Урок — путешествие
Тема: «Число 0. Цифра 0. Свойства нуля.»
Цель: познакомить учащихся с числом ноль и соответствующей ему цифрой, со свойствами нуля.
Задачи:
образовательные:
создать условия для формирования представлений учащихся о числе ноль как отсутствиии объектов пересчёта, познакомить с соответствующей цифрой и формировать умения писать цифру ноль. Закрепить умения учащихся устанавливать отношения между числами и составлять равенства, писать изученные цифры;
развивающие:
развивать наблюдательность, внимание, зрительную и слуховую память, математическую речь, мыслительные операции у учащихся;
воспитательные:
способствовать воспитанию дружеских взаимоотношений, взаимопонимания, умения работать друг с другом; воспитанию интереса к предмету.
Оборудование: счётный материал.
ХОД УРОКА
Актуализация знаний
— Но путешествовать одним скучно и неинтересно, поэтому нужно брать с собой друзей. А вот кого мы возьмем в путешествие, вы узнаете, отгадав загадку.
Круглый, румяный,
В печке печен,
На окошке стужен. (колобок)
— Как начинается сказка?
Дети вспоминают.
– Колобок от бабушки ушел, от дедушки ушел и отправился путешествовать. И привела его тропинка в волшебный лес, в котором живут цифры.
— Катится, катится Колобок по волшебному лесу и вдруг ему встретился… Вспомним, кто первым встретился на пути у Колобка?
— «Не пущу тебя дальше, -говорит Заяц, – пока не выполнишь мои задания. А не справишься – съем тебя». — Ребята, давайте поможем Колобку выполнить зайкины задания.
(счетные палочки)
— Четыре зайца шли из школы,
И вдруг на них напали пчелы.
Два зайчика спаслись едва,
А сколько не успело?..
— Как вы это узнали?(4 – 2 = 2)
— Раз к зайчонку на обед
Прискакал дружок-сосед.
На пенек зайчата сели
И по пять морковок съели.
Кто считать, ребята, ловок:
Сколько съедено морковок?( Десять.)
— Заяц и белка угощали друзей. Заяц принес морковку и репку, а белка – орех, шишку и гриб. Сколько гостинцев принесли заяц и белка?(Пять.)
— Вот восемь зайчат по дорожке идут.
За ними вдогонку двое бегут.
Так сколько ж всего по дорожке лесной
Торопится в школу зайчишек зимой?( Десять.)
— Молодцы! Справились с Зайкиными заданиями, можно путешествовать дальше.
(чудо дерево)
— Вот он, посмотрите на него. Его называют «ноль» или «нуль» и обозначают им «ничто».Полное отсутствие предметов для пересчёта. Значит, подумает кое-кто, вовсе пустяковая цифра, без которой легко обойтись. Но это совсем не так. Если разобраться, то выйдет, что ноль – очень даже важная персона. Как написать 10, если после 1 не поместить этот волшебный кружочек? Получится один, а вовсе не то, что хотелось.
— В Венгрии, в Будапеште, поставлен памятник нулю. Ни одна другая цифра не удостоилась таких почестей.
— Как вы думаете, доволен Волк Колобком? Можно двигаться дальше?
— Конечно же, это цифра ноль. Чем ноль отличается от Колобка? — А на что еще похож ноль?
Ученик 1
Нолик – круглый, как Земля,
Все считают от нуля.
Арифметика проста:
Если ноль – ладонь пуста.
Пишем ноль,
И ясно всем:
Здесь чего-то нет совсем!
Ученик 2
Цифра вроде буквы О –
Это ноль иль ничего.
Круглый ноль такой хорошенький,
Но не значит ничегошеньки!
Ученик 3
Могу назвать его мячом,
А хочешь, дыркой назовем,
А можно бубликом,
Почти что кругленьким.
Но как его ни назовем,
Он называется нулем!
Работа в прописи
— Давайте научим Колобка и Медведя писать эту замечательную цифру.
— А чем отличаются печатный и письменный нули?( письменный надо писать с наклоном)
— С правой стороны клетки, немного ниже верхнего угла, начинаем писать овал, ведём вверх, касаемся верхней линии, закругляем влево, ведем вниз, потом опять округло двигаем вверх к началу овала.
— А теперь снова в путь. Катится, катится Колобок и докатился он до речки. Чтобы перейти речку, нужно составить выражения по рисункам. Поможем Колобку их решить! Примеры запишем в тетрадь
(задачи стр 36 учебник)
— Катится, катится Колобок, а навстречу ему Лиса.
– Уж от меня-то, Колобок, не уйдешь, и ребята тебе не помогут.
Поможем, ребята?
— Семь рассерженных гусей,
Семь отчаянных друзей
Ходят-бродят: «Га-га-га!»
Тут хозяйка позвала их:
– Есть хотите?
– Да-да-да!
И пошли ватагой всей
Семь рассерженных гусей.
Семь гусей ушли кормиться,
Сколько же осталось птицы?( нисколько)
Какой цифрой обозначим?
— Ну что ж, придется Лисе отпустить Колобка – ведь все задания он решил на отлично. А помогли ему в этом вы, ребята. Как вы ему помогли?(думали, решали, рассуждали, считали)
— Какую цифру научился писать?
— Что же обозначает число ноль?( «ничего», «нисколько»)
— Молодцы! Вы хорошо работали!
X. Рефлексия
— На листочках нарисуйте солнышко, если вам на уроке понравилось. И тучку, если вам на уроке не понравилось. Кто нарисовал Солнышко? Если хотите, подарите его нашим гостям на память.
Раздольненская СОШ
Урок — путешествие
Тема: «Число 0. Цифра 0. Свойства нуля.»
Учитель начальных классов
Дьяконова Л.В
2014/15 уч.год