Конспект
урока математики в 5 классе
Тема: «Решение уравнений»
Цели:
1. Обобщить и систематизировать материал по теме.
2. Научить учащихся воспроизводить полученные знания, решать уравнения, задачи с
помощью уравнений, применять систему знаний и умений для выполнения
практических заданий стандартного уровня с переходом на более высокий уровень.
3. Содействовать рациональной организации труда; введением игровой ситуации
снять нервно-психическое напряжение; развивать познавательные процессы,
память, воображение, внимание, сообразительность, выработать самооценку в
выборе пути, критерии оценки своей работы и работы товарища, сформировать у
учащихся положительный мотив учения.
Содержание темы: данная тема программы 5 класса по математике учебника под редакцией Н. Я. Виленкина.
Тип урока: урок закрепления изученного материала с дидактической игрой «Математическое путешествие в страну «Уравнение» с применением компьютерной презентации и проектора.
Структура урока:
1. Мотивационная беседа, которая завершается постановкой интегрирующей цели — игровой замысел.
2. Входной контроль знаний.
З. Напутственное слово учителя.
4. Графический диктант (с самопроверкой).
5.Решение уравнения на более высоком уровне.
6.Физкультминутка.
7. Решение задачи с помощью уравнения.
8. Выполнение диагностической работы.
9.Домашнее задание.
10.Подведение итогов.
11. Рефлексия.
Х о д у р о к а.
Перед уроком эксперты из числа учеников каждого ряда проверяют у остальных учащихся знания теоретического материала по теме «Уравнения»
I . Вводно-мотивационная часть.
Как вы думаете, ребята, зачем нужно уметь решать уравнения? (учащиеся высказывают свои мысли). Приводятся слова А.Эйнштейна:
«Мне приходится делить свое время между политикой и уравнениями. Однако, уравнение, по-моему, гораздо важнее, потому что политика существует только для данного момента, а уравнения будут существовать вечно»)
Сегодня мы совершим путешествие в страну «Уравнения», в ходе путешествия вы должны показать свои знания и умения по изученной теме. Вам предстоит выполнить различные виды работ во время нашего путешествия. (Учитель раздает листы контроля и знакомит учащихся с видами работ)
.
Лист контроля.
Оценка | |
1. Допуск к путешествию (самооценка) |
|
2. Графический диктант (взаимопроверка) |
|
3. Тест (учительский контроль) |
|
4. Итоговая оценка |
|
II. Актуализация опорных знаний (Входной контроль)
Чтобы получить допуск к путешествию, выполните задание.
Узнайте, какое слово зашифровано в таблице.
Для этого: а). Решите уравнение (устно).
б). Ответ запишите в “окошко”, а рядом букву, соответствующую найденному ответу.
в). Полученное слово само оценит вашу работу (при правильном решении получается слово «отлично»).
О | И | Н | Л | Ч | О | |
169 | 167 | 23 | 385 | 1921 | 103 | 1918 |
Ответ | Буква | |
Х-56=111 | Х= |
|
239-Х=70 | Х= |
|
Х+19=1940 | Х= |
|
733+Х=756 | Х= |
|
86+17=Х | Х= |
|
Х-185=200 | Х= |
|
1940-Х=22 | Х= |
|
Критерии оценки: 0 ошибок — 5
1 ошибка — 4
2 ошибки — 3
III. Напутственное слово учителя (перед путешествием)
Итак, вы успешно справились с заданием, оценили свою работу, мы отправляемся в путешествие.
Чтобы спорилось нужное дело,
Чтобы в жизни не знать неудач,
Мы в поход отправляемся смело,
В мир загадок и сложных задач.
Не беда, что идти далеко,
Не боимся, что путь будет труден.
Достижения крупным людям
Никогда не давались легко!
IV. Графический диктант ( взаимопроверка)
«Да» – изображение отрезком .
«Нет» – изображение уголком .
1. Компоненты при сложении называются слагаемыми.
2. Выражение 4х – 15 является уравнением.
3. Корень уравнения a +30 001 = 30 000 равен нулю.
4. Если уменьшаемое и вычитаемое увеличить на 10, то разность не изменится.
5. Равенство a + (b + c) = (a + b) + c верно при любых значениях букв.
