Тема: «Движение в одном направлении».
Цель урока: познакомить учащихся с новым видом задач на движение (вдогонку).
Задачи:
обучающие: учиться читать и записывать информацию, представленную в виде различных математических моделей, строить высказывания, продолжать учиться называть цели конкретного задания, алгоритм (план работы), проверять, исправлять и оценивать результаты работы так, как это было описано ранее.
развивающие: способствовать развитию математического мышления, познавательной активности обучающихся, умения пользоваться математической терминологией.
воспитательные: продолжить работу по воспитанию взаимопомощи, культуры общения, способствующей созданию благоприятного психологического климата; воспитывать внимание, самостоятельность, самоконтроль, аккуратность, прививать интерес к предмету.
Оборудование: презентация, ТСО, индивидуальные листы для схем.
Тип: ОНЗ
Форма: ИР,ПР,КР,ФР
Метод: частично-поисковый, интерактивный, словесно-наглядный.
Ход урока:
1. Вводно-мотивационная часть
Загадка:
Всем она давно знакома-
Ждёт послушно возле дома,
Только выйдешь из ворот-
Куда хочешь поведёт.
(дорога) Слайд 2.
-Какое действие совершают машины по дороге?
— Прочитайте дружно, хором наш девиз ( на доске):
Смело иди вперед,
Не стой на месте,
Чего не сделает один,
Сделаем вместе!
2. Актуализация знаний. Минутка чистописания (на доске):
Минутка чистописания: 3 33 333
– Установите закономерность и продолжите ряд чисел до конца строки. (Тройка третий из значков, состоит из двух крючков.)
– Запишите правильно и красиво следующий ряд чисел:
3, 6, 9, 12, 15, 18, 21, …, .., .. .
9, 18, 27, 36, 45, 54, 63, 72, 81, 90
– Что скажите? Что интересного заметили?
– Продолжите закономерность, запишите следующие три числа.
– Увеличьте в три раза каждое число и запишите результат.
– Проверка.
– Скажите, а где в жизни встречается число 3? (Треугольник, трио, тройник, «вчера, сегодня, завтра», «прошлое, настоящее, будущее», тройка в сказках, мифах, легендах: три богатыря, трехголовый змей, тройка лошадей, три девицы, тридевятое царство, три дороги на распутье)
СЛАЙД 3:
– А что объединяет эти слова: Австрия, сестрица, стриж, устрица, осетрина? (Число три).
– Число три встречается не только в словах, но и в пословицах и поговорках.
СЛАЙД 4: Крылатые слова:
«Не узнавай друга в три дня, а узнавай в три года»
«Слезы в три ручья»
«Заблудиться в трех соснах»
3.Устный счет.
1)Цепочка примеров. Расшифруй слово. Слайд 5
Скорость.
2) Выбери правильное утверждение: Слайд 6
З) Расположите дроби в порядке возрастания. Слайд 7.
8/18 4/18 2/19 9/18 11/18 14/18 10/18 1/18
Ж И В Е И Е Н Д (Движение)
Ученики записывают дроби в нужном порядке у себя в рабочих тетрадях
Самопроверка записи – на слайде (клик мышкой) Слайд 7.
— Прочитайте, что у вас получилось? (клик мышкой)
Дети: 119, 219, 419, 8 19, 919, 1019, 1119, 1419.
— Что такое движение?
Д: — Движение – это перемещение … в пространстве
— Запомните. Движение , скорость — это ключевые слова нашего урока.
— А математическая разминка – это движение мысли.
4.Закрепление пройденного.
— С какими видами движения вы знакомы? (Встречное движение, движение в противоположных направлениях, движение с отставанием в одном направлении).
А теперь давайте решать задачи на одновременное движение разного вида.
– Вспомните, какие могут возникнуть ситуации в задачах на одновременное движение?
Ситуация 1. Два объекта начинают движение одновременно навстречу друг другу.
Ситуация 2. Два объекта начинают движение в противоположных направлениях.
Ситуация 3. Два объекта начинают одновременно движение в одном направлении.
