Беспалова Елена Сергеевна,
учитель начальных классов,
МБОУ СОШ №88 с УИОП
г. Воронеж
План-конспект урока по учебнику
«Математика. 1 класс».
Авторы: Г.В.Дорофеев, Т.Н.Миракова
Тема: «Число 7. Цифра 7»
Цель темы:
учить учеников распознавать, называть цифру 7, считать в прямом и обратном порядке в пределах 10;
учиться отгадывать загадки, составлять разные фигурки из 7 клеток;
учить формулировать тему и цели урока, подводить итог урока, составлять план рассказа о числе 7, рассказывать по плану.
Планируемый результат:
Знать название и последовательность чисел при счете.
Называть и обозначать действия сложения и вычитания.
Понимать отношения между числами ( больше, меньше, равно).
Правильно употреблять в речи математические понятия. Научиться правильно писать цифру 7.
Межпредметные связи:
Окружающий мир, литературное чтение, изобразительное искусство.
Ресурсы (основные и дополнительные):
Учебник Г.В.Дорофеев.Т.Н. Миракова « Математика» 1 часть (Тема: «Число и цифра 7»),
Методическое пособие, наглядный и раздаточный материал,
рабочая тетрадь к учебнику для 1 класса« Математика» 1 часть.
Организация пространства:
Работа фронтальная, индивидуальная, в парах.
I этап. Организационный момент.
Цель – активизация учащихся.
— Вот звенит для нас звонок – начинается урок.
Ровно встали, подтянулись и друг другу улыбнулись
-Тихо сели. Настраиваемся на урок. Расскажите правила поведения на уроке.
Почему эти правила нужно соблюдать каждому из вас? (Коммуникативные и личностные УУД).
II этап. Актуализация знаний.
Цель – закрепить счёт в пределах 10.
Мы в лес за наукой сегодня пойдём,
Смекалку, фантазию нашу возьмём,
Дорогой с пути никуда не свернём.
Но чтобы лес нам скорее достичь,
Должны мы подняться по лесенке ввысь.
Счёт до 10 вперёд и обратно.
Сосчитайте от 4 до 10, от 6 до 10.
Сосчитайте от 10 до 3, от 9 до 1.
Назовите последующее число 10, 8.
На сколько последующее число больше предыдущего?
Как получить последующее число?
Назовите предыдущее число 9, 6.
На сколько предыдущее число меньше последующего?
Как получить предыдущее число? (Отнять единицу)
Какое число стоит слева от 8, 5?
Какое число стоит справа от 6, 4?
Назовите соседей числа 7.
На полянке растут необычные цветы. На цветах – цифры.
– Какое число заблудилось? (1 2 3 8 4 5 6 7 9 10)
– Вот мы подошли к воротам, ведущим в сказочный лес. Но чтобы открыть замок, надо разгадать код, а для этого надо подобрать ключ.
-Какую роль играет знание математики в вашей жизни? Для чего они вам нужны?
(Познавательные УУД).
III этап. Изучение нового материала.
Цель – Познакомить учащихся с числом и цифрой 7.
Постановка проблемы. Открытие нового:
Нарушился порядок в ряду, восстановите его (Устанавливаем на место число семь, как последующее для шести)
— Давайте теперь поможем Пете ответить на вопросы учебника на стр. 76 №1.
Запись выражения 6+1 в раб. тетради с. 37 № 1.
— Какое число будет значением этого выражения? ( 7, потому что если к 6+ 1, то получим следующее по счёту число, а следующим после 6 при счёте будет число 7).
— Что случилось? В чём проблема? (мы не знаем, как обозначается число 7).
— Какова цель нашего урока? (договориться, как будем обозначать число 7 и изучить, из каких частей оно состоит).
— Значит, ТЕМА урока — … («Число и цифра 7)
Учебник № 2
— Число 7 на Руси издревле считалось волшебным. Русский народ очень любил это число. Где же мы можем встретить это число и сейчас? ( 7 цветов у радуги, 7 нот, 7 лет)
— Вспомните сказки, в которых встречается это волшебное число. («Волк и семеро козлят», «Белоснежка и семь гномов», «Семь Семионов»
— А как обозначить число 7? (цифрой 7)
— Покажите, как обозначается цифра 7. Где в окружающем мире можно увидеть цифру 7? ( номер квартиры, дома, на часах и т.д.)
На что похожа цифра 7?
Вот семёрка – кочерга.
У неё одна нога.
С. Маршак
Семь точно острая коса.
Коси, коса, пока остра.
Г. Виеру
Показ написания цифры 7:
— Из скольких элементов состоит цифра 7?
(3: прямой наклонной линии с дужкой , маленькой горизонтальной линии посередине цифры, большой наклонной линии. Ставим ручку на 1/3 сверху в середине клеточки. По наклонной поднимаемся до верхней линии и без поворота ручки, острым уголком выписываем дужку, от правого угла по наклонной линии опускаемся до середины нижней линии клеточки. На середине высоты клеточки перекладина через наклонную)
Работа в рабочей тетради с.37, № 2.
— В следующей строке найдите закономерность в написании цифр и продолжите закономерность.
Физминутка.
Раз — подняться, потянуться.
Два — согнуться, разогнуться.
Три — в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре руки шире,
Пять – руками помахать,
Шесть — за парту сесть опять.
IV этап. Закрепление изученного.
Цель – научиться правильно писать цифру 7,
Запоминать состав числа.
V. Работа в тетрадях
– Установите закономерность 7 77 777 7777 …….
— Обведите в тетради 7 клеток разными способами.
Придумайте свои фигурки из семи клеток.
Зарядка для глаз:
Как интересно, что в зимнюю пору
Лесные зверята отправились в школу.
А чем же они занимались здесь летом?
Давайте посмотрим и быстро ответим. (По рисункам составляют выражения)
2 + 2 + 1, 3 + 5, 1 + 6, 5 – 4.
– Как играют звери? (Дружно)
– А мы давайте дружно поработаем по учебнику.
Рабочая тетрадь с. 37 № 3
– Как получили число 7? (6+1=7).
— Как называется это число? (последующее)
— На сколько последующее число больше предыдущего? (на 1)
— Как получить предыдущее число, числу 7? (7-1=6)
— На сколько предыдущее число меньше последующего? (на 1)
Учебник с.77№ 6.
— Прочитайте неравенства. Всё ли Вова выполнил правильно? Обведите неравенство с ошибкой.
— У вас на столах лежат листочки с кругами. Раскрасьте их двумя цветами. Какие группы у вас получились?
— Что вы мне сейчас назвали? (Состав числа 7)
VI. Итог урока.
Рефлексия деятельности.
Цель – подвести итог проделанной работе на уроке.
– Какому числу был посвящён урок?
– Что нового узнали? Чему научились?
– Какая цель стояла перед нами в начале урока?
– Понравилось ли вам на уроке?
– Что больше всего понравилось?