6. В выражении (a + 5) – (b + 1) вычитаемым является a + 5
7. Значение выражений 16 – a и a + 12 равны при a = 2
8. Значение выражения 854 + (249 — 154) равно 949
9. Равенство a + b = b + a выражает переместительное свойство сложения.
10. Корень уравнения 4 * x * 25 – 10 = 290 равен двум.
Учащиеся обмениваются тетрадями, проверяют работу соседа по парте по готовому рисунку на слайде.
V. Решение уравнения на более высоком уровне (у доски) – 1 ученик комментирует решение уравнения.
(196+ 79 – y) + 2999 + 1609 = 3007 + 1602.
VI. Физкультминутка.
Учитель:после продолжительного путешествия давайте, ребята, немного отдохнем
Если “да” — наклоны вперед, руки на пояс.
Если “нет” — повороты туловищем, руки за голову.
52 — х = 31 х — вычитаемое
10 + х = 40 х — слагаемое
(х — 15) — 2 = 45 (х — 15) — вычитаемое
(30 — х) + 5 = 6 (30 — х) — уменьшаемое
21 + (х — 2) = 42 (х — 2) — слагаемое
31 + 15 = 46 Это уравнение
12 — х = 13 Уравнение не имеет корней
х + 0 = 0 х = 0
VII. Решение задачи.
VIII. Решить уравнений ( продвинутого уровня)
а). (х — х) ·2 = 9; б). (х + х) : х = 2
( Корней нет; х – любое)
IX. Диагностика. Выполнение тестовой работы (проверка учителем).
ТЕСТ
I вариант.
1). 56 + х + 121 = 265
2). (у + 200) – 50 = 185
3). 340 – (165 — у) = 195
4). (у — 346) – 200 = 52
5). (5234 — к + 1251) – (126 + 364) = 1968 — 1967
ТЕСТ
II вариант.
1). (134 + х) + 47 = 230
2). 356 – (100 + у) = 50
3). (х — 250) + 720 = 900
4). 700 – (х — 230) = 300
5). 633 + 426 – (у + 588 + 345) = 2657 – 2656
Ответы: I вариант -1. 108 II вариант – 1. 49
2. 35 2. 206
3. 20 3.430
4. 598 4. 630
5. 5994. 5. 125
VIII. Решить уравнений ( продвинутого уровня)
а). (х — х) ·2 = 9; б). (х + х) : х = 2
( Корней нет; х – любое)
X. Домашнее задание
Решив уравнения, вы узнаете номера домашнего
задания:
а). 138 + (х — 346) = 218
б). 548 — (y + 132) = 24
в). (475 — х) — 37 = 49
XI. Подведение итогов. Сбор листов контроля.
Представление проекта «Школьные частушки»
Школьные частушки
про уравнения
Издательство «Школа № 3»
Творческий проект
Школьные частушки
Автор – составитель
ученики 5«А» и 5«Б»
классов
Руководитель проекта:
учитель математики
Частушка, современный тип народной песни, состоит из коротких строк и куплетов, содержание берется из текущей жизни.
Частушка —
жанр русского словесно-музыкального народного творчества, короткая (обычно 4-строчная) песенка быстрого темпа исполнения. В самостоятельный жанр оформилась в последней трети 19 в.; генетически связана с традиционными (преимущественно частыми) песнями. Широчайшее распространение получила в 1-й половине 20 в. Ч. создаются преимущественно сельской молодёжью, исполняются на одну мелодию целыми сериями во время гуляний под гармонь, балалайку или без музыкального сопровождения. Основной эмоциональный тон — мажорный. Тематика главным образом любовно-бытовая, однако уже в дооктябрьский период возникают Ч. общественного содержания (чаще с сатирической окраской); в советское время их доля в общей массе Ч. значительно возрастает, тематический диапазон расширяется. Будучи откликом на события дня, Ч. обычно рождается как поэтическая импровизация. Ей свойственны обращения к определённому лицу или слушателям, прямота высказывания, реалистичность, экспрессия. Стих Ч. — хореический, рифмовка — перекрёстная (обычно рифмуются лишь 2-я и 4-я строки), иногда парная. Музыкальной основой Ч. являются короткие одночастные, реже — двухчастные, мелодии, исполняемые полуговорком или напевно. В последние десятилетия интенсивность народного творчества в жанре Ч. несколько уменьшилась. Под влиянием фольклорных Ч. возникла литературная Ч. (Д. Бедный, В. В. Маяковский, А. А. Прокофьев и др.); многочисленные Ч. создаются в коллективах художественной самодеятельности. Возникнув впервые в русском фольклоре, Ч. появились затем на Украине, в Белоруссии и других республиках СССР.
