Муниципальное общеобразовательное казённое учреждение
«Фабричная основная общеобразовательная школа пгт Лальск»
Конспект урока по математике в 5 классе
«Проценты»
Подготовила
Марьинская Татьяна Юрьевна
учитель математики
2015г.
Предмет, класс, в котором используется продукт: математика, 5 класс
Авторы учебника, учебно – методического комплекса:Н.Я. Виленкин, В. И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд
Тема: Проценты (урок «открытия новых знаний»)
Цель: создать условия для получения и осознания новой учебной информации по данной теме, способствовать осмыслению связей нового материала и жизненных ситуаций
Задачи:
образовательные: познакомить обучающихся с понятием «проценты», учить записывать проценты в виде десятичных дробей и десятичные дроби в виде процентов, совершенствовать вычислительные навыки; учить решать основные типы задач на проценты( проценты от числа, числа по проценту, процентное отношение);
развивающие: активизировать умственную деятельность с помощью использования на уроке приемов ИКТ; способствовать обучению школьников умению находить необходимые сведения в тексте учебной статьи; способствовать развитию устной и письменной математической речи;
воспитательные: формировать навыки взаимоконтроля и самоконтроля и оценки своей деятельности; повышать заинтересованность в изучении предмета математики; воспитание чувства коллективизма, радости сопереживания успехам товарищей.
Время реализации: урок (40 минут)
Оборудование: интерактивная и меловая доска, проектор.
Планируемый результат:
Предметные умения
— сформированность понятия «процент»
— обращение десятичных дробей в проценты;
— обращение процентов в десятичные дроби.
Личностные УУД:
-формирование учебной мотивации,
— формирование адекватной самооценки,
— необходимость приобретения новых знаний.
Регулятивные УУД:
-самостоятельно формулировать тему урока;
— определять и формулировать цель деятельности на уроке;
— работать по алгоритму, с правилами – ориентирами по формированию общих приёмов учебной деятельности по усвоению математических понятий.
Познавательные УУД:
— ориентироваться в своей системе знаний;
— проводить анализ учебного материала;
— извлекать информацию, представленную в разной форме;
— формулировать конечный результат
Коммуникативные УУД:
— слушать и понимать речь других;
— уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ;
-договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
— использовать знаково-символические записи математического понятия.
Структура урока:
Организационный момент
Проверка знаний и умений учащихся для подготовки к новой теме
Организация восприятия и осмысления новой информации
Организация усвоения способов деятельности путем воспроизведения информации и упражнений в ее применении по образцу
Контроль за результатами учебной деятельности, осуществляемый учителем и учащимися, оценка знаний
Подведение итогов, определение домашнего задания
Рефлексия
№ этапа | Цели этапа | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Форма обучения | Результативность |
| Настроить учащихся к работе на уроке. | Добрый день, ребята! Настроимся на работу. Пожелайте себе запоминать крепко и быть внимательными. Девизом урока у нас будут слова: слушать и слышать, смотреть и видеть, думать и рассуждать. — У каждого из вас на столах лежат карточки самооценивания. Подпишите их. В течение урока мы с вами будем выполнять различные задания. По окончанию решения каждой задачи, вы должны оценить свою работу: «+» — справился с задачей без затруднений, «±» — справился с задачей, но возникали сложности, «-» — не справился с задачей. | Приветствуют учителя. Подписывают карточки самооценивания. |
| Метапредметные: коммуникативные планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. регулятивные организация своей учебной деятельности Личностные: мотивация учения |
| Организовать и направить познавательную деятельность учащихся на подготовку к изучению нового материала. | (Слайд2)Выполните устно
1рубль,1м;1км;1ц;1а. | Работают устно (свои ответы аргументируют), оценивают свою работу и работу товарищей.
| Фронтальная | Предметные познавательныеструктурирование собственных знаний. Метапредметные коммуникативные организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. регулятивные контроль иоценка процесса и результатов деятельности. Личностные: оценивание усваиваемого материала. |
| Привлечь учеников к формированию темы и целей урока. Привлечь учеников к самостоятельной работе с источниками информации с целью изучения правил перевода процентов в десятичные дроби и наоборот десятичные дроби в проценты | Молодцы! Как находили сотую часть в примерах? В переводе с латинского «на сто (сотню)» слово «procentum» означает «процент». Как вы думаете, какая тема урока? Тема сегодняшнего урока – «Проценты». (Слайд3) Для краткости слово «процент» после числа заменяется знаком «%» Итак, 1%=1/100 величины, то вся величина 100%. Ребята, а где еще в повседневной жизни встречались с понятием процент? Примерные ответы учащихся: ( По телевизору, в газетах, в банках, на вкладах с разной процентной ставкой, при получении кредитов, на этикетках продуктов, акции в магазинах и др.). Кроме того, полученные знания на уроках математики, помогут вам в дальнейшем при решении задач по химии (например: узнать концентрацию кислоты в растворе), физике (КПД), географии (% сельское население). А также при сдаче экзамена по математике.
