Тема урока: Сочетательное свойство умножения.
Цель урока: учить упрощать выражение, содержащее только действия умножения.
Задачи
Познакомить с сочетательным свойством умножения.
Формировать представление о возможности использования изученного свойства для рационализации вычислений.
Развивать представления в возможности решения «жизненных» задач средствами предмета «математика».
Развивать интеллектуальные и коммуникативные общеучебные умения.
Развивать организационные общеучебные умения, в том числе умения самостоятельно оценивать результат своих действий, контролировать самого себя, находить и исправлять собственные ошибки.
Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование: карточки с заданием, наглядный материал (таблицы), презентация.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
Прозвенел и смолк звонок.
Начинается урок.
Все зa парты тихо сели,
На меня все посмотрели.
II. Актуализация опорных знаний.
Концентрация внимания и психологический настрой на урок. Игра «Найди 10 отличий» (Слайд 1)
— Сейчас попробуем позитивно настроиться на урок и привести в норму наше внимание.
2. Математическая разминка. Игра «Найди лишнее» (Слайд 2)
455 864 45 947 320 134 (классификация на группы: «лишнее» 45 – двузначное, 320 – в записи числа нет цифры 4).
— Назовите число, в котором 8с.6д.4ед.
— В каком числе количество десятков равно количеству единиц?
— Какое число при счете следует за числом 947?
— Какое число предшествует числу 320?
— Назовите в данном ряду чисел наименьшее число, наибольшее число.
— Используя данные числа, составьте математическое выражение, при решении которого можно применить сочетательное свойство сложения.
(455 + 320+45.…)
– Какую возможность даёт сочетательное свойство?
Сочетательное свойство даёт возможность записывать выражения, содержащие только сложение, без скобок. При этом вычисления можно выполнять в любом порядке.
— Как вы думаете, для чего мы повторили сочетательное свойство сложения? (Оно поможет нам при изучении нового материала)
III. Введение в тему урока.
Решите данные математические выражения: (Слайд 3)
223+ 490 + 77
81 + 355+ 19 +45
(3 х 6) х 3
– Вызывает ли это выражение затруднение? Почему?(Мы не умеем умножать двузначное число на однозначное)
IV. Изучение нового материала.
— Значит, какова цель нашего урока? ( Найти способ решения данного математического выражения)
— Назовите компоненты умножения. (Множитель, множитель, произведение чисел)
— Давайте попробуем найти способ решения данного выражения.
(3 х 6) х 3 = 3 х 3 х 6 = 9 х 6 = 54
— Как мы действовали? (Множители переставляли (сочетали) так, чтобы удобно и быстро было умножать.)
— Давайте сделаем вывод
Чтобы произведение двух чисел умножить на третье число, можно первое число умножить на произведение второго и третьего.
— Где мы можем проверить правильность нашего утверждения? (Открыть учебник и посмотреть правило)
с.89 учебника
V. Физкультминутка (Слайд 4)
VI.Первичное закрепление.
Работа по учебнику с. 90, № 3
а) коллективная работа
(8 • 2) • 2 (6 • 2) • 3 (19 • 1) • 0
(7 • 3) • 3 (9 • 2) • 4 (12 • 9) • 0
б) Самостоятельная работа (Слайд 5)
(8 • 2) • 4 = 2 • 4 • 8 = 8 • 8 = 64
(5 • 3) • 3 = 3 • 3 • 5 = 9 • 5 = 45
(4 • 5) • 2 = 4 • 2 • 5 = 8 • 5 = 40
VII. Вхождение в систему знаний.
1) Работа по учебнику. Решение задачи № 4, с.90 . (Слайд 6)
— Прочитайте текст. Докажите, что это задача. (Есть условие, вопрос)
– Выделите условие, вопрос.
– Назовите числовые данные. (Три, 6, трёхлитровые)
– Что они обозначают? (Три ящика, 6 банок, в каждой банке по 3 литра сока)
– Какая это задача по структуре? (Составная задача, т. к. нельзя сразу ответить на вопрос задачи или для решения требуется составление выражения)
– Решите задачу без краткой записи составлением выражения. Для этого используйте следующую карточку:
Карточка-помощница
• ( • )
– В тетради решение задачи можно оформить следующим образом: (3 • 6) • 3
– Можем ли мы решить задачу в таком порядке?
Решение.
(3 • 6) • 3 = (3 • 3) • 6 = 9 • 6 = 54 (л).
3 • (3 • 6) = (3 • 3) • 6 = 9 • 6 = 54 (л )
Ответ: 54 литра сока во всех ящиках.
VIII.Рефлексия
— Зачем нужно знать свойства умножения?
Чтобы быстро считать
Выбирать рациональный способ счета
Решать задачи
– Кто считает, что понял смысл сочетательного свойства умножения? Кто доволен своей работой на уроке? Почему?
– Кто знает, над чем ему еще надо поработать?
– Ребята, если вам урок понравился, если вы довольны своей работой, то поставьте руки на локти и покажите мне ладошки. А если вы были чем-то расстроены, то покажите мне обратную сторону ладошки.
IX. Информация о домашнем задании (Слайд 7)
– Какое домашнее задание вы бы хотели получить?
1.Выучить правило с. 89
2. Придумать и записать выражение на новую тему с решением.
(Слайд 8)
Оценки за урок.