Частушки — веселые озорные куплеты (сатирического содержания) в четком ритме двудольного танца.
Особый вид частушек составляют медленные, лирические страдания
Своеобразным блоком среди частушек выступает школьная частушка, её творцом является «школьный народ» ( ученики, учителя и родители), который наделен необычайным даром: из ничего сделать чудо. Прибавит в обычное слово один-два слога. И оно вдруг преображается, начинает звучать с удвоенной силой. Сюжет школьной частушки не надо искать долго и ходить за ним далеко: пришел на урок ученик с опозданием, сбежали пятиклассники с занятия, родители не могут решить сыну – первокласснику задачу. Маленькая котлетка в школьной столовой и так далее. Какое разнообразие, множество оттенков школьной жизни – и простодушие, а иногда лукавство, и даже ученическое хулиганство. В школьных частушках удается наиболее убедительно и энергично выразить свой ученический или учительский характер, высказать необыкновенную находчивость, продемонстрировать остроумие, свою жизнеспособность, нередко бесстрашие и лихость, проявленные в самых неожиданных школьных обстоятельствах, а также способность противостоять им.
Школьная частушка, как анекдот, выживает благодаря своей оперативности, лаконичности и остроте сюжетов, сжатых до предела, благодаря необычайности ситуаций. Озорству, высокому мастерству, а нередко и умышленной нелепости, доведенной до полного абсурда и потому вызывающей широкую улыбку.
Скоро нам введут предмет,
Это информатика.
Но царица всех наук
Всё же математика.
(Г.Дарья, 5Б класс)
*
Днём и ночью я не сплю,
Математику учу.
А как выйду я к доске,
Станет мне не по себе.
(Г. Дарья, 5Б класс)
*
Вечер думали-гадали,
С мамой корень мы искали:
X+ 2 равно пяти.
Как же корень нам найти?
(Б. Кирилл, 5Б класс)
*
Мы ребята удалые,
Математики сплошные:
То разделим, то умножим.
Все остатки вместе сложим.
( Ж.Валерий, 5Б класс)
*
На уроке мы сидели
И в окошко всё глядели.
И откуда не возьмись:
Уравненье появись.
(Р. Влад, 5Б класс)
*
Уравненье, уравненье…
Быстро я нашла решенье.
Математик, завуч наш
Учит – просто высший класс.
Я решенье напишу
И пятёрку получу.
(Б. Екатерина, 5Б класс)
*
Уравнение решаем
И пятерки получаем.
Если мы решить не можем,
То учитель нам поможет.
(Р. Ксения, 5А класс)
*
Уравнения я знаю
И решаю их на «5».
Только я не понимаю:
Где умножить, где отнять!
(К.Анастасия, 5 Б класс)
*
« Дай списать мне уравненье»,-
Попросила Лена.
« Не могу решить сама-
Сущее мученье!»
(Г. Анастасия, 5А класс)
*
Уравнения решали,
Головы сломали.
Не иначе, как с доски
Мы не так списали.
(Г. Анастасия, 5А класс)
*
X и Y, N и Z…
Нет от них спасенья!
Как же, как же мне решить
Эти уравнения?
(Г.Анастасия, 5А класс)
*
На уроках мы решаем,
Уравнения сложны.
Если ты решить не в силах,
То в учебник загляни.
(Г. Анастасия, 5А класс)
*
Уравненья, уравненья,
Уравненья я люблю.
В уравненьях я решение
Всегда верно нахожу.
(Г. Анастасия, 5А класс)
*
Корень в уравнении
Мне найти несложно.
Ведь Светлана Филипповна
Мне всегда поможет.
(П. Анастасия, 5Б класс)
*
Вы решайте уравненья –
Хуже Вам не станет.
И учитель Вам в журнал
Только «пять» поставит.
( М.Владимир, 5Б класс)
*
В третьем классе мы учились
Уравнения решать.
А теперь мы в пятом классе
Повторяем их опять.
( А.Данил, 5А класс)
*
На уроке не болтаем,
Уравнения решаем.
Тест поэтому на «5»
5 «А» смог написать.
(Е.Антон, 5А класс)
*
Математика – наука,
Все наукам говорит.