| Формулируют тему и цель урока, задачи. Записывают в тетради дату и тему урока. Учащиеся озвучивают свои предположения, где встречаются проценты в повседневной жизни.
| Фронтальная | Предметные познавательныеумение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, Личностные: самоопределение Метапредметные регулятивные целеполагание. Коммуникативные умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса. |
| Восприятие и осмысление учащимися нового материала первичная проверка понимания. | (Слайд4) Задание: 1) запишите в виде десятичной дроби: 1%, 9%, 63%, 158%, 7,2%, 0,3%; Если мы научились переводить % в дроби, значит, сможем это сделать и наоборот. Переведём числа в проценты 2)запишите в процентах десятичные дроби: 0,84; 0,09; 5,69; 0,094; 3,478; 30,6 Таким образом: Как перевести проценты в десятичную дробь? 1) Чтобы перевести проценты в десятичную дробь, надо разделить число процентов на 100. Как записать в процентах десятичную дробь? 2) Чтобы перевести десятичную дробь в проценты, надо её умножить на 100. Молодцы! Если мы можем найти 1% , значит, сможем найти и 2% и 3% и т.д. Как? (Слайд5) Решите задачу. Швейная фабрика выпустила 1200 костюмов. Из них 32% составляют костюмы нового фасона. Сколько костюмов нового фасона выпустила фабрика? (Слайд6) | Работают у доски, переводя десятичные дроби в проценты и проценты в десятичную дробь, выводят правила перевода. Проговаривают правила. Оценивают свою работу и работу товарища.
Учащиеся отвечают на вопрос, озвучивают свои предположения. Решают и записывают решение в тетради и на доске. Оценивают свою работу и работу товарищей.
| Работа в тетради и у доски. Работа в парах. | Предметные познавательные:работа с информацией, использование знако-символических средств, общих схем решения Личностные: формирование готовности к самообразованию. Метапредметные коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других. регулятивные:планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата. |
| Организация закрепления и контроля усвоения учащимися знаний и умений по теме «Проценты». | (Слайд7)Физкультминутка. Давайте немного отдохнем. Поднимает руки класс – это «раз». (Слайд8)Выполнение заданий №1561, 1562,1566.
| Физкультминутка. Учащиеся поднимаются с мест, повторяют действия за учителем. Решают задачи в тетради. Проверяют в парах. Взаимопроверка. Оценивают свою работу и работу товарища. | Фронтальная.
Самостоятельная работа. | Личностные: формирование позитивной самооценки Коммуникативные: Регулятивные: умение самостоятельно адекватно анализировать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы |
| Подвести итоги работы, оценить работу. Сообщить учащимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения. | Подошёл к концу наш урок. Давайте подведем итоги урока:
(Слайд9)Д/З№1598,1599,1612(а) Подготовить творческую работу по одной из предложенных тем: — Из истории процентов; -Проценты в окружающем нас мире; -Если есть возможность работать на компьютере, то подготовьте презентацию по теме «Проценты»; -Придумайте и оформите с решением свою задачу (задачи) на проценты. Обратите внимание на то, чтобы ваши работы были интересны по содержанию, содержали верную математическую информацию по теме, были красиво оформлены. | Записывают номера задач. Выбирают и записывают тему выбранной творческой работы.
| Фронтальная.
| Метапредметные регулятивные: оценивание собственной деятельности на уроке Личностные: формирование позитивной самооценки
|
| Рефлексия | (Слайд10)Кто из вас выскажет мнение о пройденном уроке, вот фразы, с которых вы можете начать
(Слайд11) | Учащиеся высказывают своё мнение, сдают карточки самооценивания.
| Фронтальная
| Метапредметные регулятивные: оценивание собственной деятельности на уроке Личностные: формирование позитивной самооценки Коммуникативные уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли |
Список использованной литературы
1.Н.Я.Виленкин, в.и.Жохов, А.С.Чесноков, С.И.Шварцбурд. Математика.6 класс М,:Мнемозина. 2009
2.В.В.Выговская. Поурочные разработки по математике. 6 класс.-М.:Вако.2008