Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Калининская средняя общеобразовательная школа»
Кунгурского района Пермского края
Конспект урока по математике
в 6 классе
«Коэффициент»
подготовила
учитель математики
Филиппова Юлия Александровна
с. Калинино
2014
Урок математики по теме «Коэффициент» 6 класс
Тип урока – урок открытия нового знания
Цели урока:
1. формирование понятия коэффициент, умения определять его в буквенных выражениях;
2. повторение и закрепление переместительного и сочетательного свойства умножения, правила знаков, правила умножения рациональных чисел, обыкновенных и десятичных дробей;
3. тренировка мыслительных операций (анализ, синтез, обобщение, сравнение);
4. развитие внимания, памяти, речи, коммуникативных умений.
Ход урока:
Мотивация к учебной деятельности
— Здравствуйте, ребята! Что мы изучали на прошлом уроке? (изучили правила раскрытия скобок, все действия с рациональными числами)
— Была ли успешной ваша работа?
— При решении упражнений вы использовали выражения? (да)
— Какие выражения вы знаете? (числовые и буквенные)
— Вы все о них узнали и изучили? (Наверное, нет)
— Сегодня нам предстоит узнать новое о числовых и буквенных выражениях. Как вы будете это делать? (повторим необходимые знания, выполним пробное действие, поймем причину своего затруднения, откроем новое и закрепим новые знания)
2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии
— С чего начнем работать на уроке? (с повторения необходимых знаний)
На доске написано следующее задание:
; ; ;
; ; .
— Верно ли утверждение, что каждое найденное произведение будет отрицательным? (да)
— Почему? (потому что в каждом выражении по три отрицательных множителя)
— Вычислите удобным способом значения выражений:
; ; .
— Назовите полученные результаты в порядке возрастания (-50; -40; -30).
— Установите закономерность и продолжите ряд на три числа (каждое следующее число на 10 больше: -20; -10; 0)
— Назовите самое маленькое число в данном ряду (-50)
— Представьте это число в виде произведения двух множителей, трех множителей, четырех множителей.
— Упростите выражения:
; ; .
— Что интересного заметили? (каждое следующее выражение умножается на 4)
— Установите закономерность и назовите следующее выражение.
На доске записано пробное задание:
; ; .
— Упростите выражения:
; ; .
— Что вы можете сказать? (все значения выражений равные)
— Почему? (третий множитель одинаковый, первый множитель делится на 2, а второй множитель умножается на 2)
— Что вы повторили? (…)
— Теперь я хочу предложить вам пробное задание. Какова цель задания? (выполняя задание, мы поймем, чего мы не знаем)
— Определите коэффициенты каждого из трех последних выражений.
Учащиеся предлагают свои варианты коэффициентов данных выражений.
— Обоснуйте свой ответ (мы не можем объяснить, почему данные числа являются коэффициентами)
— Молодцы, вы правильно зафиксировали свое затруднение.
3. Выявление причины затруднения
— Значит, что вы не знаете, что необходимо для решения данной задачи (мы не знаем определение коэффициента и не умеем его находить)
4. Построение проекта выхода из затруднения
— Значит, какая ваша цель? (узнать, что такое коэффициент выражения, и научиться его находить)
— Сформулируйте тему урока (Тема урока: «Коэффициент»)
— Какие шаги вы предлагаете для решения двух вопросов: название числового множителя и способ его вычисления? (проанализируем и сравним выражения, затем попробуем дать определение коэффициента, сравним свое определение с эталоном из учебника, построим алгоритм вычисления коэффициента)
На доске фиксируем шаги действий:
Анализ и сравнение буквенных выражений и выдвижение гипотезы о том, что такое коэффициент.
Построение определения коэффициента и сравнение его с эталоном в учебнике.
Построение способа нахождения коэффициента.
— Предлагаю поработать в группах (на работу отводится 5 минут).
5. Реализация построенного проекта
Учащиеся в группах действуют по плану. Затем представители групп объясняют результаты своей работы.
— Какая группа готова рассказать о первом шаге? (вторая)
В процессе анализа мы обратили внимание на число -140 – оно одинаковое во всех выражениях. Значит, когда мы упрощаем выражение и находим значение числового множителя, мы видим общее свойство. Мы предположили, что это число как раз и является коэффициентом.
— Все согласны? (да)
— Есть что добавить? (да множители в выражении можно назвать переменными и постоянными, то есть числовыми; коэффициент – числовой множитель)
— Молодцы, вы меня порадовали своими ответами! Посмотрим, как вы пройдете второй шаг? Слово первой группе.
Мы предположили, что коэффициент можно определить тогда, когда выражение записано как произведение числа и буквенных множителей, и что коэффициентом является числовой множитель. Мы сравнили свое определение с определением в учебнике на с. 221 и увидели, что мы рассуждали правильно.
— Какие будут дополнения? (мы пришли к такому же выводу)
На доске и в тетрадях записывается определение коэффициента.
— О следующем шаге нам расскажет третья группа.
Мы рассуждали самым простым способом, а именно, проанализировали, как мы получили числовой множитель в буквенном выражении:
1. Упростили буквенные выражения, используя переместительное и сочетательное свойство умножения.
2. Нашли произведение числовых множителей.
3. Получили коэффициент.
— Убедите меня, что вы глубоко осознали новый материал. У любого выражения существует коэффициент? (должен быть у любого)
— А у выражений и он есть? (да, нет)
— Его можно представить в виде произведения числового и буквенного множителей? (да, у них коэффициенты 1 и -1)
— Какой можно сделать вывод? (любое буквенное выражение имеет коэффициент)
— Молодцы! Все группы отлично справились с работой. Вы разрешили затруднение? (да)
— Поставленной цели достигли? (пока нет)
— Какой следующий шаг? (закрепить полученные знания)
6. Первичное закрепление во внешней речи
— Для этого выполним следующие упражнения: № 1260, 1261.
— Какой будет следующий шаг? (надо выполнить самостоятельную работу)
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
— Самостоятельную работу выполняем по вариантам. Карточка с самостоятельной работой раздается учащимся.
II вариант | |
Найдите коэффициенты в выражениях, подчеркните их. | Найдите коэффициенты в выражениях, подчеркните их. |
— Время вышло, проверьте качество выполнения самостоятельной работы. Учащиеся проверяют самостоятельную работу по эталону, представленному на доске.
8. Рефлексия учебной деятельности
-Что нового узнали на уроке? (что такое коэффициент и как он обозначается)
— Вы достигли цели? (да)
— Что помогало вам в достижении цели урока?
— Оцените свою работу на уроке.
9. Домашнее задание
п. 40 № 1275, 1276 (а, в)
Список использованной литературы
Виленкин Н.Я. Математика 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Мнемозина, 2011. – 288 с.: ил.
Рудницкая В.Н. Математика 6 класс: рабочая тетрадь № 2. Рациональные числа. – М.: Мнемозина, 2009. – 98 с.
Чесноков А.С. Дидактические материалы по математике для 6 класса. – М.: Просвещение, 2007. – 122 с.