Тема: Образование числа 20, его десятичный состав
Цели: формировать чёткие знания о десятичном составе числа 20 и способе образования путём сложения двух десятков.
Задачи:
Закрепить навыки решения задач на нахождение суммы, разности;
Отрабатывать вычислительные навыки;
Развивать умение анализировать, сравнивать и обобщать учебный материал;
Воспитывать уважение к мнению товарищей, самостоятельность, аккуратность.
Оборудование: числовой ряд, вычислительная машина, мультимедийная презентация, солнышки для рефлексии, линеечки самооценки.
Ход урока:
Организационный момент
Прозвенел, друзья, звонок,
Начинается урок.
Математика пришла –
Занимай свои места.
Не теряя ни минутки,
Приглашаю вас я в путь!
Взять все знания в дорогу!
И улыбку не забудь!
Актуализация знаний
— Ребята, сегодня я предлагаю вам отправиться в путешествие. Выполнив задание мы с вами будем получать букву и в конце урока у нас получится слово. А чтобы узнать на каком транспорте мы будем с вами передвигаться, вам необходимо соединить все числа по порядку на листках.
— Правильно. У нас получился корабль (буква Ы).
— Чтобы корабль поплыл, необходимо расправить паруса. Решите примеры, которые находятся на парусах корабля (буква Д).
Распускаем паруса,
Отправляемся в моря!!!
Остров Любителей математики (буква М)
— Мы прибыли с вами на остров. Здесь необходимо выполнить задания, подготовленные для нас.
Сравнить:
18 + 1 19 10 + 6 15
17 – 2 18 19 – 1 17
16 – 1 14 14 – 2 12
19 – 10 10 13 – 3 14
Решение примеров
10 + = 15
2 + = 12
+ 10 = 13
10 + = 14
+ 7 = 17
Определить десятичный состав чисел.
Дес. | Ед. | |
16 |
|
|
| 1 | 1 |
14 |
|
|
| 1 | 8 |
20 |
|
|
Сообщение темы урока. Постановка целей.
Равнина Нового числа (буква О)
— Мне кажется, что на этой равнине мы не встретим ни одного бугорка – наше путешествие пройдёт без происшествий. В качестве помощника с собой берем учебник (страница 28 — 29).
— Ребята, а что это за число 20, которое повстречалось нам в предыдущем задании? Давайте разберёмся (задание № 1, стр. 28)
— 10 – это 1 десяток. Если к 1 десятку добавить ещё один десяток, то получится 2 десятка или 20.
— Итак, во время нашего путешествия мы поближе познакомимся с числом 20. Я думаю. Что вы уже можете мне про него рассказать. (Это число второго десятка, двузначное; в записи используется две цифры: одна цифра обозначает десяток, вторая – единицы; цифра 2 означает 2 десятка, цифра 0 означает 0 единиц.)
— Давайте пропишем это число в наших тетрадях на странице 15 в задании 3.
Изучение нового материала
— Выполним задание № 2, стр. 28
— Прочитайте по числовому лучу числа от 10 до 20. Какие точки не подписаны?
— Сравните 13, 14 и 15.
— Что можно сказать о числе 14? (Оно больше 13, но меньше 15)
— Сравните число 20 с остальными числами.
— Что показывает стрелка? Прочитайте равенство.
ПОДВИЖНАЯ ФИЗКУЛЬТМИНТКА
Задание № 3 стр. 28
— Какие числа пропущены?
— Назовите соседей числа 11, 15, 18.
— Какое число предшествует числу 14, 10, 7?
— Увеличьте на 1 числа: 16, 8, 12.
— Уменьшите на 2 числа: 15, 4, 13.
— Посчитайте через 1 от 5 до 13.
Бухта рыбаков (буква Ц)
— Поможем рыбакам сосчитать улов.
а) Сидят рыбаки, стерегут поплавки.
Рыбак Корней поймал 3 окуней,
Рыбак Елисей – 4 карасей,
А рыбак Михаил 2 сомов изловил.
Сколько рыб рыбаки
Натаскали с реки? (9 рыб)
б) В тихой заводи реки
Жили-были окуньки.
Трёх поймали рыбаки,
А семь в реке осталось.
Сколько окуньков сначала
В заводи плескалось? (10 окуней)
Задание № 5, стр. 29
— Составьте задачу по рисунку.
— Запишите краткое условие и решение задачи в тетрадь страница 15.
— Прочитаем решение задачи.
— Пока рыбаки на рыбалке, давайте наведем порядок, посчитаем припасы.
Задание № 4, стр. 29
— Прочитайте условие задачи. Какой вопрос?
— Что обозначают числа 20, 10?
— Какое действие нужно выполнить? Почему?
— Записать краткое условие и решение задачи в тетрадь.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА ДЛЯ ГЛАЗ
— Двигаемся по океану чисел к Холму Повторение (буква Л)
— Чтобы подняться на холм, нужно постараться, поэтому работаем вместе.
Задание № 2 в тетради, стр. 15.
— Как работает машина? Прежде чем выполнить действие, машина сравнивает предложенное число с числом 15.
— Какие числа, подающиеся на вход, меньше 15? Какое действие будет выполнять машина с этими числами? Посчитайте и запишите числа, которые будут на выходе машины.
— На вход подали число 15. Оно меньше 15? Машина вычитает из числа 15 число 1. Запишите в таблицу число 14.
— Машина дала ответ 15. Если он получен по левой ветви, то: 15 – 1 = 14. 14 меньше 15? Да. Значит, на вход подали 14. Если он получен по правой ветви, то 15 + 1 = 16. 16 меньше 15? Нет. Значит, на вход подали число 16.
— Заполните оставшиеся клетки.
— Вместе мы поднялись на холм Повторение. Спускаться легче, поэтому работаем самостоятельно. Задание № 1 в тетради. Проверка.
Задание № 6, стр. 29
— Решим примеры и получим последнюю букву.
— Какое слово у нас получается?
Итог урока
— Какова цель нашего путешествия?
— Что нового узнали?
— Какие знания пригодились?
Рефлексия
— В конце путешествия корабли отправляются в порт. Наше путешествие было сложным, но мы справились. Мне было приятно наблюдать, как вы активно работали на уроке.
— У вас на партах лежат солнышки. Оцените своё настроение.
Всё понравилось – желтое солнышко.
Иногда было скучно, немного устал – красное солнышко.
— Спасибо вам за урок.