Тема урока: Умножение и деление степеней
(урок введения новых знаний)
Задача урока:
Через различные виды деятельности вывести и сформулировать свойства умножения и деления степеней с натуральным показателем и научиться их применять при выполнении упражнений.
Цели:
Вывести и сформулировать основные свойства степени с натуральным показателем, диагностика усвоения знаний и умений в применение знаний на практике;
Совершенствование вычислительных навыков;
Формирование способности к самооценке выполненной деятельности;
Развитие индивидуальных способностей учащихся
Развитие памяти, внимания, познавательной активности и сообразительности;
Воспитание чувства ответственности за качество и результат выполняемой работы, умение работать в парах.
Ход урока
1. Организационный момент
Доброе утро. Садитесь.
Как у вас дела? Давайте настроимся на работу. Повернитесь друг к другу и улыбнитесь, улыбнитесь мне, а я улыбнусь вам. Если день начинается с улыбки, то можно надеяться, что он пройдет удачно.
А я желаю вам плодотворной и успешной работы на протяжении всего урока.
2. Актуализация знаний
Найдите закономерность и продолжите ряд, добавив по 2 числа.
2, 4, 8, 16,… (32, 64, … степень числа 2)
3, 9, 27, … (81, 243, … степень числа 3).
Чтобы знанья были впрок, надо повторить урок.
— С какой темой мы начали работу на предыдущих уроках (Степень с натуральным показателем).
— Пришло время проверить ваше домашнее задание. Откройте тетради с домашней работой и выполните самопроверку. (Сравнить с эталоном на слайде). Поставьте себе оценку в тетрадь и лист самооценки.
— Без знания теории вы не сможете решать практические задания. Давайте вспомним теоретический материал, для этого вставьте недостающие слова в предложенные высказывания так, чтобы они стали верными.
Степенью числа а с натуральным показателем n большим 1 называется произведение n множителей каждый из которых равен а.
Степенью числа а с показателем 1 называется само число а.
При возведении в степень положительного числа получается положительное число
При возведении в степень нуля получается нуль
Степень отрицательного числа с четным показателем — положительное число
Степень отрицательного числа с нечетным показателем — отрицательное число
Квадрат любого числа есть число положительное или нуль.
Великий Гёте сказал: «Просто знать – мало, знания нужно уметь использовать». Поэтому я предлагаю вам, используя полученные знания выполнить несколько заданий.
1. Вам необходимо объяснить в чем заключена ошибка и дать правильный ответ.
— 2 4 = 16 (- 16)
(- 1) 7 = — 7 (- 1)
(- 2) 3 = 8 (- 8)
(- 3) 2 = — 9 ( 9)
2 ∙ 3 2 = 36 (18)
2. Вычислить
3 3 = 27
(-1) 6 = 1
0,7 2 = 0,49
0 100 = 0
( — 5) 3 = — 125
х 5 ∙ х 8
х 8 : х 5
3. Постановка учебной задачи:
— Какие действия нам необходимо научиться выполнять со степенью, чтобы решить предложенные примеры (умножение и деление степеней)
— Сформулируем тему урока. (Умножение и деление степеней)
— Попробуйте сформулировать свою цель на урок и запишите ее в лист самооценки.
— Какие вы цели определили себе на данный урок. (ответы учеников)
Я: Главная задача урока: Через различные виды деятельности вывести и сформулировать свойства умножения и деления степеней с натуральным показателем и научиться их применять при выполнении упражнений.
Оцените свою устную работу и поставьте отметку в лист самооценки.
4. Открытие нового знания:
Вернемся к нашему выражению: х5 ∙ х8 = (распишем, используя определение степени) = х ∙ х ∙ х ∙ х ∙ х ∙ х ∙ х ∙ х ∙ х ∙ х ∙ х ∙ х ∙ х = (свернем, используя определение степени) = х13
— Что можно заметить, сравнивая начало и конец в нашей записи. (основание осталось, показатели складываются).
