел равна 30. Чему равно каждое число? (30:5=6)
3) Игра в «Лото» (Математический диктант)
21 |
| 45 | 16 |
| 9 |
| 18 | |
4 |
| 16 | 54 |
|
| 42 | 6 |
|
| 5 |
| 36 |
|
| 32 |
| 81 |
— В таблице нужно вычеркнуть числа, которые получатся в результате выполнения действий. Должны остаться 7 чисел.
1) 7 увеличить в 4 раза (28)
2) 72 уменьшить в 8 раз (9)
3) Первый множитель 9, второй 6. Найдите произведение (54)
4) Найдите частное чисел 40 и 10 (4)
5) Найдите число, в котором десятков в 8 раз больше, чем единиц (81)
6) Произведение двух чисел равно 30. Первый множитель 6, найдите второй множитель (5)
7) Во сколько раз 48 больше 8? (6)
8) Найдите произведение 5 и 9 (45)
Взаимопроверка. Проверка по эталону (Слайд 2)
— К этим числам мы вернемся в конце урока.
4) Среди геометрических фигур найдите прямоугольники. (Слайд 3-4) Докажите. Что знаете о прямоугольниках?
Б) Работа в парах.
1) -Достаньте из конверта фигуры. Сложите из них прямоугольник. Найдите его площадь. Запишите в тетрадь. Можно пользоваться алгоритмом.
— Какой единицей измерения длины пользовались? (см). В чем измеряли площадь? (кв. см) (Учитель вывешивает карточки на доску). Что такое кв. см? (Квадрат со стороной 1 см) (Прикрепляет модель квадрата на доску)
В) При помощи модели дм измерьте стороны рамки картины на доске и найдите площадь (Один ученик работает у доски).
— Какой единицей длины пользовались? (дм). В чем измеряли площадь? (в кв. дм.). (Вывешивает карточку). Что такое кв. дм? (Квадрат со стороной 1 дм) (Прикрепляет фигуру на доску)
— А сейчас, используя эту же меру единицы длины – дм, найдите площадь нашего класса. (Вызывает 2 учащихся)
3. Выявление места и причины затруднения.
— В чем затруднение? Почему не получается?
=Очень долго, неудобно, маленькая мерка.
-Возникла проблема. Не знаем, как найти площадь класса.
4. Построение проекта выхода из затруднения.
-Предлагайте решения (приём «Мозговой штурм»)
— Какой единицей измерения длины будем пользоваться? (м). В чем измерим площадь? (в кв. м)
— Сформулируйте тему урока.
=Тема: «Квадратный метр» (Слайд 5).
— Какую цель поставим перед собой?
=Цель: познакомиться с новой единицей измерения площади – квадратным метром. (Слайд 6)
Работать будем по плану (Слайд 7)
План:
Познакомимся с квадратным метром
Узнаем, как он связан с квадратным дециметром
3) Научимся решать задачи с использованием новой единицы площади
5. Реализация построенного проекта.
— Что такое квадратный метр? (Это квадрат со стороной 1 м). (Показывает модель в натуральную величину). Это герой нашего урока. А как запишем 1 м²? (1ученик работает у доски). Запишите: 8 м², 20 м². А для чего нужна эта единица измерения площади?
— Найдем площадь класса.
Выходят ученики и измеряют длину и ширину класса
На доске: а — 7 м
в – 7 м
S = 7х7 S= 49м²
— Вспомните, сколько дм в 1 м?
-А сейчас подсчитайте, сколько дм² в 1 м² (Модель квадратного метра)
Запишем: S = 10 х10
S= 100 дм² 1 м² = 100 дм²
6. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.
Задача (Слайд 8)
Длина школьного коридора – 9 м, а ширина в 3 раза меньше. Найдите площадь коридора.
