Тамбовское областное государственное автономное образовательное учреждение – общеобразовательная школа – интернат
«Мичуринский лицей»
Конспект урока по алгебре и началам анализа
в 11 классе
«Применение свойства монотонности функций при решении уравнений и неравенств»
подготовила
учитель математики
Кузнецова Оксана Евгеньевна
Г. Мичуринск
2013год.
Тема. « Применение свойства монотонности функций при решении уравнений и неравенств».
Место урока. Урок по алгебре и началам анализа, 11 класс.
Тип урока. Комбинированный урок.
Применяемые технологии. Личностно-ориентированная.
Цели. Повторение, обобщение и закрепление ранее изученного по теме, введение новой информации;
воспитание самостоятельности в выборе индивидуальной образовательной траектории.
Оборудование. Компьютер, слайдовый проектор, слайдовые презентации PowerPoint, карточки с тестами.
Структура урока.
0. Вступление.
Устная работа.
Объявление темы урока и постановка целей урока.
Поиск ошибок в готовых решениях и обоснование решения графическим способом.
Формулировки соответствующих теорем.
Решение уравнений с использованием этих теорем.
Поиск ошибок в готовых решениях и обоснование решения функциональным способом.
Формулировки соответствующих теорем.
Решение уравнений с использованием этих теорем.
Тест на установление соответствия между уравнением и его количеством корней.
Поиск ошибок в готовых решениях и обоснование решения функциональным способом.
Формулировка соответствующих теорем.
Решение неравенств на применение соответствующих теорем.
Тест на установление соответствия между неравенством и равносильной системой.
Самоопределение каждого обучающегося в дальнейшей деятельности на уроке.
( решение контрольного теста по теме урока или изучение нового материала» Метод замены множителей при решении неравенств»
Постановка домашнего задания.
Рефлексия.
Ход урока.
Ребята! Цель большинства уроков второго полугодия 11 класса- это обобщающее повторение. Девиз нашего урока:
«Никогда не считай, что ты знаешь всё, что тебе уже больше нечему учиться».
Н.Д. Зелинский» ( сл1.)
Вспомним основные типы уравнений и неравенств (сл.2)
Нам известны следующие способы решения уравнений (сл.3)
Уточним, что функционально-графический метод решения задачи — это метод, предполагающий использование при решении свойств и графиков функций, присутствующих в задаче. (сл. 4)
Тема нашего урока: «Применение свойства монотонности функций при решении уравнений и неравенств».(сл.5)
Работаем устно. (сл.6-9)
Найдите ошибку при решении уравнений.
Ответ обоснуйте, используя графическую интерпретацию решения.(сл 10)
(Учащиеся выполняют работу в тетрадях, а затем совместно обсуждают по готовому чертежу) (сл.11)
Формулируются соответствующие теоремы. (сл.12-13)
На применение этих теорем учащиеся самостоятельно решают уравнение
с последующей совместной проверкой. (сл.14-15)
Найдите ошибку при решении уравнений.
Ответ обоснуйте, используя функциональную интерпретацию
решения.(сл.16)
(Учащиеся выполняют работу в тетрадях, а затем совместно обсуждают решение, образец оформления решения можно вывести на экран) (сл.17-18)
(Учащиеся делают выводы.(сл.19) и формулируют соответствующие теоремы (сл.20)
На применение этих теорем учащиеся самостоятельно решают уравнение (сл.21) с последующей совместной проверкой.( сл.22)
Установите соответствие между уравнением и количеством его корней. (сл.23-24).
Вспомним основные методы решения неравенств. (сл.25)
Найдите ошибку при решении неравенств.(сл.26)
(учащиеся могут работать в тетрадях или устно, можно также показать примерное оформление решения.)( сл.27-28)
Формулируются соответствующие теоремы.(сл.29)
На применение теорем учащиеся самостоятельно решают неравенство.(сл.30)
( оформление решения можно показать на слайде (сл.31)
Выберите неравенство или систему неравенств, которые равносильны исходному. (сл 32-38)
А сейчас каждый из вас должен принять решение, какую работу выбрать.
Я предлагаю на оставшуюся часть урока тест, уровень которого соответствует части В.
ЕГЭ- это первый вариант выбора. Также можно будет узнать и попытаться освоить нестандартный метод решения неравенств высокого уровня сложности. Этот метод называется методом замены множителей и основан на применении свойства монотонности функций. И это второй вариант вашего выбора.
(Учащиеся разбиваются на группы )
Вариант теста и презентация « Метод замены множителей» приводятся
После вышеуказанной работы учащиеся сдают тесты на проверку, а изучающие новый метод решения обсуждают его преимущества и недостатки.
Список использованной литературы:
1.Шарыгин И.Ф. , Голубев В.И. Факультативный курс по математике, учебное пособие для учащихся 11 класса. М.: Просвещение, 1999.
2. Шарыгин И.Ф., Голубев В.И. Нестандартные задачи по математике. М.: Просвещение, 1999.
Интернет-ресурсы
2. https://festival.1september.ru/articles/subjects/1