Но ведь в жизни нам наука
Никогда не повредит.
(Ш. Александра, 5А класс)
*
Уравнения решаю,
Уравнения люблю,
х + 5 я прибавляю,
Неизвестное ищу!
(Ш. Артём, 5А класс)
*
Уравнения решаем,
Умножаем, вычитаем.
Корни все мы вычисляем
И пятёрочки хватаем!
(Н.Артур. 5А класс)
*
Уравненье я решила
Очень-очень шибко,
А как вызвали к доске –
Я смотрю – ошибка!
(Е. Арина, 5Б класс)
*
Уравнение такое
В школе нам задали,
Вся семья всю ночь не спит:
Как решить гадали.
(Я.Виктория, 5Б класс)
*
Уравнение решаю,
Головы не поднимаю,
Это любимое занятие
Для юных математиков.
(Г. Анастасия, 5А класс)
*
« Дай списать», да « Дай списать»,-
Шепчет мне сосед.
В уравнениях моих
Есть уже ответ.
(Г. Анастасия, 5А класс)
*
Долго — долго мы считали
На руках и столбиком.
Уравненье нам решили
Кошка Муська с Бобиком.
(Г. Анастасия, 5А класс)
*
Есть учитель в нашем классе
Просто восхищение.
Уравненья с ним решаем
Всем на удивление.
(В. Ромина, 5А класс)
*
Уравненья мы решаем
И пятёрки получаем,
И играем, и считаем,
И идём решать опять.
(Б. Владислав, 5А класс)
*
Получила Маша двойку,
Насмешила целый класс.
Вдруг захочет наша Маша
Веселее жить сейчас.
(А. Светлана, 5А класс)
*
Два да два всегда четыре,
Вроде так легко решать.
И решили два Сергея
Это лично доказать.
(А. Светлана, 5А класс)
*
Математика – наука
Очень даже точная.
Пять, конечно, больше тройки –
Знания прочные.
(А. Светлана, 5А класс)
*
Пифагоровы штаны
Во все стороны равны.
Если теоремы знать,
Это можно доказать.
( мама А. Светланы, 5А класс)
*
Дали нам задание-
Сложные примеры.
А Сергей их упростил так,
Что «двойку» получил.
(А. Светлана, 5А класс)
*
Наш учитель ждал ответа
От Наташи долго.
Ни ответа, ни привета,
Никакого толка.
(Р. Ксения, 5А класс)
*
Мы решали, мы считали,
Наши пальчики устали,
Отдохнули и опять
Уравнения решать!
(Х. Рамиз, 5А класс)
*
Уравнение я решал,
Сильно голову ломал.
Как же корень мне найти?
А, быть может, корня нет,
Где-то прячется ответ!
(Н. Артур, 5А класс)
*
Математика – наука,
Всем готова послужить.
Без неё, поверьте, трудно
В этой жизни нам прожить.
( Ш. Александра, 5Б класс)
*
Математика, родная,
Почему ты так трудна?
Уравнения решаю,
Только шишки набиваю.
(Х. Вильдан, 5Б класс)
*
Математика родная,
Почему ты так сложна?
Не могу решить задачу,
Хотя, вроде бы проста.
(К.Анастасия, 5Б класс)
*
Математика – наука,
Замечательная штука.
Буду, буду изучать
Математику на “5”!
(К. Анастасия, 5Б класс)
*
Я – хороший ученик,
Всю таблицу знаю.
Пятью пять – двадцать пять,
А больше я не знаю!
(К. Анастасия, 5Б класс)
*
Математику люблю,
С математикой дружу.
Уравненья я решаю
И ответы нахожу.
(Б. Катя, 5Б)
*
Математика – наука
Точная да главная.
Хорошо преподает
Наша школа славная.
(Б. Катя, 5Б класс)
*
Уравненье – это море,
А решенье – корабли.
Проплывет кораблик море –
Ты пятёрку получи.
(Б Владислав, 5А класс)
*
Уравненья интересны,
А ещё они трудны,
Оторваться ты не пробуй –
Ты подумай и реши.
(Б. Владислав, 5А класс)
*
Опоздали, как всегда,
Юра с Вовой, вот беда.
Не успеют уравненье
Прорешать в одно мгновенье.
(Г. Дарья, 5Б класс)
*
Пять часов сидела Лена
Нос уткнувши в уравненье.
