Конспект урока на тему «Движение в одном направлении»

Тема: «Движение в одном направлении».

Цель урока: познакомить учащихся с новым видом задач на движение (вдогонку).

Задачи:

обучающие: учиться читать и записывать информацию, представленную в виде различных математических моделей, строить высказывания, продолжать учиться называть цели конкретного задания, алгоритм (план работы), проверять, исправлять и оценивать результаты работы так, как это было описано ранее.

развивающие: способствовать развитию математического мышления, познавательной активности обучающихся,  умения пользоваться математической терминологией.

воспитательные: продолжить работу по воспитанию взаимопомощи, культуры общения, способствующей созданию благоприятного психологического климата; воспитывать внимание, самостоятельность, самоконтроль, аккуратность, прививать интерес к предмету.

Оборудование: презентация, ТСО, индивидуальные листы для схем.

Тип: ОНЗ

Форма: ИР,ПР,КР,ФР

Метод: частично-поисковый, интерактивный, словесно-наглядный.

Ход урока:

1. Вводно-мотивационная часть

Загадка:

Всем она давно знакома-

Ждёт послушно возле дома,

Только выйдешь из ворот-

Куда хочешь поведёт.

(дорога) Слайд 2.

-Какое действие совершают машины по дороге?

— Прочитайте дружно, хором наш девиз ( на доске):

Смело иди вперед,

Не стой на месте,

Чего не сделает один,

Сделаем вместе!

2. Актуализация знаний. Минутка чистописания (на доске):

Минутка чистописания: 3  33  333
– Установите закономерность и продолжите ряд чисел до конца строки.
(Тройка третий из значков, состоит из двух крючков.)
– Запишите правильно и красиво следующий ряд чисел:

3,    6,    9,  12,  15,  18,  21,  …,  ..,  .. .

9,  18,  27,  36,  45,  54,  63,  72,  81,  90

Что скажите? Что интересного заметили?
– Продолжите закономерность, запишите следующие три числа.
– Увеличьте в три раза каждое число и запишите результат.
– Проверка.
– Скажите, а где в жизни встречается число 3?
(Треугольник, трио, тройник, «вчера, сегодня, завтра», «прошлое, настоящее, будущее», тройка в сказках, мифах, легендах: три богатыря, трехголовый змей, тройка лошадей, три девицы, тридевятое царство, три дороги на распутье)

СЛАЙД 3:

А что объединяет эти слова: Австрия, сестрица, стриж, устрица, осетрина? (Число три).
– Число три встречается не только в словах, но и в пословицах и поговорках.

СЛАЙД 4: Крылатые слова:

  • «Не узнавай друга в три дня, а узнавай в три года»

  • «Слезы в три ручья»

  • «Заблудиться в трех соснах»

3.Устный счет.

1)Цепочка примеров. Расшифруй слово. Слайд 5

Скорость.

2) Выбери правильное утверждение: Слайд 6

З) Расположите дроби в порядке возрастания. Слайд 7.

8/18 4/18 2/19 9/18 11/18 14/18 10/18 1/18

Ж И В Е И Е Н Д (Движение)

Ученики записывают дроби в нужном порядке у себя в рабочих тетрадях

Самопроверка записи – на слайде (клик мышкой) Слайд 7.

— Прочитайте, что у вас получилось? (клик мышкой)

Дети: 119, 219, 419, 8 19, 919, 1019, 1119, 1419.

— Что такое движение?

Д:Движение – это перемещение … в пространстве

— Запомните. Движение , скорость — это ключевые слова нашего урока.

— А математическая разминка – это движение мысли.

4.Закрепление пройденного.

— С какими видами движения вы знакомы? (Встречное движение, движение в противоположных направлениях, движение с отставанием в одном направлении).

А теперь давайте решать задачи на одновременное движение разного вида.
– Вспомните, какие могут возникнуть ситуации в задачах на одновременное движение?
Ситуация 1. Два объекта начинают движение одновременно навстречу друг другу.
Ситуация 2. Два объекта начинают движение в противоположных направлениях.
Ситуация 3. Два объекта начинают одновременно движение в одном направлении.

СЛАЙД 8: Давайте вспомним как называется расстояние, на которое сближаются движущие объекты за единицу времени? Скорость сближения – Vсбл..

СЛАЙД 9: Как называется расстояние, на которое удаляются движущиеся объекты за единицу времени? Скорость удаления – Vуд.

