Конспект урока по математике в 1 классе
УМК «Школа России»
Тема урока: Число 0.
Прогнозируемые результаты: первоклассники научатся использовать число 0 как количественную характеристику отсутствующих предметов; размещать число 0 в числовом ряду; проводить сравнение с нулём; отработают навык составления текста задачи по картинке, схемы и записи по тексту.
Учебные материалы: учебник, тетрадь №1 на печатной основе, рабочая тетрадь, набор предметных картинок, смайлики, карточки с числами и знаками, карточки с числовым лучом для работы в паре, электронное приложение к уроку.
Ход урока
1. Деятельность учителя. Деятельность учащихся.
Долгожданный дан звонок-
Ну-ка, проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте, всё ль в порядке:
Ручка, книжка и тетрадка?
-Тихо сели.
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
II. Психологический настрой.
— Здравствуйте, ребята
Наш урок мы начнём с психогимнастики «Искорка добра»
В одном ауле люди умели дарить друг другу добро.
А знаете как? Очень просто, когда они протягивали друг другу руки, их ладошки встречались, и между ними вспыхивала крошечная, теплая искорка, маленькое, маленькое солнышко.
Оно было такое маленькое, что не обжигало, а только согревало ладошки (Звучит музыка) давайте передадим друг другу искорку добра: протянем ладошки, посмотрим в глаза друг другу и тепло улыбнёмся. Какое у вас стало настроение?
2.Устная работа.
1) — На доске вы видите числа. Сравните их при помощи математических знаков.
5 8 4 2 7 7
9 6 3 3 8 9
— Молодцы. Как эти выражения можно назвать по-другому? (Числовые равенства и неравенства). Распределите их в два столбика.
— Продолжаем математическую разминку. Расселите в домики жильцов так, чтобы сумма чисел на каждом этаже равнялась числу на крыше.
Игра «Нарисуй недостающее».Обсудите в паре, каких фигур или значков не хватает в таблицах, и нарисуйте их.
3. «Открытие нового знания и формирование темы урока».
— Посмотрите на доску.
Что вы видите? ( Математические бусинки)
– А что произошло с нашими бусинками?
-Соберите бусинки по порядку.
— Что у вас получилось? ( Числовой ряд)
На ваших партах находится числовой луч, расставьте на нем недостающие числа. Поменяйтесь карточкой с товарищем по парте и проверь работу с эталоном на доске. Оцени работу товарища при помощи смайлика. Открываем рабочие тетради, в которых пишем минутку чистописания.
Папа Карло подарил Буратино азбуку. А Буратино продал её мальчику за 4 монеты. Сделайте в тетради чертёж к этому рассказу.
— Что же в сказке произошло дальше?
Правильно, Буратино купил билет на представление за эти 4 монеты.
— Покажите это на чертеже.
— Сколько денег у него осталось?
— Кто знает, каким числом можно рассказать, что не осталось ничего?
Его называют нуль или ноль и обозначают им «ничто».
Казалось бы, что о нём говорить: нуль и нуль – пустышка. Значит, подумает кто-то, вовсе пустяковая цифра, без которой легко обойтись.
-Вы согласны, ребята?
— Нет, это совсем не так. Если разобраться, то выйдет, что нуль – очень даже важная персона.
— Как написать 10, если после 1 не поместить этот волшебный кружочек? Получится 1, а не вовсе то, что хотелось. Назовите ещё числа, в которых нуль играет очень важную роль. (20, 30, 100 и т.д.)
— В Венгрии, в Будапеште, поставлен памятник нулю. Ни одна другая цифра не удостоилась таких почестей.
— На что похожа цифра 0?
Цифра вроде буквы О –
Это ноль иль ничего.
Круглый ноль такой хорошенький,
Но не значит ничегошеньки!
(С. Маршак)
Объяснение. Цифра 0 состоит из одного элемента – большого овала. Начинаем писать чуть ниже вершины верхнего правого угла, закругляем, касаясь верхней стороны клетки, ведем вниз, закругляем, касаясь середины нижней стороны клетки, закругляем и ведем вверх к началу овала.
Если посмотреть на доску, то куда бы вы поставили бусинку с этим числом? Почему?( потому что оно самое маленькое). На своем числовом луче обозначьте это число. Запишите в тетради, какой ряд чисел получился.
4.Работа с электронным приложением.
— Прослушайте видеоролик к этому уроку. А теперь вспомните правила работы за компьютером. Пройдите к компьютерам для выполнения заданий.
5. Работа в печатных тетрадях и учебниках.
— Открываем учебники по закладке. Посмотрите на верхний рисунок в учебнике. Как записать количество ягод на первой тарелке? На второй? Откройте печатные тетради и найдите в ней запись нового числа. Посмотрите на доску, как правильно пишется число 0.
6.Подвижные математические минутки.
1)«Сколько раз»
— Сколько раз ударю в бубен,
Столько раз дрова нарубим.
А присядем столько раз,
Сколько мячиков у нас.
Сколько покажу кружочков,
Столько сделаем шажочков.
2) «Рисуй глазами треугольник»
Рисуй глазами треугольник
Теперь его переверни вершиной вниз.
И вновь глазами ты по периметру веди.
Рисуй восьмёрку вертикально.
Ты головою не крути,
А лишь глазами осторожно ты вдоль по линиям води.
И на бочок её клади.
Теперь следи горизонтально.
И в центре ты остановись. Зажмурься крепко, не ленись.
Глаза открываем мы наконец
Зарядка окончилась. Ты молодец.
7. Актуализация знаний.
-Продолжаем работу по учебнику.
— Составьте рассказ о ягодах красной смородины, нарисованных в желтом прямоугольнике.
— Сколько ягод осталось?
— Прочитайте примеры с права от рисунка с красной смородиной. В чем секрет этих примеров? (Когда из числа вычитают само себя, то получается 0 Расскажите по следующему рисунку, что было, что изменилось. Закончите запись под рисунком устно. Прочитайте ряд чисел под рисунком.
Как расположены числа?
А в нижнем ряду? (В порядке возрастания, в порядке убывания). Спишите с доски числа парами и сравните их.
0 5 1 0 3 0 7 0
-Кто может научить другого человека быстро сравнивать любое число с 0? Составьте рассказ по следующему рисунку на с.71. Запишите решение в тетрадь. — Рассмотрите чертежи. Сколько видите ломаных?
-Сколько многоугольников?
-Что заметили? (Многоугольники- это замкнутые ломаные).
Посмотрите на игру внизу. Она называется «Круговые примеры».
Почему возникло такое название?- Правильно, бабочка летит по кругу. Но самое важное не в этом. Давайте решать примеры , начиная с самого верхнего в парах. Идем вправо по кругу .
— Чья пара быстрее заметит секрет?
8.Рефлексия учебной деятельности.
— С каким числом вы сегодня познакомились?
Как сравнивать любые числа с нулем?
Каких целей достигли? Что особенно понравилось
Покажите пиктограмму самооценки.
Литература:
1) «Методические рекомендации» 1 класс. «Просвещение» 2012 г.
2) «Поурочные разработки по математике в 1 классе» Т.Н.Ситникова, И.Ф.Яценко. «Просвещение» 2012 г.
3) «Проверочные работы по математике» С.И.Волкова. «Просвещение» 2012 г.
4) «система уроков по учебнику М.И.Моро, С.И.Волковой, С.В.Степановой. «Учитель» 2012г.