— Давайте попробуем сформулировать правило (при умножении степеней основание остается прежним, а показатели складываются)
— Откройте стр.100 и прочитайте правило умножения степеней.
— Как это правило можно записать в виде формулы: ( a n ∙ a m = a n + m)
— Предлагаю перенести теорию на практику и выполнить задания, говорим только ответ:
х 5 ∙ х 8
а 6 ∙ а 3
у 4 ∙ у 9
b 8 ∙ b 15
х 9 ∙ х
у ∙ у 12
— Мы движемся дальше. Рассмотрим следующий пример: х 8 : х 5. Чем можно заменить действие деление? (дробной чертой).
= (распишем, используя определение степени) = = (сократим дробь) = = (свернем, используя определение степени) = х 5
— Что можно заметить, сравнивая начало и конец в нашей записи. (основание осталось, показатели вычитаются).
— Давайте попробуем сформулировать правило (при делении степеней основание остается прежним, а показатели вычитаются)
— Откройте стр.100 и прочитайте правило деления степеней.
— Как это правило можно записать в виде формулы: ( a n : a m = a n — m).
— Предлагаю перенести теорию на практику и выполнить задания, говорим только ответ:
х 5 : х 3
а 21 : а
у 10 : у 7
b 19 : b 18
с 12 : с 3
у 20 : у 10
— Вычислить 6 2 + 7 .
— А, как вы думаете, чему равно 7 0 . Как можно вычислить, используя изученные свойства? Какое лучше для этого использовать свойство (деление степеней).
— Как нам получит 0 (вычесть два одинаковых числа)
7 = 7 3 — 3 = 7 3 : 7 3 = = (сократим дробь) = 1
— Сделаем вывод ( число в нулевой степени равно 1).
— А что можно сказать о 0 ?
— 00 — одна из математических неопределенностей, что означает отсутствие информации о данном числе. Поэтому все числа кроме 0 в нулевой степени, равны 1.
Оцените свою активность при выполнении работы по овладению новыми знаниями и поставьте отметку в лист самооценки.
Физпауза
5. Первичное закрепление:
1. Выберите наибольшее число из предложенных: 10 102 35 402 89 65 408 235.
№ 408 из учебника ( по 1 человеку по два примера)
2. Найти моду числового ряда: 415 216 451 408 792 415 605 23 415.
№ 415 из учебника ( по 1 человеку по два примера)
6. Первичная проверка усвоение материала:
Как мы можем проверить усвоен ли материал?
(самостоятельная работа с самопроверкой в классе)
Зарядка для глаз.
На уроках информатики мы с вами познакомились с тем, что больше всего информации человек воспринимает глазами (90%). Если ваши глаза устают, то снижается ваше внимание и активность. Давайте перед следующими заданиями дадим глазам отдохнуть. (Нарисуйте глазами сегодняшнее число, затем месяц и оценку, которую вы хотите получить сегодня.
Выполнение теста
2 вариант
|
— Обменяйтесь тетрадями и выполните взаимопроверку. Поставьте оценку, используя критерии
«5» — без ошибок
«4» — 1 ошибка
«3» — 2 ошибки
Перенесите оценку в лист самооценки.
Во время выполнения теста несколько человек работают по индивидуальным карточкам. После выполнения работы у них получаются фамилии двух ученых: Рене Декарт и Аль-Каши.
