Конспект урока математики в 5 классе «Решение уравнений»

Конспект

урока математики в 5 классе

Тема: «Решение уравнений»

Цели:

1. Обобщить и систематизировать материал по теме.

2. Научить учащихся воспроизводить полученные знания, решать уравнения, задачи с

помощью уравнений, применять систему знаний и умений для выполнения

практических заданий стандартного уровня с переходом на более высокий уровень.

3. Содействовать рациональной организации труда; введением игровой ситуации

снять нервно-психическое напряжение; разви­вать познавательные процессы,

память, воображение, внимание, сообразительность, выработать самооценку в

выборе пути, критерии оценки своей работы и работы товарища, сформировать у

учащихся положительный мотив учения.


Содержание темы: данная тема программы 5 класса по математике учебника под редакцией Н. Я. Виленкина.

Тип урока: урок закрепления изученного материала с дидактиче­ской игрой «Математическое путешествие в страну «Уравнение» с применением компьютерной презентации и проектора.

Структура урока:


1. Мотивационная беседа, которая завершается постановкой интегрирующей цели — игровой замысел.

2. Входной контроль знаний.

З. Напутственное слово учителя.

4. Графический диктант (с самопроверкой).

5.Решение уравнения на более высоком уровне.

6.Физкультминутка.

7. Решение задачи с помощью уравнения.

8. Выполнение диагностической работы.

9.Домашнее задание.

10.Подведение итогов.

11. Рефлексия.

Х о д у р о к а.


Перед уроком эксперты из числа учеников каждого ряда проверяют у остальных учащихся знания теоретического материала по теме «Уравнения»

I . Вводно-мотивационная часть.

Как вы думаете, ребята, зачем нужно уметь решать уравнения? (учащиеся высказывают свои мысли). Приводятся слова А.Эйнштейна:

«Мне приходится делить свое время между политикой и уравнениями. Однако, уравнение, по-моему, гораздо важнее, потому что политика существует только для данного момента, а уравнения будут существовать вечно»)

Сегодня мы совершим путешествие в страну «Уравнения», в ходе путешествия вы должны показать свои знания и умения по изученной теме. Вам предстоит выполнить различные виды работ во время нашего путешествия. (Учитель раздает листы контроля и знакомит учащихся с видами работ)



.



Лист контроля.


Фамилия, имя: _______________________________________________


Вид работы

Оценка

1. Допуск к путешествию (самооценка)


2. Графический диктант (взаимопроверка)


3. Тест (учительский контроль)


4. Итоговая оценка





II. Актуализация опорных знаний (Входной контроль)

Чтобы получить допуск к путешествию, выполните задание.

Узнайте, какое слово зашифровано в таблице.

Для этого: а). Решите уравнение (устно).

б). Ответ запишите в “окошко”, а рядом букву, соответствующую найденному ответу.

в). Полученное слово само оценит вашу работу (при правильном решении получается слово «отлично»).



Т

О

И

Н

Л

Ч

О

169

167

23

385

1921

103

1918



Уравнение

Ответ

Буква

Х-56=111

Х=


239-Х=70

Х=


Х+19=1940

Х=


733+Х=756

Х=


86+17=Х

Х=


Х-185=200

Х=


1940-Х=22

Х=



Критерии оценки: 0 ошибок — 5

1 ошибка — 4

2 ошибки — 3



III. Напутственное слово учителя (перед путешествием)

Итак, вы успешно справились с заданием, оценили свою работу, мы отправляемся в путешествие.

Чтобы спорилось нужное дело,

Чтобы в жизни не знать неудач,

Мы в поход отправляемся смело,

В мир загадок и сложных задач.

Не беда, что идти далеко,

Не боимся, что путь будет труден.

Достижения крупным людям

Никогда не давались легко!















IV. Графический диктант ( взаимопроверка)


«Да» – изображение отрезком .

«Нет» – изображение уголком .


1. Компоненты при сложении называются слагаемыми.

2. Выражение 4х – 15 является уравнением.

3. Корень уравнения a +30 001 = 30 000 равен нулю.

4. Если уменьшаемое и вычитаемое увеличить на 10, то разность не изменится.

5. Равенство a + (b + c) = (a + b) + c верно при любых значениях букв.

6. В выражении (a + 5) – (b + 1) вычитаемым является a + 5

7. Значение выражений 16 – a и a + 12 равны при a = 2

8. Значение выражения 854 + (249 — 154) равно 949

9. Равенство a + b = b + a выражает переместительное свойство сложения.

