Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа
города Химки Московской области
Конспект урока по математике
в 5 классе
«Упрощение выражений»
подготовила
учитель математики
Новикова Мария Александровна
г. Химки
2013
Конспект урока в 5 классе.
Тема урока: «Упрощение выражений».
Продолжительность урока: 45 минут.
Учебник: «Математика. 5 класс», Виленкин Н. Я., Жохов В. И., Чесноков А. С., Шварцбурд С. И.
На уроке применяются элементы следующих современных образовательных технологий:
Игровые технологии
Технологии гуманитаризации
Групповые технологии
Здоровьесберегающие технологии
Информационные компьютерные технологии
Тип урока: урок повторения, обобщения и закрепления материала, урок-сказка.
Место темы по планированию:
при 5 часах в неделю на изучение математики по учебному плану на тему «Упрощение выражений» программой предусмотрено 5 часов.
Цели урока:
Обобщение и систематизация изученного материала.
Закрепление теоретических и практических умений и навыков, полученных при изучении темы «Упрощение выражений».
Развитие логического мышления.
Цели использования элементов игры:
Повысить интерес к математике у различных групп учащихся.
Разнообразить деятельность учащихся на уроке.
Наличие обратной связи: встреча с книжными героями может побудить учащихся прочитать литературное произведение (в данном случае – книгу Эдуарда Успенского «Дядя Федор, пес и кот»), поразмышлять (межпредметная связь с литературой).
Оборудование:
Компьютер, проекционный экран, проектор.
Набор карточек с изображением литературных персонажей (кот Матроскин, пес Шарик, Дядя Федор), карточки разрезаны на 6 частей (по одному набору на парте).
Карточки с заданиями (по одной на парту).
Содержание урока.
Организационный момент.
Приветствие. Раскрытие общей цели урока (продолжаем изучать тему «Упрощение выражений»; наша задача – закрепить правила, применяемые для упрощения выражений – распределительное свойство умножения относительно сложения и вычитания, сочетательное свойство умножения).
Устная работа. (актуализация знаний)
Сначала поработаем устно (задания для устной работы показываются на проекционном экране).
№1 Упростите выражения:
23а + 37 а
у + 56у
84с – с
к + 35 + 4к + 26
6 3 х
4 у 25
Какие свойства применяются при упрощении выражений 1-3 и 5,6?
Сформулируйте эти свойства (хоровое проговаривание свойств как один из элементов применения здоровьесберегающих технологий).
№2 У мальчика в пенале х карандашей, ручек в 2 раза больше, чем карандашей, а ластиков на 3 меньше, чем ручек.
Ответьте на следующие вопросы:
сколько ручек в пенале; (2х)
сколько ластиков в пенале; (2х-3)
сколько всего предметов в пенале? (х+2х+2х-3)
Упростите последнее выражение. (5х-3)
Что означают следующие выражения:
х + 2х (количество карандашей и ручек);
2х – х (на сколько ручек больше, чем карандашей).
Письменная работа (тренировочные упражнения).
В тетрадях записываем число, классная работа.
Тема урока: «Упрощение выражений».
Сегодня героями нашего урока будут персонажи из известной детской книжки, а из какой именно, вы должны догадаться сами.
В качестве подсказки на каждой парте лежит набор из шести карточек, которые нужно выложить так, чтобы результаты следующих примеров расположились в порядке возрастания.
№1 Найдите значение выражения, применяя распределительный закон умножения (вынесите общий множитель за скобки):
1) 12 24 + 8 24 (480)
2) 438 90 – 238 90 (18000)
3) 17 202 – 17 102 (1700)
№2 Найдите значение произведения с помощью распределительного свойства умножения:
4) 91 8 (728)
5) 25 399 (9975)
6) 4 505 (2020)
В порядке возрастания: 480 728 1700 2020 9975 18000
1 4 3 6 5 2
Карточки нужно выложить в следующем порядке (работа в парах): 1 4 3 6 5 2.
Выкладывается картинка.
