Урок математики
по теме «Числа от 100 до 1000. Название и запись круглых сотен».
Тип урока: урок открытия нового знания.
Цель урока: формирование представлений о чтении и записи трёхзначных чисел.
Задачи урока:
Формировать умения считать “сотнями”, читать “круглые” сотни, записывать словами числа.
Способствовать развитию приёмов умственной деятельности: классификация, сравнение, анализ, обобщение.
Воспитывать толерантное отношение друг к другу, взаимное сотрудничество.
Формы работы: работа под руководством учителя, фронтальная, парная, групповая.
Оборудование: учебник В.Н. Рудницкая “Математика” 3 класс, таблица “круглых” сотен, рабочие тетради на печатной основе, смайлики.
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | |
1. Психологический настрой обучающихся | — Посмотрите друг на друга, на меня, улыбнитесь и скажите хором “Я внимателен на уроке. У меня всё получится”. — Что необходимо для успешной работы на уроке? — Откройте тетради и запишите число. |
Предложения детей. Дети записывают число в тетрадь. |
2. Актуализация знаний обучающихся. | 1) МАТЕМАТИЧЕСКАЯ РАЗМИНКА. — Записать в строчку только ответы. — От числа 52 отняли столько же единиц. Сколько получилось? — Сколько надо прибавить к числу 49, чтобы получилось 50? — На сколько увеличили 8, если в ответе получилось 10? — Сколько надо вычесть из 83, чтобы получилось 80? — Найди разность 11 и 7. — На сколько 12 больше 7? — Число 26 уменьшили на 2 десятка. — Найди второе слагаемое, если первое слагаемое 30, сумма 37. — Данное число меньше 16 на 8. — Если мы возьмём число 3 три раза, то получим задуманное число. — Возьмите карандаш, сверьте свои ответы с доской . Исправьте ошибки. — Как называются числа, которые вы записали? Почему они так называются? | Один обучающийся работает на скрытой доске – для проверки. Остальные записывают ответы в тетрадь.
Запись в тетради и на доске:0,1,2,3,4,5,6,7,8,9 Ответы детей (однозначные, т.к. в записи каждого числа использована одна цифра). |
3. Постановка учебной задачи. | — Запишите числа во второй ряд: — Число, в котором 5 дес.9 ед., 8 дес., 9 дес.9 ед. — Прочитайте эти числа и запишите “соседей” каждого числа. — Поработайте в паре. Вспомните правила такой работы.
— Прочитайте числовой ряд. Какое из названных чисел лишнее? Почему? Что значит “трёхзначное”? | Запись в тетради:59,80,99 58,60,79,80,98,100 Дети называют правила: — думаю самостоятельно; — делюсь своим мнением с соседом; — выслушиваю соседа; — приходим к общему мнению. Дети, поработав в паре, выбрали число 100. — Число 100 лишнее, т.к. оно трёхзначное, записано тремя цифрами. |
4. Новый материал. | — Кто сможет назвать тему урока? Как думаете, чему будем учиться на уроке? — Где в жизни мы встречаемся с трёхзначными числами? | Предложения детей. Высказывания детей. — № квартиры, № автобуса, страницы книги, надпись на денежной купюре. |
5.Составление плана достижения учебной задачи. | — Что вы хотели бы узнать о трёхзначных числах? Составление плана: — как образовалось трёхзначное число — как прочитать трёхзначное число — как записать трёхзначное число — как сравнивать трёхзначные числа — как складывать и вычитать трёхзначные числа — Обо всём этом мы обязательно узнаем, а сегодня научимся считать сотнями, читать “круглые” сотни, записывать словами числа, узнаем, как образовалось самое маленькое трёхзначное число (100) . | Высказывания детей: как прочитать число, как записать его, как складывать и вычитать трёхзначные числа. |
6. Физминутка под музыкальное сопровождение. | Здравствуй, солнце золотое! (круг руками над головой) | (Учитель и дети проговаривают слова,вып. упр-я) |
7. Реализация плана.
8. Первичное закрепление. | — Какое самое маленькое трёхзначное число? — Вспомните, как оно у вас получилось, когда в начале урока вы записывали соседей чисел? — Назовём хором это число: сотня. РАБОТА ПО УЧЕБНИКУ. 1) — Мы оказались с вами в магазине. Посмотрите на рисунок на стр.4 и ответьте на вопросы. — Сколько стоит каждый предмет? — Как образовалось это число, судя по рисунку? 2) Рассмотрим таблицу (№2 стр.5). Таблица также вынесена на доску. — Читаете название “круглых” сотен, смотрите как записывается число и называется. — 10 сотен называется словом тысяча и записывается так: 1000. 3) А теперь посчитаем сотнями по- цепочке. Учитель называет: — от 100 до 1000; — от 1000 до 100; — от 100 до 500; — от 300 до 800 — от 700 до 200; — от 600 до 900. 4) Прочитаем числа, записанные на доске: девочки – первый ряд, мальчики второй ряд. — 100,200,300,400,500,600,700,800,900,1000 — 800,300,500,200,700,400 5) Выполним задание №5 (с 5) Записать словами числа: 200,500,400,700,1000,900,600 9. Физминутка для глаз. | Дети отвечают: -Самое маленькое число 100. Получили его, когда к числу 99 + 1.
Дети называют цены предметов, считая сотнями. -За чайник отдали три сотни рублей. Это число 300. И т.д. Дети отвечают. -2 сотни – запись цифрами 200 – название “двести” и т.д. до 900
Дети считают сотнями по-цепочке, все вовлечены в работу, следят за счётом.
Дети читают числа.
Дети работают в тетрадях. Один обучающийся пишет на доске под контролем учителя. |
10. Повторение пройденного. | 1) Решение задачи №21 стр.9 Прочитайте задачу. Анализ задачи. — Что известно? Что нужно узнать? О чём эта задача? — Запишем условие. Составление плана решения. — Можем сразу ответить на главный вопрос задачи? Почему?- Можем узнать? — Теперь на главный вопрос можно ответить? — Верно. Решение задачи запишите самостоятельно. ПРОВЕРКА. 2) Работа по группам. Стр.8 №20. Повторение табличного умножения и деления. — Какая из 4 групп справится с заданием быстрее? — Передаем листочек по ряду, последний из группы выходит с листочком к доске. Проверка. 3) Работа в рабочей тетради на печатной основе. Стр.4-5 – сильные уч-ся; слабые дети получают задания на карточках. — Взаимопроверка. (проверка работы группы сильных учеников) | Читают задачу. Отвечают на вопросы учителя. Записывают условие в тетрадь. — Нет. Не знаем, сколько заплатили за 4 блокнота. — Да. 9*4 — Можем. Чтобы узнать, на сколько одно число меньше, чем другое, надо из большего вычесть меньшее число. Дети записывают решение в тетрадь самостоятельно. Записывают пример на листочек, решают, передают след. члену группы и последний выходит к доске. Проверка. Выявляется победитель. Сильные дети работают самостоятельно, слабые с помощью учителя. Дети меняются тетрадями, под руководством учителя идёт проверка работы в тетрадях на печатной основе.. |
11. Домашнее задание. | Творческое. Составить задачу про товары в магазине, используя “круглые” сотни. |
|
12. Итог урока.
13. Рефлексия. | — Что нового узнали на уроке? — Чему учились? — Испытывали ли в чём-то затруднение? — Оцените своё участие в уроке, используя условные обозначения: — Мне было очень интересно. — Мне было скучно. — Я затруднялся, работая в группе. | Дети отвечают на вопросы.
Показывают соответствующий смайлик, оценивая свою работу на уроке. |