10. Корень уравнения 4 * x * 25 – 10 = 290 равен двум.

Учащиеся обмениваются тетрадями, проверяют работу соседа по парте по готовому рисунку на слайде.




V. Решение уравнения на более высоком уровне (у доски) – 1 ученик комментирует решение уравнения.

(196+ 79 – y) + 2999 + 1609 = 3007 + 1602.




VI. Физкультминутка.

Учитель:после продолжительного путешествия давайте, ребята, немного отдохнем


Если “да” — наклоны вперед, руки на пояс.

Если “нет” — повороты туловищем, руки за голову.

52 — х = 31 х — вычитаемое

10 + х = 40 х — слагаемое

(х — 15) — 2 = 45 (х — 15) — вычитаемое

(30 — х) + 5 = 6 (30 — х) — уменьшаемое

21 + (х — 2) = 42 (х — 2) — слагаемое

31 + 15 = 46 Это уравнение

Свежие документы:  Конспект урока для 1 класса "Сложение и вычитание круглых чисел"

12 — х = 13 Уравнение не имеет корней

х + 0 = 0 х = 0







VII. Решение задачи.









VIII. Решить уравнений ( продвинутого уровня)

а). (х — х) ·2 = 9; б). (х + х) : х = 2

( Корней нет; х – любое)

IX. Диагностика. Выполнение тестовой работы (проверка учителем).

ТЕСТ

I вариант.

1). 56 + х + 121 = 265

2). (у + 200) – 50 = 185

3). 340 – (165 — у) = 195

4). (у — 346) – 200 = 52

5). (5234 — к + 1251) – (126 + 364) = 1968 — 1967




ТЕСТ

II вариант.

1). (134 + х) + 47 = 230

2). 356 – (100 + у) = 50

3). (х — 250) + 720 = 900

4). 700 – (х — 230) = 300

5). 633 + 426 – (у + 588 + 345) = 2657 – 2656



Ответы: I вариант -1. 108 II вариант – 1. 49

2. 35 2. 206

3. 20 3.430

4. 598 4. 630

5. 5994. 5. 125


VIII. Решить уравнений ( продвинутого уровня)

а). (х — х) ·2 = 9; б). (х + х) : х = 2

( Корней нет; х – любое)



X. Домашнее задание

Решив уравнения, вы узнаете номера домашнего

задания:


а). 138 + (х — 346) = 218


б). 548 — (y + 132) = 24


в). (475 — х) — 37 = 49


XI. Подведение итогов. Сбор листов контроля.

Представление проекта «Школьные частушки»


































































Школьные частушки

про уравнения


















Издательство «Школа № 3»

Творческий проект



Школьные частушки


Автор – составитель

ученики 5«А» и 5«Б»

классов





Руководитель проекта:

учитель математики





Частушка, современный тип народной песни, состоит из коротких строк и куплетов, содержание берется из текущей жизни.



Частушка —

жанр русского словесно-музыкального народного творчества, короткая (обычно 4-строчная) песенка быстрого темпа исполнения. В самостоятельный жанр оформилась в последней трети 19 в.; генетически связана с традиционными (преимущественно частыми) песнями. Широчайшее распространение получила в 1-й половине 20 в. Ч. создаются преимущественно сельской молодёжью, исполняются на одну мелодию целыми сериями во время гуляний под гармонь, балалайку или без музыкального сопровождения. Основной эмоциональный тон — мажорный. Тематика главным образом любовно-бытовая, однако уже в дооктябрьский период возникают Ч. общественного содержания (чаще с сатирической окраской); в советское время их доля в общей массе Ч. значительно возрастает, тематический диапазон расширяется. Будучи откликом на события дня, Ч. обычно рождается как поэтическая импровизация. Ей свойственны обращения к определённому лицу или слушателям, прямота высказывания, реалистичность, экспрессия. Стих Ч. — хореический, рифмовка — перекрёстная (обычно рифмуются лишь 2-я и 4-я строки), иногда парная. Музыкальной основой Ч. являются короткие одночастные, реже — двухчастные, мелодии, исполняемые полуговорком или напевно. В последние десятилетия интенсивность народного творчества в жанре Ч. несколько уменьшилась. Под влиянием фольклорных Ч. возникла литературная Ч. (Д. Бедный, В. В. Маяковский, А. А. Прокофьев и др.); многочисленные Ч. создаются в коллективах художественной самодеятельности. Возникнув впервые в русском фольклоре, Ч. появились затем на Украине, в Белоруссии и других республиках СССР.


Частушки — веселые озорные куплеты (сатирического содержания) в четком ритме двудольного танца.

Особый вид частушек составляют медленные, лирические страдания


Своеобразным блоком среди частушек выступает школьная частушка, её творцом является «школьный народ» ( ученики, учителя и родители), который наделен необычайным даром: из ничего сделать чудо. Прибавит в обычное слово один-два слога. И оно вдруг преображается, начинает звучать с удвоенной силой. Сюжет школьной частушки не надо искать долго и ходить за ним далеко: пришел на урок ученик с опозданием, сбежали пятиклассники с занятия, родители не могут решить сыну – первокласснику задачу. Маленькая котлетка в школьной столовой и так далее. Какое разнообразие, множество оттенков школьной жизни – и простодушие, а иногда лукавство, и даже ученическое хулиганство. В школьных частушках удается наиболее убедительно и энергично выразить свой ученический или учительский характер, высказать необыкновенную находчивость, продемонстрировать остроумие, свою жизнеспособность, нередко бесстрашие и лихость, проявленные в самых неожиданных школьных обстоятельствах, а также способность противостоять им.

Школьная частушка, как анекдот, выживает благодаря своей оперативности, лаконичности и остроте сюжетов, сжатых до предела, благодаря необычайности ситуаций. Озорству, высокому мастерству, а нередко и умышленной нелепости, доведенной до полного абсурда и потому вызывающей широкую улыбку.











Скоро нам введут предмет,

Это информатика.

Но царица всех наук

Всё же математика.

(Г.Дарья, 5Б класс)


*

Днём и ночью я не сплю,

Математику учу.

А как выйду я к доске,

Свежие документы:  Конспект урока для 2 класса "Буквенные выражения"

Станет мне не по себе.

(Г. Дарья, 5Б класс)

*

Вечер думали-гадали,

С мамой корень мы искали:

X+ 2 равно пяти.

Как же корень нам найти?

(Б. Кирилл, 5Б класс)


*

Мы ребята удалые,

Математики сплошные:

То разделим, то умножим.

Все остатки вместе сложим.

( Ж.Валерий, 5Б класс)



*

На уроке мы сидели

И в окошко всё глядели.

И откуда не возьмись:

Уравненье появись.

(Р. Влад, 5Б класс)


*

Уравненье, уравненье…

Быстро я нашла решенье.

Математик, завуч наш

Учит – просто высший класс.

Я решенье напишу

И пятёрку получу.

(Б. Екатерина, 5Б класс)


*

Уравнение решаем

И пятерки получаем.

Если мы решить не можем,

То учитель нам поможет.

(Р. Ксения, 5А класс)


*

Уравнения я знаю

И решаю их на «5».

Только я не понимаю:

Где умножить, где отнять!

(К.Анастасия, 5 Б класс)


*

« Дай списать мне уравненье»,-

Попросила Лена.

« Не могу решить сама-

Сущее мученье!»

(Г. Анастасия, 5А класс)


*

Уравнения решали,

Головы сломали.

Не иначе, как с доски

Мы не так списали.

(Г. Анастасия, 5А класс)

*

X и Y, N и Z

Нет от них спасенья!

Как же, как же мне решить

Эти уравнения?

(Г.Анастасия, 5А класс)

*

На уроках мы решаем,

Уравнения сложны.

Если ты решить не в силах,

То в учебник загляни.

(Г. Анастасия, 5А класс)

*

Уравненья, уравненья,

Уравненья я люблю.

В уравненьях я решение

Всегда верно нахожу.

(Г. Анастасия, 5А класс)


*

Корень в уравнении

Мне найти несложно.

Ведь Светлана Филипповна

Мне всегда поможет.

(П. Анастасия, 5Б класс)


*

Вы решайте уравненья –

Хуже Вам не станет.

И учитель Вам в журнал

Только «пять» поставит.

( М.Владимир, 5Б класс)

*

В третьем классе мы учились

Уравнения решать.

А теперь мы в пятом классе

Повторяем их опять.

( А.Данил, 5А класс)

*


На уроке не болтаем,

Уравнения решаем.

Тест поэтому на «5»

5 «А» смог написать.