с5 ∙ с3 | 6. | с12 : с10 | |
2. | с8 : с6 | 7. | с12 ∙ с |
3. | с12 : с3 | 8. | с5 : с ∙ с2 |
4. | с ∙ с | 9. | с16 : с8 |
5. | с4 ∙ с5 : с2 | 10. | с9: с 6 |
Е | Н | И | Д | |
С 8 | С 2 | С 9 | С 4 | С 7 |
К | О | А | Р | Т |
С 13 | С | С 6 | С 8 | С 3 |
Индивидуальная карточка № 2
а4 ∙ а2 | 6. | а8 : а2 | |||
2. | а9 : а2 | 7. | а9 ∙ а1 | ||
3. | а2 ∙ а3 | 8. | а2 ∙ а2 | ||
4. | а4 : а3 |
| |||
5. | а9 : а6 |
Е | Ш | И | Л | |
а5 | а 2 | а10 | а 4 | а 7 |
К | — | А | Р | К |
а 13 | а | а 6 | а 8 | а 3 |
Сообщение ученицы справки из истории о данных ученых
Французский учёный Рене Декарт в 16 веке ввел современную запись степеней. А самарский учёный Аль – Каши в 15 веке ввел нулевой показатель степени.
7. Включение знаний в систему:
Используя правила умножения и деления степеней, будем нахождению значение выражений и решать уравнения.
1. Решите уравнения
х : 2 4 = 2 3
х ∙ 3 5 = 3 8
6 5 ∙ х = 6 7
4 9 : х = 4 2
2. Найдите медиану ряда: 405 410 413 418 420 450 890.
№ 418 ( 1 ученик у доски).
8.Домашнее задание.
— Пришло время для нового домашнего задания. (Задание дается по выбору.)
1. Всем: п. 19, № 404, 416.
2. Желающим задача на карточке:
Алеше подарили микрокалькулятор. Возводя числа 2 и 5 в одинаковые степени, он обнаружил, что 25 = 32 и 55 = 3125 начинаются с одной и той же цифры 3. Могут ли одинаковые степени чисел 2 и 5 начинаться на другую, но одну и ту же для обоих чисел цифру?
9. Итог урока.
Вот и закончился урок
Нам надо подвести итог
Если степени умножить
Вместе с вами захотим
Показатели мы сложим
Основанье сохраним
При делении степеней
Будь внимательней, умней
Основание оставляем
Показатели вычитаем
— Каким сегодня был для нас урок (закрепление или открытие) и почему?
— Вернемся к листу самооценки. В начале нашего урока вы поставили свою цель, ответьте себе на вопрос: Достиг ли я своей цели? Сделайте соответствующую отметку.
— Кто достиг своей цели, поднимите руки.
— А теперь поставьте себе оценку за урок ( найдите среднее арифметическое своих оценок).
— Кто получил «5»?
— Кто получил «4»?
— Ответьте на вопросы в листе самооценки. (спросить двух учеников)
— Вы сегодня хорошо работали, помогали друг другу и справились со всеми заданиями. Благодарю всех за активную работу.
— Предлагаю оценить свою степень удовлетворенности работой на уроке. Попытаться вспомнить наш урок, и мысленно ответить на вопросы:
— Все ли на уроке было понятно?
— Как я себя чувствовал на уроке и доволен ли собой?
— Перед вами лежат три лепестка зелёный, жёлтый, красный. Прикрепите на доску один из них.
— Зелёный обозначает: “Я удовлетворён уроком, я хорошо работал на уроке, понимал всё и получил заслуженную оценку”.
— Жёлтый обозначает: “ Урок был интересен, я принимал в нём участие, но что-то осталось еще не понятным”.
— Красный обозначает: “ Пользы от урока я получил мало, многое не понял”.
— Молодцы. И цветочек вам улыбнулся.
— Посмотрите, какой замечательный цветочек у нас получился. А это значит, что у вас настроение было отличным, а наш урок полезным.
Я вам говорю большое спасибо. Урок окончен. До свидания.
Лист самооценки
Д/З | Устная работа | Работа по овладению новыми знаниями | Первичный контроль | Оценка учителя | Я достиг своей цели (что я могу) | Отметка за урок | |
|
|
|
|
|
|
|
|
Рефлексия:
1. Что я узнал нового? ____________________________________________________
2. Что научился делать? ___________________________________________________
3. Что у меня получается лучше всего? ________________________________________
4. Чем я могу помочь своему другу? __________________________________________