Кныш Татьяна Васильевна, учитель младших классов высшей категории, Общеобразовательная школа І – ІІІ ступеней № 50 города Макеевки, Донецкая область.
Урок математики: Закрепление знаний таблицы умножения на 5. Решение задач и уравнений.
Анотация
Урок по математики на закрепление знаний таблицы умножения на 5 . Урок организован с целью использования информационно-коммуникативных технологий, а также работа в группах. Некоторые задания направлены на развитие математических способностей, логического мышления, вычислительных навыков.
Тема. Закрепление знаний таблицы умножения на 5. Решение задач и уравнений.
Цель: закрепить знания таблицы умножения на 2, 3, 4, 5; умение решать уравнения, составные задачи, знания о порядке действий, развивать умение творчески применять свои знания.
Ход урока
Учитель: Улыбнулись …
Дети: друг другу.
Учитель: Сидим…
Дети: правильно.
Учитель: Пишем…
Дети: каллиграфически.
Учитель: Отвечаем …
Дети: четко.
«Мозговой штурм»
Учитель задает вопросы, а дети отвечают с места:
Как называются числа при сложении?
Как найти неизвестное слагаемое?
Как называются числа при вычитании?
Как найти неизвестное вычитаемое?
Как называются числа при умножении?
Как найти неизвестный множитель?
Как называются числа при делении?
Как найти неизвестное делимое?
Какрешаются выражение со скобками?
Как найти ½ от числа?
Сколько см в 1 дм, а в 1 м?
Упражнение «Микрофон»
Учитель читает задачу, а дети отвечают, начиная свое высказывание со слов «Я считаю,..»
Из-под ворот видно 8 собачьих лап. Сколько собак за воротами?
Бабушка связала внукам на зиму шарфы и варежки. 3 шарфа и 6 варежек.
Сколько внуков у бабушки?
4 человека играли в шахматы 4 часа. Сколько часов играл каждый
человек?
Работа в тетради. Минутка чистописания.
Записать, расставив математические действия так, чтобы равенство стало
верным:
3 (5) 4 (3) 2 (2) 1 = 32
Как считали? Какие действия использовали?
Посчитать цепочку:
18:3 . . . *4. . . : 3 . . . *2. . . – 8 . . . *4. . . – 20 . . . :4 . . . *7 . . . +6 . . . – 12 =
(вместо трех точек – ответ предыдущего действия)
Физкультминутка
Не совсем обычная, а математическая:
Присесть 2*1 раз;
Подпрыгнуть 4*0 раз и +2;
Наклониться вперед 5:5 раз;
Хлопнуть в ладоши 3*1 раз.
Сообщение темы урока.
Учитель: Тема и цель нашего урока – это закрепить ваши знания таблицы умножения и деления до 5, повторим правила решения уравнений, составных задач, а также повторим правила о прядке действий.
Закрепление и осмысление материала. Обобщение и
систематизация знаний.
Работа с тренировочными листами «Случаи умножения на 5».
Работа с учебником и комментированием у доски.
(Объяснить и придумать подобные примеры, записать, № 140)
5*6 + 40 : 5 = 38
4 * 9 – 45 : 5 = 25
30 : 5 + 3 *0 = 6
Самостоятельная работа.
(На партах лежат карточки с разными уровнями заданий)
Решение уравнений
Устно, на доске. (Дети называют только корни уравнений)
Х*2 = 8 7 * Х = 21
6*Х = 18 8*Х = 32
9 *Х = 27 5*Х = 25
14 : Х = 2 40 : Х = 5
10 * Х = 20 15 : Х = 3
8 * Х = 16 14 : Х = 7
У доски с объяснением:
I ряд – Х * 3 = 36 – 18
II ряд – 15 : Х = 9 : 3
III ряд – 8 * Х = 6 * 4
Решение задач
Задача № 144 – читаем:
«Парт изготовили 16, а столов в 4 раза меньше, чем парт. Сколько всего изготовили парт и столов?»
О чем говориться в задаче?
Сколько парт изготовили?
А сколько изготовили столов мы знаем?
А что нам сказано?
Записать краткое условие на доске.
Составить выражение по решению: (16 : 4) + 16 = 20 парт и столов.
Задача № 145 – читаем
« Всего было 32 кг яблок и слив. Яблок – 3 ящика по 4 кг, а остальное сливы. Сколько кг слив?»
О чем говорится в задаче?
Решить по действиям. (Письменно с комментированием)
Работа в группах.
Решение задачи
Для школы купили 8 телевизоров, а магнитофонов в 2 раза меньше. Сколько всего телевизоров и магнитофонов купили для школы?
(На доске – краткое условие задачи)
Группы получают задание:
Решить задачу по действиям.
Составить схему решения.
Решить, составив выражение.
Выбрать нужную схему решения.
Решить задачу по схеме.
Итог урока.
Чему учились на уроке?
При решении каких примеров вы испытывали трудности?
Выполнить домашнее задание.
Список использованной литературы:
Бакан Н. В., Шост Н. Б. Уроки математики. 4 клас: Посібник для вчителя. – Тернопіль:Навчальна книга – Богдан, 2005.
Бобровська С., Доценко Ю. Збірник задач і завдань з математики. 4 клас. – Х. : ВД «ШКОЛА», 2013.
Гайштут О. Захоплююча математика:Подорож по шахівниці. – К.:Учитель, 1996.
Сухарева Л. С. Предметні тижні з математики в початковій школі. – Х.: «Ранок», 2010.
Федорченко Т. А. Математика 3 клас (Серія «Початкова школа. Мій конспект). – Х.: Вид. група «Основа», 2010.