СЛАЙД 8: Давайте вспомним как называется расстояние, на которое сближаются движущие объекты за единицу времени? Скорость сближения – Vсбл..
СЛАЙД 9: Как называется расстояние, на которое удаляются движущиеся объекты за единицу времени? Скорость удаления – Vуд.
СЛАЙД 10: Что происходит с расстоянием между движущимися объектами при встречном движении и при движении вдогонку? ( Расстояние уменьшается).
СЛАЙД 11: Что происходит с расстоянием между движущимися объектами при движении в противоположных направлениях и при движении с отставанием? (Расстояние увеличивается).
5. Проблемная ситуация. Решите задачи по схемам (схемы раздать каждому). СЛАЙД 12-13:
— Почему не удалось решить вторую задачу? — Это задача на движение вдогонку.
— Не умеем находить скорость сближения при движении вдогонку.
6. Постановка учебной задачи.
— Какова же тема нашего урока? Задачи на движение в одном направлении вдогонку.
— Какие цели мы поставим?
1) познакомиться со скоростью сближения при движении вдогонку;
2) научиться решать задачи на движение вдогонку.
7. «Открытие» учащимися нового знания.
а) Работа над задачей стр. 230 №3
— Вначале понаблюдаем, что происходит с объектами при движении вдогонку. Заполним таблицу, чтобы сделать верные выводы.
(Текст задачи на стр.230 №3, чертежи с числовым лучом, таблица у каждого ученика.)
— Прочитайте условие вслух.
Из городов, длина пути между которыми 240км, одновременно в одном направлении выехали автомобиль и автобус. Скорость автомобиля 80 км/ч, а скорость автобуса 56км/ч. Сколько километров будет между ними через 2 часа?
Разбор задачи:
-В какой точке находится автомобиль? В точке 0.
— А автобус? В точке 240.
— Какое между ними расстояние до начала движения? 240 км
— Занесите в таблицу.
— Покажите на числовом луче, где будет находиться автомобиль через час.
В точке 80.
— И где через час будет находиться автобус. В точке 296 .
— Как изменилось расстояние между ними? Расстояние между объектами за каждую единицу времени будет уменьшаться на одно и то же число.
— Как это записать? (Vб — Vм)
-Составьте выражение и внесите запись в таблицу. 240 – (80-56) × 1 = 216 км
— Покажите на числовом луче, в каких точках будут находиться автомобиль и автобус через два часа. В точках 160 и 352
-Узнайте, какое расстояние стало между ними через два часа, запишите выражение в таблицу 240 – (80-56) × 2 = 192 км
— Сделайте вывод, с помощью какой формулы мы узнали, как изменяется расстояние при движении вдогонку? d = S – (V 1– V 2) × t
— Запишите формулы зависимости между величинами: S, t, V.
Vсбл= (V 1– V 2),
Sп = Vсбл. × t,
t встр.= S : (V 1– V 2),
V 1= S : t – V 2,
d = S – (V 1– V 2) × t.
8.Закрепление: Слайд 14:
а) Старуха Шапокляк забыла в автобусе авоську и заметила это, когда автобус отъехал от неё на расстояние 200 метров. Она срочно помчалась за автобусом со скоростью 120 м/мин. Скорость автобуса 840 м/мин. Сможет ли Шапокляк догнать автобус? На каком расстоянии от автобуса она будет через 2 минуты бега?
(На доске схема и 1 ученик решает у доски).
– Как двигаются объекты в данной задаче? (В одном направлении с отставанием)
– Сколько вопросов?
– Прочитайте 1 вопрос.
– Как вы думаете сможет ли Шапокляк догнать автобус? Почему? (Расстояние между объектами увеличивается, поэтому встреча не произойдет.)
– Что происходит с расстоянием между объектами?
– Объекты сближаются или удаляются? Значит находим Vуд..
– Решите задачу выражением. Проверяем.
СЛАЙД 15: Проверка задачи у доски.
– Как двигаются объекты? (в одном направлении, вдогонку)
10.Оценивание по смайликам.
11.Домашнее задание: стр.231, №8, №7(1.2).