Посмотрим, что же за рисунок получился? (показываем рисунок на проекционном экране). В какой деревне жили эти персонажи?
Правильно, в деревне Простоквашино.
Физкультурная минутка.
Задания для физкультминутки (можно использовать музыкотерапию в виде музыкального сопровождения из мультфильма в спокойном темпе):
Если выражение упрощено верно, учащиеся встают, если неверно, то поднимают руки вверх.
2х + х = 3х
5у – у = 5
7х + 6х – 2х = 11х
7а + а + 2а = 9а
На листе ватмана нарисовать теленка Гаврюшу с хвостом в виде восьмерки, причем теленка нарисовать тускло, а хвост ярко, чтобы сконцентрировать внимание на нем (упражнения для глаз).
Попросить учащихся нарисовать движениями глаз цифру 8 (ведя взглядом по хвостику теленка) и знак бесконечности ∞.
Рисуй восьмерку — хвостик вертикально.
Ты головою не крути,
А лишь глазами осторожно
Ты вдоль по линиям води.
И на бочок ее клади.
Теперь следи горизонтально,
И в центре ты остановись.
Зажмурься крепко, не ленись.
Глаза откроем, наконец.
Зарядка окончилась. Ты – молодец!
№3
Итак, для того, чтобы добраться от станции до деревни Простоквашино, Дядя Федор и кот Матроскин проделали путь длинной 2км 700 м. Пешком они прошли путь в 2 раза меньший, чем проехали на повозке почтальона Печкина. Сколько м Дядя Федор и кот Матроскин прошли пешком до деревни Простоквашино?
Решение.
Пусть х м герои прошли пешком. Тогда на повозке они проехали 2х м. весь путь составил (х + 2х) м, что по условию задачи равно 2700 м.
Составим и решим уравнение:
х + 2х = 2700,
3х = 2700,
х = 2700 : 3,
х = 900.
Ответ: 900 м.
Добрались наши герои до деревни. Почтальон Печкин им говорит: «Вам посылка пришла. Только я вам ее не отдам, пока вы на мои вопросы не ответите».
Давайте, ребята, поможем Дяде Федору, Матроскину и Шарику ответить на вопросы вредного почтальона Печкина.
Итак, вопрос первый.
№4
Узнайте, сколько дней шла до вас посылка, решив уравнение:
6у – 2у + 25 = 65.
(Ответ: 10).
Молодцы, посылка действительно шла 10 дней.
Вопрос второй.
№5
Узнайте, сколько грамм весит посылка, найдя значение выражения 65х + 34х + х, если х=603.
Решение.
65х + 34х + х = 100х.
Если х = 603, то 100х = 100 603 = 60300.
Итак, посылка весит 60 300 грамм.
И на этот вопрос с вашей помощью ответили герои. Но Печкин вредничает: «я, — говорит, — еще не все вопросы задал».
Выразите вес посылки в килограммах и граммах.
60 300 г = 60 кг 300 г.
Дядя Федор, Матроскин и Шарик с нашей помощью ответили на вопросы почтальона Печкина и получили посылку.
На этом наше путешествие по деревне Простоквашино заканчивается.
Подведение итогов урока, выставление оценок.
Сегодня на уроке мы закрепили правила, применяемые при упрощении выражений – распределительное свойство умножения относительно сложения и вычитания, сочетательное свойство умножения; повторили решение уравнений и задач с помощью уравнений, в левую часть которых неизвестное входит несколько раз.
Информация о домашнем задании.
Домашнее задание: п. 14, № 610, 613 (а), 623.
Инструкции по выполнению домашнего задания.
Организационный момент.
Сбор рабочих тетрадей (проверка домашнего задания к этому уроку).
Урок закончен. Спасибо за урок. До свидания.
Список использованной литературы
1. «Математика. 5 класс», Виленкин Н. Я., Жохов В. И., Чесноков А. С., Шварцбурд С. И.
2. Эдуард Успенский «Дядя Федор, пес и кот»