Ну а в школе всё решила
За одно мгновенье.
(Г. С.Ф., учитель математики 5 классов)
*
У частушки есть начало,
У частушки есть конец,
Кто частушки наши любит,
Прямо скажем: « Молодец!»
(Г. С.Ф., учитель математики 5 классов)
Умножение, деление,
Нет нигде от них спасения!
Но лениться нам нельзя-
Впереди у нас дела!
(Н.Артур, ученик 5А класса)
*
Я решаю уравненье,
Вдруг мне нуль встречается.
Я скорей за голову.
Ой, не получается!
(Г. Дарья, ученица 5Б класса)
*
Чтобы грамотно писать,
Нужно правила все знать:
Про нули и уравненья
Точно знаю я решенье!
(Г. Дарья, ученица 5Б класса)
*
Цифра вроде буквы О-
Это нуль иль ничего.
Он побольше будет весить,
Если мы прибавим десять.
(Х. Рамиз, ученик 5А класса)
*
Рисовали просто круг –
Получилась цифра вдруг.
Эту цифру назовём
Круглым толстеньким нулём.
(М. Александр, ученик 5Б класса)
Нулик – цифра хороша!
Правда, очень уж мала!
А задачки с ней решать.
Словно семечки щелкать.
(Н. Артур, ученик 5А класса)
*
Нуль катился по странице
И не значил ничего.
Рядом встала единица,
Сделав десять из него.
(Е. Арина, ученица 5А класса)
*
Круглый нуль такой хорошенький.
Но не значит ничегошеньки.
Ты поставь-ка единичку,
Будет просто брат с сестричкой.
(Е. Арина, ученица 5А класса)
*
Вот примеры мы считаем,
Делим мы и умножаем.
А в ответах только ноль-
Просто головная боль!
(Г. Настя, ученица 5А класса)
*
Математика сложна.
Тем не менее важна.
Это знают все на свете:
Даже взрослые и дети.
(Г. Настя, ученица 5А класса)
*
В математике – науке
Без нулей никак нельзя.
Посчитаю-ка от скуки,
Не прошло чтоб время зря!
(Б.Екатерина, ученица 5Б класса)
*
К одному припишем нуль,
Десять лет – ура! Ура!
Если нуль к шести припишем,
То на пенсию пора!
(Б.Екатерина, ученица 5Б класса)
*
Говорят, что нуль ничто:
Пусто, нет его и все.
Ну, а только без нуля
Нет и круглого числа.
(Б. Екатерина, ученица 5Б класса)
*
Говорят с нуля начать
Дело очень трудно.
Но зато, как интересно
И совсем не нудно.
(Б. Екатерина, ученица 5Б класса)
*
Умножать на нуль легко-
Первоклашке ясно.
Но запомни, что делить
На него опасно.
(С.Ф.Г., учитель математики 5А,Б классов)
*
а плюс нуль, конечно, а-
Это каждый знает.
Если нет- то повтори,
Кто тебе мешает.
(С.Ф.Г., учитель математики 5А,Б классов)
*
Все считают цифра нуль
Ничего не значит.
А, представьте, её нет,
Горько все заплачут.
( C.Ф.Г. учитель математики 5А,Б классов)
*
Мы на вкусные котлеты
Положили сверху соль.
Не успели оглянуться:
Вдруг остался только «0»!
(Л. Арина, ученица 5Б класса)
*
Как-то раз пример решаю:
Нужно нуль делить на сто.
Долго мучаюсь, страдаю,
А ответ-то будет «нуль»!
(А. Данил, ученик 5А класса)
XII. Рефлексия.
Ребята, а теперь оцените свое состояние и работу на уроке.
Лист рефлексии
Отметьте свое начальное (перед уроком) эмоциональное состояние. |
|
| |
2 | Какое значение для Вас имеют знания и умения, полученные по данной теме? |
| а). Не очень важны б). Важны в). Очень важны |
3 | Как Вы оцениваете полученные знания по данной теме? |
| а). Неосознанные б). Осознанные в). Глубокие |
4 | С каким настроением Вы работали на уроке? |
| а). Не интересно вообще б). Не очень интересно в). Было интересно |
5 | Как Вы оцениваете свою деятельность? |
| а). Удовлетворительно б). Хорошо в). Отлично |
6 | С каким настроением Вы уходите с урока?
|
|
|
Желаю удачи!
17