Тема: Решение задач на движение. Закрепление.
Цель: закреплять знания и умения по теме «Задачи на движение»
Задачи:
-отрабатывать навык решения уравнений и задач на движение
— развивать логическое мышление
— учить работать в команде
Форма проведения: урок – деловая игра с применением ИКТ
Ресурсы: слайды программы Microsoft Office Power Point, распечатки купонов для клиентов, схемы краткой записи к задаче на движение, листки для самостоятельной работы.
Ход урока
Орг. момент.
— Я рада этой новой встрече с вами,
Приятно ваше общество, друзья!
Ответы ваши вы готовьте сами,
Их с интересом буду слушать я.
Мы сегодня снова будем наблюдать,
Выводы делать и рассуждать.
А чтобы урок пошел каждому впрок,
Активно включайся в работу, дружок!
— Итак, что же ждёт нас сегодня на уроке?
Устный счет.
У каждого есть возможность получить 3 балла. Названный ученик выбирает категорию и отвечает на вопрос. Правильный ответ- машина клиента обслужена, он оставил вам купон, нет — он уехал на другую станцию.
(Открывается 1 слайд. На нем ученики выбирают номинацию: величины, нумерация многозначных чисел, задачи-шутки, задачи в косвенной форме. Ученик нажимает на иллюстрацию на слайде, переходит на слайд с вопросом, отвечает и возвращается стрелке ко 2 слайду)
ВЕЛИЧИНЫ:
1. Переведи в метры 45 км 40м
2.Сколько килограммов в ½ части тонны?
3.Что больше 190 минут или 3 часа? Почему?
НУМЕРАЦИЯ МНОГОЗНАЧНЫХ ЧИСЕЛ
1. К какому числу нужно добавить 2, чтобы получилось 100 000?
2. В каком числе 203 единицы второго класса и 40 единиц первого класса?
3. Назовите наибольшее трехзначное число и наименьшее четырехзначное.
ЗАДАЧИ В КОСВЕННОЙ ФОРМЕ
1. Папе 40 лет, он в 8 раз старше сына. Сколько лет сыну?
2. У Коли 15 моделей машин. Это на 6 моделей больше, чем у Саши. Сколько моделей у Саши?
3. Грузовая машина весит 3 тонны, это в 3 раза больше веса легкового автомобиля. Сколько весит легковой автомобиль?
ЗАДАЧИ-ШУТКИ
1.Какое колесо у машины не вращается при её спуске с горы?
2. Пассажир такси ехал в село. По дороге ему навстречу проехали 5 грузовиков и 3 автомашины. Сколько машин ехало в село?
3. Автобус едет от города до аула 2 часа, а обратно 120 минут. Как объяснить такую разницу?
Математический диктант. Преобразуйте:
7час.10мин в мин. (430мин.) сумму чисел 150 и 200 увеличить в 10р.(3000)
180с. в мин. (3 мин.) произведение чисел 30 и 6 уменьшить на 100(80)
35км200м в метры (35200) сумма двух чисел 900, I слагаемое 300, чему равно
6101м в км (6км 101м) второе слагаемое (600)
Самостоятельная работа (на время)
Решение простых задач:
Турист на велосипеде за 5 часов езды проехал 75км. С какой скоростью ехал турист?(15км/ч)
Катер проплыл от пристани до пристани расстояние 88км, он двигался со скоростью 22 км/ч. Сколько времени был в пути катер?(4часа)
Поезд был в пути 8 часов. Скорость его движения была 45км/ч. Определите расстояние которое проехал поезд.(360 км)
Физминутка для глаз
(Учащиеся следят глазами за перемещением автомашин по слайду)
Работа в парах
Задание: Заполните пропуски в таблицах:
t(ч) | S (км) | |
70 | …. | 350 |
…. | 3 | 270 |
60 | 9 | ….. |
100 | 5 | ….. |
100 | ….. | 1200 |
…… | 9 | 720 |
50 | ….. | 350 |
…. | 4 | 320 |
Решение составной задачи на движение.
Из двух городов, расстояние между которыми равно 65 км, выехали одновременно в противоположных направлениях два автомобиля. Один из них шел со скоростью 80 км/ч, а другой – 120 км/ч. На каком расстоянии друг от друга будут автомобили через 3 часа после выезда?
— О чем говорится в задачи?
— В каких направлениях двигаются автомобили?
— Из одного ли места они начали свое движение?
( Показ слайда)
— Что мы может найти, зная скорости двух автомобилей?
— Зная общую скорость и время, как найти расстояние?
Решение задач разными способами. (Групповая работа).
Деление на группы
Распределение обязанностей
Составление постеров по решению задачи
— А можно ли решать задачи на движение разными способами? Попробуйте решить задачу разными способами.
Из двух деревень одновременно навстречу друг другу выехали трактор и повозка с сеном. Скорость трактора 8 км/ч, а скорость повозки 6 км/ч. Чему равно расстояние между деревнями, если встреча произошла через 2 часа после начала движения?
Решение проблемной ситуации.
Узнайте, нарушены ли правила водителем?
На участке дороги длиной 280км стоит знак ограничения скорости до 60 км/ч. Нарушил ли его водитель, если это расстояние он преодолел за 4 часа?
(Обсуждение в группе, обоснование ответа спикером группы. За правильное решение – дополнительный купон)
Уровень 1.(1 балл)
1. Две змеи поползли одновременно в противоположных направлениях. Когда одна змея проползла 14 м со скоростью 2 м/мин, расстояние между ними стало 35 м. С какой скоростью плыл другой карп?
Уровень 2.(2 балла)
1.Из деревни вышла группа туристов. Через час в противоположном направлении вышла вторая группа туристов со скоростью 5 км/ч. Через 4 ч после выхода второй группы расстояние между группами составило 40 км. Найти скорость первой группы.
Уровень 3.(3 балла)
1. Из поселка выехал грузовик со скоростью 56 км/ч. Через 3 ч из того же поселка в противоположном направлении выехал автобус со скоростью 84 км/ч. Через какое время после выхода автобуса расстояние между составит 868 км?
Итог урока.
-Что понравилось сегодня на деловой игре?
-Чему вы научились во время урока?
12.Рефлексия деятельности.
— Что – то удалось нам сегодня открыть на уроке? Расскажите.
(решали задач с одними и теми же данными, но в разных направлениях, сделали вывод, что ответы у них разные, выяснили, что можно решать задачи на движение разными способами)
— Имеют ли наши формулы при встречном и противоположном направлениях практическое значение?
— Какое задание показалось наиболее трудным? А какое наиболее интересным?
— Кому хотелось бы, чтобы продолжался наш урок и открывались новые знания?
Ваше домашнее задание: придумать задачу на движение, записать её на альбомном листочке и построить к ней схему. Решать её будет кто-то из ваших одноклассников на следующем уроке математики.