СЛАЙД 10: Что происходит с расстоянием между движущимися объектами при встречном движении и при движении вдогонку? ( Расстояние уменьшается).

СЛАЙД 11: Что происходит с расстоянием между движущимися объектами при движении в противоположных направлениях и при движении с отставанием? (Расстояние увеличивается).

5. Проблемная ситуация. Решите задачи по  схемам (схемы раздать каждому). СЛАЙД 12-13:

— Почему не удалось решить вторую задачу? —  Это задача на движение вдогонку.

— Не умеем находить скорость сближения при движении вдогонку.

6. Постановка учебной задачи.

— Какова же тема нашего урока?   Задачи на движение в одном направлении вдогонку.

— Какие цели мы поставим?

1)  познакомиться со скоростью сближения при движении вдогонку;

2) научиться решать задачи на движение вдогонку.

7. «Открытие» учащимися нового знания.

а) Работа над задачей стр. 230 №3

 — Вначале понаблюдаем, что происходит с объектами при движении вдогонку. Заполним таблицу, чтобы сделать верные выводы.

(Текст задачи на стр.230 №3, чертежи с числовым лучом, таблица  у каждого ученика.)

— Прочитайте условие вслух.

Из городов, длина пути между которыми 240км, одновременно в одном направлении выехали автомобиль и автобус. Скорость автомобиля 80 км/ч, а скорость автобуса 56км/ч. Сколько километров будет между ними через 2 часа?

Разбор задачи:

-В какой точке находится автомобиль?  В точке 0.

— А автобус?   В точке 240.

— Какое между ними расстояние до начала движения?   240 км

— Занесите в таблицу.

— Покажите на числовом луче, где будет находиться автомобиль через час.

 В точке 80.

— И где через час будет находиться автобус.   В точке 296 .

— Как изменилось расстояние между ними? Расстояние между объектами за каждую единицу времени будет уменьшаться на одно и то же число.

— Как это записать? (Vб — Vм)

-Составьте выражение и внесите запись в таблицу. 240 – (80-56) × 1 = 216 км

— Покажите на числовом луче, в каких точках будут находиться автомобиль и автобус через два часа.   В точках 160 и 352

-Узнайте, какое расстояние стало между ними через два часа, запишите выражение в таблицу     240 – (80-56) × 2 = 192 км

— Сделайте вывод, с помощью какой формулы мы узнали, как изменяется расстояние при движении вдогонку? d = S – (V 1– V 2) × t

— Запишите формулы зависимости между величинами: S, t, V.

Vсбл= (V 1– V 2),      

Sп = Vсбл. × t,

встр.= S : (V 1– V 2),

1= S : t – V 2,

d = S – (V 1– V 2) × t.

8.Закрепление: Слайд 14:

а) Старуха Шапокляк забыла в автобусе авоську и заметила это, когда автобус отъехал от неё на расстояние 200 метров. Она срочно помчалась за автобусом со скоростью 120 м/мин. Скорость автобуса 840 м/мин. Сможет ли Шапокляк догнать автобус? На каком расстоянии от автобуса она будет через 2 минуты бега?

(На доске схема и 1 ученик решает у доски).

Как двигаются объекты в данной задаче? (В одном направлении с отставанием)
– Сколько вопросов?
– Прочитайте 1 вопрос.
– Как вы думаете сможет ли Шапокляк догнать автобус? Почему?
(Расстояние между объектами увеличивается, поэтому встреча не произойдет.)
– Что происходит с расстоянием между объектами?
– Объекты сближаются или удаляются? Значит находим V
уд..
– Решите задачу выражением. Проверяем.

СЛАЙД 15: Проверка задачи у доски.

Как двигаются объекты? (в одном направлении, вдогонку)

б) Исследование: движение в одном направлении (ПР).

Выслушивание нескольких пар.

9. Рефлексия.

— Что такое скорость сближения?

( Скорость сближения – расстояние, при котором объекты сближаются за единицу времени.)

— Как найти скорость сближения при движении вдогонку?

Vсбл = Vб – Vм 

— Какие еще знания необходимы, чтобы успешно решать задачи на движение вдогонку?

Sп = Vсбл. × t,

t встр.= S : (Vб – Vм), V1= S : t – V2  

d = S – (Vб – Vм) × t.



10.Оценивание по смайликам.

11.Домашнее задание: стр.231, №8, №7(1.2).



Свежие документы:  Контрольные и проверочные работы по математике за 1 полугодие 2 класса

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Математика: