МКОУ «Волчихинская средняя школа №2»
Тема: «Задачи на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц (с одним множеством предметов)».
Выполнила: Лакотина Любовь Владимировна,
учитель начальных классов
с. Волчиха
Цели урока:
1. создать условия для формирования умения решать задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц; для умения выбирать нужное арифметическое действие для решения задач; записывать решение в виде равенства;
2. создать условия для развития внимания, мышления, коммуникативных навыков
3. создать условия для воспитания взаимопонимания, взаимоуважения, взаимопомощи
Оборудование:
предметные картинки: теремок, зайчик, мышка, лягушка, медведь, лисичка;
наглядный материал: две тарелки, две корзинки
раздаточный материал: сигнальные карточки, индивидуальные наборные полотна, флажки, ключи (из картона)
Ход урока:
I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
Стоит в поле теремок
Он не низок, не высок.
-Из какой сказки эти строки?
А то поле не простое,
А математическое.
Сегодня на уроке мы отправимся в русскую народную сказку «Теремок»
II. УСТНЫЙ СЧЁТ
1. Чтобы добраться до теремка мы должны пройти поле, а для этого надо решить
«Круговые примеры».
Вот мы приблизились к теремку.
2. А теремок-то расписной.
Рассмотрите, какие геометрические фигуры видите на нём?
Назовите.
-Посчитайте, сколько квадратов, кругов и треугольников?
-Чего больше? Чего меньше?
3. Чтобы пришли герои сказки, надо выполнить 3 задания, так как 3- это сказочная цифра, действия повторяются 3 раза, выполняется 3 желания, отгадывают 3 загадки.
-Послушайте 3 весёлые задачи и ответьте на них с помощью ромашки.
а) 5 синиц на ветку сели
К ним 2 галки прилетели
Сосчитайте быстро, детки,
Сколько птиц сидят на ветке?
б) 6 весёлых медвежат
За малиной в лес спешат.
Но 1 малыш устал,
От товарищей отстал.
А теперь ответ найди,
Сколько мишек впереди?
в) Мышки в норке не шумели.
В лапки к кошке не хотели.
3 тихонько грызли корку
2 затеяли уборку.
Сколько мышек? Сосчитай!
И ответ скорее дай.
III. ПОСТАНОВКА УЧЕБНОЙ ЗАДАЧИ
— Что вы сейчас решали?
— Для чего мы учимся решать задачи?
— Подумайте, чему будете учиться сегодня на уроке?
Да, сегодня будете учиться решать новые задачи, помогая героям сказки «Теремок».
Итак, вспомним героев сказки(дети называют героев сказки).
IV. РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ
1. А вот и мышка-норушка. Она сможет войти в теремок, если вы расскажете всё, что знаете о задаче
2. Вслед за мышкой – лягушка-квакушка.
Мышка ей говорит: «Составь задачу по рисунку, реши её, тогда впущу».
Помогите ребята!
— О чём говорится?
— Что известно?
— Что значит столько же?
— Что в задаче неизвестно?
— Каким действием будете решать?
— Решите самостоятельно.
— Покажите ответ на ромашке.
3. Физминутка: На болоте 2 подружки,
2 зелёные лягушки
Утром рано умывались,
Полотенцем растирались.
Ножками топали, ручками хлопали.
Вправо, влево наклонялись
И обратно возвращались.
Вот здоровья в чём секрет!
Всем друзьям физкультпривет!
4. А вот и ещё один гость – зайчик-попрыгайчик.
Просится он в теремок, а жильцы дают ему задание: «Реши задачу: у Люси было 4 тетради. Стало на 2 больше. Сколько тетрадей стало у Люси?».
а) чтение задачи
б) — О чём говорится?
— Что известно?
— Что неизвестно?
— Что говорится о том, сколько тетрадей стало?
— Что значит стало на 2 больше?
в) на наборном полотне, повторяя вопросы, выставляем схему
г) если тетрадей стало на 2 больше, то каким действием будем решать задачу?
— Выложите решение на полотне.
— Назовите ответ.
5. Вдруг в двери постучала лисичка-сестричка
Хозяева и ей дали задание: «У Лиды было 5 карандашей. Стало на 2 меньше. Сколько карандашей стало у Лиды?»
— Что известно?
— Обозначьте в тетради схемой.
— Что надо узнать?
— Что сказано о том, сколько карандашей стало?
— Что значит: стало на 2 меньше?
— Как это обозначить на схеме?
— Каким действием будете решать?
— Запишите решение в тетради самостоятельно.
— Проверьте решение.
— Назовите ответ.
6. А вот вразвалочку идёт медведь и давай реветь: «Пустите меня в теремок».
— Ты сломаешь его. Вот если решишь 2 задачи, тогда входи.
Для 1-ого варианта: На тарелке было 4 помидора. Стало на 1 больше. Сколько стало помидоров?
Для 2-ого варианта: На тарелке было 7 вишен. Стало на 1 меньше. Сколько стало вишен?
а) Чтение задачи
б) Что значит: стало на 1 больше?
стало на 1 меньше?
в) Запишите решение самостоятельно
г) Проверка по образцу(наглядный материал – тарелки)
V. ИТОГ УРОКА
1. Итак, все герои сказки живут в теремке дружной семьёй.
Я вам желаю, чтоб вы тоже жили в классе дружно, никогда не ссорились, помогали друг другу.
2. У героев – новоселье. Давайте, ребята, украсим их теремок флажками. Но флажки должны отразить ваше впечатление об уроке, ваше настроение, довольны ли вы своей работой. Если да, то украсьте красными флажками. Если что-то не понравилось, было очень трудно, то синими флажками.
— Чему научились на уроке?
— Что значит: стало на __ больше?
стало на __ меньше?
— О чём расскажете родителям?
3. Ребята, герои сказки вам очень благодарны за помощь, и дарят каждому из вас ключ от теремка. Тем самым, они хотят вам сказать, что вы всегда желанные гости в теремке.