Тема: Переместительное свойство сложения.
Место и роль урока в изучаемой теме: третий урок по теме «Таблица сложения».
Тип урока: урок первичного предъявления новых знаний.
Цели:
Задачи урока:
1. Познакомить с переместительным законом сложения, показать его применение и практическое значение; способствовать формированию умения устанавливать закономерности, сравнивать и упорядочивать числовые множества; учить выполнять сложение и вычитание чисел с опорой на знание свойств натурального ряда чисел и таблицы сложения однозначных чисел, оперировать математическими терминами.
2. Способствовать развитию логического мышления: умений сравнивать, сопоставлять, анализировать, обобщать, делать вывод; творческого мышления: гибкости, оригинальности, разработанности; произвольного внимания, памяти, речи, самопроверки и самоконтроля учебной деятельности.
3. Способствовать воспитанию у обучающихся чувства товарищества и дружбы; привитию интереса к учебному предмету.
Формирование УУД в условиях решения учебных задач:
– Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
– Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.
– Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в совместной деятельности.
– Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Ресурсы:
– основные: Аргинская И.И., Бененсон Е.П., Итина Л.С., Кормишина С.Н. учебник Математика для 1 класса, тетрадь на печатной основе Бененсон Е.П., Итина Л.С, мультимедиа.
дополнительные: тетрадь; электронные физкультминутки; алгоритм самооценки, сайт Л.В.Занкова. – Режим доступа: https:// www.zankov.ru.
Организация пространства: фронтальная работа; работа в парах.
План урока
Деятельность учителя | Деятельность ученика | УУД | |
I. Организационный момент | -Прозвенел, друзья, звонок, Начинается урок.
выразительно читает учитель:
Математика сложна, Но скажу с почтеньем – Математика нужна Всем без исключенья! — Что вы ждёте от урока математики?
— Покажите на светофоре, с каким настроением вы начинаете урок. | Приветствие учителя, самоорганизация
-На уроках математики мы хотим научиться, считать, писать цифры, решать…. -Показывают сигнал светофора.
| Способность к организации своей деятельности и к преодолению трудностей. |
II. Актуализация опорных знаний.
| — Начнём урок с математической разминки. — У некоторых наших ребят на столах лежат карточки с индивидуальными заданиями. Возьмите их и начинайте работать.
Коррекционно-развивающая цель: Перед вами два ряда чисел. Исследуйте их. Какая закономерность лежит в основе составления каждого ряда чисел?
2. Пять ромашек-желтоглазок, два веселых василька. Посчитайте быстро, дети. Сколько цветов у зайца в букете?
Что вы можете рассказать о числе 7?
Вспомним состав этих чисел: 6 и 8. Ученики показывают на пособии с кружками состав чисел, учитель фиксирует результаты на доске
3) На доске выражения: 5+3 5+1
На какие группы можно разделить эти выражения?
Назовите компоненты суммы и компоненты разности. Найдем значение сумм и разностей. (Обратная связь: дети показывают ответ с помощью математического веера).
Чем похожи разности?
— Молодцы!
|
Индивидуальная работа учащихся
Это натуральный ряд чисел. Первое свойство натурального ряда чисел — каждое последующее число больше предыдущего на один, второе свойство – натуральный ряд чисел начинается с 1, натуральный ряд чисел бесконечен.
7 цветов в букете
Натуральное однозначное число. Его соседи числа 6 и 8.
Одинаковым значением разности |
Строить речевое высказывание в устной форме
Умение осуществлять поиск необхо- димой инфор- мации для выполнения учебного задания
|
III. Динамическая пауза
| Буратино потянулся, Раз – нагнулся, Два – нагнулся, Три – нагнулся. Руки в стороны развел – Ключик, видно, не нашел. Чтобы ключик нам достать, Нужно на носочки встать.
| Учащиеся повторяют действия.
| Умение слушать. Способность к организации своей деятельности.
|
IV. Постановка цели урока. Проблемная ситуация.
| 2+7 = 7+2= – Прочитайте выражения, используя название чисел при сложении. – Сравним: – что общего? – Чем отличаются? (Переставлены слагаемые.) Сформулируем тему урока. Сумма в этих выражениях известна? Что вы можете предположить? На какой вопрос, должны ответить? (Выслушиваем мнение детей)
Какую цель поставим на уроке? |
Сходство: в суммах одинаковые слагаемые. Значения сумм одинаковые. Различие: первое слагаемое в первом равенстве является вторым слагаемым во втором равенстве, второе слагаемое в первом равенстве является первым слагаемым во втором равенстве.
Вывод: если слагаемые поменять местами, то значение суммы не изменится.
| Умение слушать.. Ставить, принимать и сохранять учебную задачу и активно включаться в деятельность направленную на ее решение в сотрудничестве с учителем и одноклассниками. Выражать в речи свои мысли. Проводить сравнение и классификацию |
V. Проверка понимания обучающимися нового материала
| Проверим верность наших суждений.
Работа с учебником: И. Аргинская с. 32 № 67. Выпишем эти суммы в тетрадь. Постараемся доказать действие переместительного закона сложения в этих суммах.
Прочитаем этот закон в учебнике. Мы были правы? Расскажите переместительный закон сложения в паре друг другу.
Зачем в математике нужен переместительный закон? Будем ли мы его применять в ходе решения задач, выражений, на практике? | — В суммах действует переместительный закон сложения.
— Работа в паре
|
Выполнять учебные действия.. Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения. Контролировать результат деятельности товарища. Использовать речь для регуляции своего действия. Строить рассуждения.
|
VI. Гимнастика для глаз
| -А сейчас немного отдохнём. — Встаньте, внимание на экран, смотрим и повторяем движения глазами за героями мультфильмов. | Повторяют движения глазами. | Способность к организации своей деятельности.
|
VII. Первичное закрепление нового материала.
| 1.Дифференцированная самостоятельная работа по карточкам. Карточки двух цветов: на карточке синего цвета задания легче, чем на карточках зеленого цвета. Подумайте, какие задания вам по силам и приступайте к работе.
2. Последнее задание : геометрический лабиринт.
Сколько было геометрических фигур? Назовите вторую фигуру. Сколько было треугольников. Назовите последнюю фигуру.
Что такое луч?
Сложите из счетных палочек угол. Выполните такие преобразования, чтобы у вас получилось три угла, имеющих общую вершину.
| Открывают тетради.
Взаимопроверка работ
Всего 10 фигур, вторая фигура — треугольник, треугольников -2,последняя фигура — угол.
Луч — геометрическая фигура, образованная двумя лучами, имеющими общую вершину.
Работа в паре
| Выражать в речи свои мысли. .Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения.. Использовать речь для регуляции своего действия. . Строить рассуждения.
Принимать и сохранять учебную ситуацию
|
VII. Подведение итогов. Рефлексия деятельности.
| — Какую цель ставили вначале урока?
— Выполнили её? — Что понравилось больше всего? — Кого сегодня можно похвалить?
— С каким настроением вы заканчиваете урок? — Если вам понравилось сегодня работать на уроке покажите солнышко, если нет тучку. — Вы сегодня – молодцы! Скажем друг другу – спасибо!
|
-Оценивают свою деятельность на уроке.
| Умение слушать. Адекватно оценивать свою деятельность. |