(Е.Антон, 5А класс)

*

Математика – наука,

Все наукам говорит.

Но ведь в жизни нам наука

Никогда не повредит.

(Ш. Александра, 5А класс)


*

Уравнения решаю,

Уравнения люблю,

х + 5 я прибавляю,

Неизвестное ищу!

(Ш. Артём, 5А класс)


*

Уравнения решаем,

Умножаем, вычитаем.

Корни все мы вычисляем

И пятёрочки хватаем!

(Н.Артур. 5А класс)


*

Уравненье я решила

Очень-очень шибко,

А как вызвали к доске –

Я смотрю – ошибка!

(Е. Арина, 5Б класс)


*


Уравнение такое

В школе нам задали,

Вся семья всю ночь не спит:

Как решить гадали.

(Я.Виктория, 5Б класс)

*

Уравнение решаю,

Головы не поднимаю,

Это любимое занятие

Для юных математиков.

(Г. Анастасия, 5А класс)


*

« Дай списать», да « Дай списать»,-

Шепчет мне сосед.

В уравнениях моих

Есть уже ответ.

(Г. Анастасия, 5А класс)


*

Долго — долго мы считали

На руках и столбиком.

Уравненье нам решили

Кошка Муська с Бобиком.

(Г. Анастасия, 5А класс)

*

Есть учитель в нашем классе

Просто восхищение.

Уравненья с ним решаем

Всем на удивление.

(В. Ромина, 5А класс)


*

Уравненья мы решаем

И пятёрки получаем,

И играем, и считаем,

И идём решать опять.

(Б. Владислав, 5А класс)


*

Получила Маша двойку,

Насмешила целый класс.

Вдруг захочет наша Маша

Веселее жить сейчас.

(А. Светлана, 5А класс)


*

Два да два всегда четыре,

Вроде так легко решать.

И решили два Сергея

Это лично доказать.

(А. Светлана, 5А класс)


*

Математика – наука

Очень даже точная.

Пять, конечно, больше тройки –

Знания прочные.

(А. Светлана, 5А класс)


*

Пифагоровы штаны

Во все стороны равны.

Если теоремы знать,

Это можно доказать.

( мама А. Светланы, 5А класс)


*

Дали нам задание-

Сложные примеры.

А Сергей их упростил так,

Что «двойку» получил.

(А. Светлана, 5А класс)



*

Наш учитель ждал ответа

От Наташи долго.

Ни ответа, ни привета,

Никакого толка.

(Р. Ксения, 5А класс)


*

Мы решали, мы считали,

Наши пальчики устали,

Отдохнули и опять

Уравнения решать!

(Х. Рамиз, 5А класс)


*

Уравнение я решал,

Сильно голову ломал.

Как же корень мне найти?

А, быть может, корня нет,

Где-то прячется ответ!

(Н. Артур, 5А класс)


*

Математика – наука,

Всем готова послужить.

Без неё, поверьте, трудно

В этой жизни нам прожить.

( Ш. Александра, 5Б класс)


*

Математика, родная,

Почему ты так трудна?

Уравнения решаю,

Только шишки набиваю.

(Х. Вильдан, 5Б класс)


*

Математика родная,

Почему ты так сложна?

Не могу решить задачу,

Свежие документы:  Контрольная работа по математике «Внетабличное умножение и деление»

Хотя, вроде бы проста.

(К.Анастасия, 5Б класс)


*

Математика – наука,

Замечательная штука.

Буду, буду изучать

Математику на “5”!

(К. Анастасия, 5Б класс)


*

Я – хороший ученик,

Всю таблицу знаю.

Пятью пять – двадцать пять,

А больше я не знаю!

(К. Анастасия, 5Б класс)


*

Математику люблю,

С математикой дружу.

Уравненья я решаю

И ответы нахожу.

(Б. Катя, 5Б)

*

Математика – наука

Точная да главная.

Хорошо преподает

Наша школа славная.

(Б. Катя, 5Б класс)


*

Уравненье – это море,

А решенье – корабли.

Проплывет кораблик море –

Ты пятёрку получи.

(Б Владислав, 5А класс)

*

Уравненья интересны,

А ещё они трудны,

Оторваться ты не пробуй –

Ты подумай и реши.

(Б. Владислав, 5А класс)

*

Опоздали, как всегда,

Юра с Вовой, вот беда.

Не успеют уравненье

Прорешать в одно мгновенье.