-Выберите краткую запись и решите задачу. (Слайд 9)
Краткая запись:
а – 9 м 2) а — 9 м
в — ? в 3 раза ˃ в — ? в 3 раза ˂
S — ? S- ?
9:3=3 (м) – ширина
9х3=27 (м²)
Фм «Гимнастика для глаз» (Слайд 10)
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
1) Работа по вариантам (Слайд 11)
— Сформулируйте задание по рисункам.
=Нужно найти S ковров.
Проверка. (Приём «Решил – встал»)
2) Работа в группах
— Ребята, вам нравится наша школа? А вы хотите что-нибудь изменить в ней, добавить, перестроить?
=Кабинет информатики, бассейн, актовый зал, спортивный зал, спортивная площадка, столовая).
Отгадайте загадку:
Чтобы дом жилой построить
Или школу, или сад.
На бумаге он рисует план дома и фасад.
Всё начертит, посчитает
И покажет, что и как.
Сколько комнат, где какая?
Где подвал, а где чердак?
Ничего не позабудет, всё продумает, решит,
Чтобы всем удобно было, чтобы дом удобным был. (Архитектор.)
— Архитектор должен уметь находить площадь объектов, для этого выполняя необходимые расчеты. Сейчас вы поработаете в роли архитекторов. Для этого разделимся на группы – проектные бюро (6 групп). (В каждой группе есть помощники – консультанты, которые получают конверты с заданием.)
Задания для групп
— Решить цепочки примеров и найти сумму их значений.
На доске 6 листов с ответами. Выполнив задание правильно, дети находят свой ответ, переворачивают листочки и собирают картинку.)
— Как вы думаете что это? (Слайды 12-13)
— Этот не дом богатого чиновника или олигарха. Этот сказочный замок – школа, которая носит название «Обыкновенное чудо». Находится она в г. Йошкар – Ола (столица республики Марий – Эл). А начиналось все так… В одной школе работала учительница русского языка и литературы, которая мечтала о новой школе, в которой было бы красиво и уютно, а детям интересно учиться. И благодаря мужу, предпринимателю Сергею Мамаеву, ее мечта сбылась. Лучшие архитекторы сделали проект здания, а лучшие строители построили этот замок. Сейчас этой школе уже 12 лет, ей присвоен статус государственной.
8. Включение в систему знаний и повторение.
— А сейчас расшифруйте слово. Ключ к шифру таблица умножения. (Вывешивает таблицу)
7 | 8 | 9 | |
1 | а | е | и |
2 | з | о | л |
3 | м | н | к |
4 | с | ы | ц |
5 | ч | в | у |
6 | д | р | т |
21, 16, 18, 16, 42, 36, 32 (Слайд 14)
м о л о д ц ы
9. Рефлексия учебной деятельности.
— Подведем итог урока. Вспомните, какую цель ставили перед собой. Продолжите предложения (Слайд 15)
Я узнал (а) ….. .
Я научился(ась)…… .
Мне понравилось …….. .
— Оцените свою работу на уроке.
— Кто уверен, что хорошо понял новый материал, отлично работал, был внимательным и старательным, встаньте, прикрепите ваши значки на картинку. Я думаю, что вы достойны быть учениками этой школы. А остальным нужно еще поработать на следующем уроке.
Домашнее задание по выбору: 1. Найти площадь своей комнаты.
2. Нарисовать школу будущего.
Список используемой литературы:
Мокрушина О.А. Поурочные разработки по математике: 3 класс.- 2-е изд., перераб. и доп.- М.: ВАКО, 2012.
Моро М.И., Бантова М.А. Математика: Учебник: 3 класс. 1 часть – М.: Просвещение, 2013.
Моро М.И., Волкова С.И. Для тех, кто любит математику: Пособие для учащихся 3 класса. – Просвещение, 2013.
Рудницкая В.Н, Юдачева Т.В. Математика: Рабочая тетрадь №1 для учащихся 3 класса – М.: Вентана – Граф, 2005.
1