Математика
Тема: Взаимно обратные задачи
Цель: Сформировать представление о взаимно обратных задачах, умение их распознавать и составлять задачи обратные данной.
Задачи: 1) Закрепить понятия: задача, части задачи (условие, вопрос, решение, ответ)
2) Развивать логическое мышление, внимание, тренировать мыслительную деятельность
3) Способствовать воспитанию наблюдательности, коммуникативных навыков, умения работать в группах.
Оборудование: таблицы, граф-схемы, карточки, оценочные листы
Ход урока
I Организационный момент
— Улыбнитесь друг другу, пожелайте друг другу удачи и успехов.
— Сегодня на уроке вас ждут:
«Тут примеры и задачи
И граф-схемы, всё для вас.
Пожелаю всем удачи –
За работу, в добрый час!»
II Устный счёт
1) Какой день недели сегодня? Какой день недели был вчера? Какой будет завтра?
— Пусть сегодня суббота. То какой день недели был вчера? Какой будет завтра?
2) Работа по таблице
0 7 | |
2 1 | 6 |
— Какие числа расположены в левой верхней клетке, нижней правой клетке?
— Где находятся числа 2 и 1?
— Какие числа расположены в правом столбце? В левом столбце?
— Какие числа расположены в верхней строке, нижней строке?
-Найдите сумму чисел, находящихся в левом столбце, в правом столбце?
-Найдите разность этих чисел.
3) Найдите неизвестное число
□ – 3+6=7
4 + □ – 3 +2=5
4) Найдите периметр данных фигур: 3 см
4 см
1 см 3 см
5) Составьте задачи к графсхемам
7 (-) 3
(=)
□
□ (-) 3
(=)
4
III Введение в тему
Как вы думает, чем мы сегодня будем заниматься на уроке?
Критерии успеха:
Что узнаете?
Что сможете?
Чему научитесь
Что такое задача?
Из каких частей состоит?
Какие типы задач вы уже знаете?
Решение задач у доски:
Саша решил 4 примера, а Арман 5 примеров. Сколько всего примеров решили ребята вместе?
Саша – 4 пр.
? пр.
Арман – 5 пр.
4+5=9 (пр.)
Ответ: ребята решили 9 примеров.
— Назовите тип данной задачи (задача на нахождение суммы).
— Составьте обратную задачу, в которой мы будем искать количество примеров, решенных Сашей?
Саша – ? пр.
9 пр.
Арман – 5 при.
9-5 = 4 (пр.)
Ответ: Саша решил 4 примера.
-Назовите тип данной задачи (задача на нахождение неизвестного слагаемого).
— Составьте устно задачу, в которой будет неизвестно количество примеров, решенных Арманом.
Саша – 4 пр.
9 пр.
Арман – ? пр.
IV Исследовательская работа
Работа в группах
— Составьте задачи по граф-схемам, чтобы в них говорилось о яблоках и вазах.
I ряд
7 (+) 3
(=)
?
II ряд
□ (+) 3
(=)
10
III ряд
7 (+) ?
(=)
10
— Что общего в этих задачах? ( В них говорится о яблоках и вазах и используется одна и та же тройка чисел)
-Чем отличаются? (вопросами)
— Какая из них прямая, а какие обратные?
Оказывается, каждая из задач может быть прямой и обратной.
Прямая – это исходная, первоначальная задача.
Вывод: эти задачи являются взаимно обратными.
V Самостоятельная работа
— Скажите, а примеры бывают обратными?
— Я вам предлагаю составить четвёрки примеров, используя тройку чисел – 40, 10, 50
40+10=50 50-10=40
10+40=50 50-40=10
VI Итог
Что я узнал?
Что я смог?
Чему я научился?
Оцените свою работу в оценочных листах
— Нарисуйте себя на ступеньке, на которой вы себя ощущали во время нашего урока.