(Г. Дарья, 5Б класс)

*

Пять часов сидела Лена

Нос уткнувши в уравненье.

Ну а в школе всё решила

За одно мгновенье.

(Г. С.Ф., учитель математики 5 классов)

*

У частушки есть начало,

У частушки есть конец,

Кто частушки наши любит,

Прямо скажем: « Молодец!»

(Г. С.Ф., учитель математики 5 классов)
































Умножение, деление,

Нет нигде от них спасения!

Но лениться нам нельзя-

Впереди у нас дела!

(Н.Артур, ученик 5А класса)


*


Я решаю уравненье,

Вдруг мне нуль встречается.

Я скорей за голову.

Ой, не получается!

(Г. Дарья, ученица 5Б класса)

*


Чтобы грамотно писать,

Нужно правила все знать:

Про нули и уравненья

Точно знаю я решенье!

(Г. Дарья, ученица 5Б класса)


*


Цифра вроде буквы О-

Это нуль иль ничего.

Он побольше будет весить,

Если мы прибавим десять.

(Х. Рамиз, ученик 5А класса)


*


Рисовали просто круг –

Получилась цифра вдруг.

Эту цифру назовём

Круглым толстеньким нулём.

(М. Александр, ученик 5Б класса)

Нулик – цифра хороша!

Правда, очень уж мала!

А задачки с ней решать.

Словно семечки щелкать.

(Н. Артур, ученик 5А класса)


*


Нуль катился по странице

И не значил ничего.

Рядом встала единица,

Сделав десять из него.

(Е. Арина, ученица 5А класса)


*

Круглый нуль такой хорошенький.

Но не значит ничегошеньки.

Ты поставь-ка единичку,

Будет просто брат с сестричкой.

(Е. Арина, ученица 5А класса)


*


Вот примеры мы считаем,

Делим мы и умножаем.

А в ответах только ноль-

Просто головная боль!

(Г. Настя, ученица 5А класса)

*

Математика сложна.

Тем не менее важна.

Это знают все на свете:

Даже взрослые и дети.

(Г. Настя, ученица 5А класса)

*

В математике – науке

Без нулей никак нельзя.

Посчитаю-ка от скуки,

Не прошло чтоб время зря!

(Б.Екатерина, ученица 5Б класса)


*

К одному припишем нуль,

Десять лет – ура! Ура!

Если нуль к шести припишем,

То на пенсию пора!

(Б.Екатерина, ученица 5Б класса)


*


Говорят, что нуль ничто:

Пусто, нет его и все.

Ну, а только без нуля

Нет и круглого числа.

(Б. Екатерина, ученица 5Б класса)


*


Говорят с нуля начать

Дело очень трудно.

Но зато, как интересно

И совсем не нудно.

(Б. Екатерина, ученица 5Б класса)


*

Умножать на нуль легко-

Первоклашке ясно.

Но запомни, что делить

На него опасно.

(С.Ф.Г., учитель математики 5А,Б классов)

*

а плюс нуль, конечно, а-

Это каждый знает.

Если нет- то повтори,

Кто тебе мешает.

(С.Ф.Г., учитель математики 5А,Б классов)

*

Все считают цифра нуль

Ничего не значит.

А, представьте, её нет,

Горько все заплачут.

( C.Ф.Г. учитель математики 5А,Б классов)

*

Мы на вкусные котлеты

Положили сверху соль.

Не успели оглянуться:

Вдруг остался только «0»!

(Л. Арина, ученица 5Б класса)


*


Как-то раз пример решаю:

Нужно нуль делить на сто.

Долго мучаюсь, страдаю,

А ответ-то будет «нуль»!

(А. Данил, ученик 5А класса)



XII. Рефлексия.

Ребята, а теперь оцените свое состояние и работу на уроке.


Лист рефлексии


1

Отметьте свое начальное (перед уроком) эмоциональное состояние.



2

Какое значение для Вас имеют знания и умения, полученные по данной теме?


а). Не очень важны

б). Важны

в). Очень важны

3

Как Вы оцениваете полученные знания по данной теме?


а). Неосознанные

б). Осознанные

в). Глубокие

4

С каким настроением Вы работали на уроке?


а). Не интересно вообще

б). Не очень интересно

в). Было интересно

5

Как Вы оцениваете свою деятельность?


а). Удовлетворительно

б). Хорошо

в). Отлично

6

С каким настроением Вы уходите с урока?




Желаю удачи!


17


Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Математика: