Конспект урока по Математике «Численные методы интегрирования»

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

Пермский политехнический колледж имени Н.Г. Славянова







Учебное занятие

Численные методы интегрирования











Пермь 2015


Цели занятия:

образовательные:

  • способствовать развитию мыслительных операций: аналогия, систематизация, обобщение, наблюдение;

  • формировать умения применять математические знания в практических задачах;

  • способствовать поддержанию интереса к предметам математики;

  • формировать умения трудиться;

  • помочь осознать роль знаний в жизни и обучении;

  • стимулировать самостоятельность;

  • работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.


воспитательные:

  • научиться работать в микрогруппе;

  • научиться принимать чужую точку зрения и отстаивать свою;

  • научиться слушать своих товарищей;

  • научиться защищать решение задачи.


Задачи занятия:

  • познакомить с различными способами расчёта

  • выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество

  • осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач




Ход учебного занятия


  1. Организационный момент

Основная задача дифференциального исчисления заключается в следующем: дана функция , требуется найти ее производную. При этом если производная существует в каждой точке некоторого промежутка , то это также некоторая функция на такая, что . Однако часто приходится решать и обратную задачу. Для решения обратной задачи служит операция интегрирования.

Проект носит прикладной характер (практико-ориентированный).


  1. Объяснение нового материала

    1. Постановка целей и задач занятия

    2. Постановка проблемы

Как вычислить определенный интеграл от функций, первообразные которых выражаются через элементарные функции очень сложно, что требует большой вычислительной работы и с практической точки зрения не рационально? Как решать прикладные задачи, используя правила приближенного численного интегрирования, в которых необходимо находить интегралы не только от функций, заданных формулами, но и от функций, заданных табличным способом?

Итогом работы будет сравнение результатов вычисления определенных интегралов различными способами и оценка погрешности этих вычислений.

Гипотеза: предположим, что различными методами численного интегрирования можно вычислять определенные интегралы сравнительно легко и решать прикладные задачи с небольшой погрешностью .

    1. Организация деятельности


Предполагается, проводить работу 3-мя группами.


1-я группа – работает над формулой приближенного интегрирования — формулой прямоугольников

виды работ

  • Подобрать и изучить литературу по данной теме

  • Проконсультироваться с преподавателями по данным вопросам

  • Составить математическую модель прикладной задачи


2-я группа – работает над формулой приближенного интегрирования – формулой трапеций

виды работ

  • Подобрать и изучить литературу по данной теме

  • Проконсультироваться с преподавателями по данным вопросам

  • Составить математическую модель прикладной задачи


3-я группа – работает над формулой приближенного интегрирования – формулой параболических трапеций ( формула Симпсона)

виды работ

  • Подобрать и изучить литературу по данной теме

  • Проконсультироваться с преподавателями по данным вопросам

  • Составить математическую модель прикладной задачи

    1. Описание

Под непосредственным интегрированием понимают такой способ интегрирования, при котором данный интеграл путем тождественных преобразований подынтегральной функции и применения свойств неопределенного интеграла приводится к одному или нескольким табличным интегралам. Но вычислить интеграл непосредственным интегрированием удается далеко не всегда, а иногда это связано с большими трудностями. В этих случаях вычисление определенного интеграла по формуле Ньютона – Лейбница либо невозможно, либо затруднительно, поэтому прибегают к различным методам приближенного интегрирования.

Вычислить интеграл точно по формуле Ньютона – Лейбница с целью оценки погрешности при приближенном вычислении этого же интеграла.


Все три группы одновременно вычисляют интеграл :

Пример 1


= .


Блок 1


C:UsersПользовательDesktopds0102006.JPG

Разделим интервал интегрирования на равных частей (частичных интервалов) и заменим данную трапецию ступенчатой фигурой, состоящей из прямоугольников, опирающихся на частичные интервалы, причем высоты этих прямоугольников равны значениям функции в начальных или конечных точках частичных интервалов. Значение площади этой фигуры и будет давать приближенное значение искомого интеграла .

Если обозначить значения функции в точках деления через , то будем иметь следующую формулу — формулу прямоугольников :



или



Блок 2


Оставим разбиение интервала прежним, но заменим теперь каждую дугу линии , соответствующую частичному интервалу . хордой, соединяющей конечные точки этой дуги. Таким образом, заменяем данную криволинейную трапецию прямолинейными. Площадь каждой трапеции, построенной на частичном интервале, равна полусумме площадей , соответствующих этому интервалу прямоугольников. Суммируя все эти площади, получим формулу трапеций :




Блок 3


Разобьем интервал на равных частей , но предположим, что – четное число: . Заменим дугу линии , соответствующую интервалу , дугой параболы, ось которой параллельна оси ординат и которая проходит через следующие три точки дуги: начальную точку дуги , среднюю точку , конечную точку . Площадь данной трапеции приближенно равна сумме площадей получающихся параболических трапеций и выражается формулой :




1 группа


Решает пример 1 по формуле прямоугольников : при

Таблица расчетов :



1

2

3

4

5

.2

0.4

0.6

0.8

1

1

0,9615

0,8621

0,7353

0,6098

0,5



2 группа


Решает пример 1 по формуле трапеций : при

Таблица расчетов :



1

2

3

4

5

.2

0.4

0.6

0.8

1

1

0,9615

0,8621

0,7353

0,6098

0,5





3 группа


Решает пример 1 по формуле параболических трапеций : при

Таблица расчетов :




1

2

3

4


1



Занесем итоги расчета в таблицу и сравним:



значение интеграла

абсолютная погрешность

относительная погрешность

формула Н-Л

0,7854



фор-ла прям-ков

0,8337

6,1 %

фор-ла трапеций

0,7837

фор-ла Симпсона

0,7854


= 6,1 %



Вывод : гипотеза о том, что с помощью формул численного интегрирования можно вычислять определенные интегралы подтвердилась. Однако, при одном и том же значении формула Симпсона дает лучшее приближение.




Пример 2

Вычислить определенный интеграл по формуле Симпсона с точностью до 0,0001



1 группа вычисляет интеграл при


Вычислить шаг :


Расчетная таблица :

1

2

-0,8

-0,4

0,61172

0,57833

0,57735




2 группа вычисляет интеграл при


Вычислить шаг :


Расчетная таблица :


1

2

3

4

-0,8

-0,6

-0,4

-0,2

0,611724

0,584981

0,578338

0,577381

0,57735


Оценим погрешность :

=


3 группа

Вычислить шаг :


Расчетная таблица :


-0,8

0,611724

5

-0,3

0,577584

1

-0,7

0,594236

6

-0,2

0,577381

2

-0,6

0.584981

7

-0,1

0,577351

3

-0,5

0,589381

8

0,577350

4

-0,4

0,578338






Оценим погрешность :

=

Полученная оценка погрешности меньше, чем требуемая точность.

Формула Симпсона дает практически точное вычисление определенного интеграла.

Приведенные правила численного интегрирования помогают решать прикладные задачи.

Прикладная задача

Ширина реки равна 20м; промеры глубины в некотором поперечном ее сечении через каждые 2м дали следующую таблицу :


2

4

6

8

10

12

14

16

18

20

0.2

0,5

0,9

1,1

1,3

1,7

2,1

1,5

1,1

0,6

0,2


Расстояние (в метрах) от одного из берегов обозначено через , соответствующая глубина реки ( также в метрах) – через Требуется найти площадь поперечного сечения реки.



По формуле Симпсона находим :





  1. Представление результатов и их оценка

Самостоятельная работа студентов:

Вариант 1



Вариант 2


Вариант 3


Вариант 4


Вариант 5




Литература

  1. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении : Пособие для учителей и студентов пед.вузов, — М:АРКТИ, 2005г.

  2. Чечель И.Д Исследовательский проекты в практике обучения. «Практика административной работы в школе» , 6/2003 г.

  3. Богомолов Н.В. практические задания по математике. М.:Высшая школа 1990.

  4. Бермант А. Ф., Араманович И. Г. Краткий курс математического анализа для втузов. — М.: Наука, 1967.







Свежие документы:  Конспект урока по математике в 3 классе по теме «Решение уравнений»

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Математика: