— сформировать представление о числе 9, способность к выполнению правильной записи цифры 9, понятие о составе числа 9.
-актуализировать знания о взаимосвязи между частями и целыми; развивать умения находить решение проблемы, ставить перед собой цели работы
-способствовать формированию положительной учебной мотивации; воспитывать коммуникативные способности
Этап урока
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД, формирующиеся на данном этапе | Самоопределение к деятельности, мотивация | -Здравствуйте! Я рада вас приветствовать сегодня на уроке математике. | Читают четверостишие: Раз, два, три, четыре, пять Я хочу успешным стать. Буду я стараться, Будет получаться | Личностные: понимают знпчение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; положительно отзываются о школе; стремяться хорошо учиться и соориентированы на участие в делах школьника; правильно идентифицируют себя с позицией школьника |
Актуализация опорных знаний | — Наступила зима. Все лесные жители приготовились к долгой зиме: пополнили свои кладовые запасы. На краю леса под сосной живёт Ёжик. Сегодня он решил навести порядок в кладовой. Поможем ему собрать рассыпавшиеся грибы. Каждый гриб имеет своё место. — Посмотрите, на своём ли месте стоит каждый гриб. Почему? — Поставьте правильно грибы. — На что похож ряд грибов? — Посчитайте, сколько грибов собрали. — Ой! Посмотрите, ещё один гриб затерялся. Куда же нам его поставить? Почему? — Сколько всего грибов получилось? |
— Нет, надо поменять местами. Грибы пронумерованы, а числа должны идти строго по порядку. — Ряд грибов похож на числовой ряд. — Собрали 8 грибов. — За восьмой гриб, он будет девятым. — Получилось девять грибов. | Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; оценивают результат своих действий. Познавательные: используют знаковосимволические средства для решения учебных задач; проводят сравнение, классификацию изучаемых объектов. Коммукативные: обмениваются мнениями; слушают друг друга; строят понятные речевые высказывания; принимают другое мнение и позицию; допускают существование различных точек зрения. Личностные: проявляют интерес к новому учебному материалу |
Постановка учебной задачи через подводящий диалог | — С каким числом сегодня встретились? — Какая цифра нам нужна для записи числа 9? | — С числом 9. — Цифра 9. | Регулятивные: выполняют учебные действия в устной речи |
Определение темы урока, целепологание | — Так чем будем заниматься на уроке? — Назовите тему урока. Запись темы урока на доске | — Изучать число 9 и учиться его писать. — Число 9. Цифра 9. | Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала. Личностные: проявляют интерес и положительное отношение к изучению математики. |
Освоение нового материала (поиск решения проблемы) | — Каким способом мы с Ёжиком получили число 9? Давайте вместе сделаем вывод. Раз, два, три, четыре, пять. Начинаем мы считать. Чтобы не было ошибки, Нужно нам отрезок взять, А отрезок не простой, Он, конечно… — На партах у вас числовые отрезки, приготовьте красные карандаши. — Обозначьте, с какого числа начнём двигаться. — Влево или вправо? — На сколько единиц? — Проверьте, так ли у вас получилось. Поставьте красным карандашом плюс или минус в верхнем правом углу. — Назовите получившееся число. — На числовом отрезке определите место числа 9. Где оно находиться? — Значит, где будет стоять девятый гриб? — Как получили число 9? На доске появляется запись: 8+1 — Пока мы с вами помогали Ёжику, пошёл снег. Медленно на землю стали падать красивые, пушистые снежинки. Он решил выйти на улицу, порадоваться снежинкам. На экран выводится картинка, на которой изображён Ёжик и падающие снежинки. — Необходимо помочь Ёжику сосчитать снежинки! Как мы можем помочь? — Возьмите помощьников – жёлтые и зелёные кружочки. Положите слева столько кружков, сколько снежинок на картинке. — Справа дополните до девяти. — Сколько всего кружков? — На какие части разбили число 9? Анологично рассматриваем состав из 6и3, 7и2. — Как получили число 9?
— Как обозначить результат? Мы умеем писать цифру 9? Чем будем заниматься?
— Что вы можете сказать об этой замечательной цифре?
— Посмотрите какова: голова – одна нога. Демонстрирую цифру. — Откройте учебники, найдите цифру 9. — Учимся писать цифру 9.
— Возьмите зелёный карандаш и подчеркните самую лучшую цифру 9. Карточка с цифрой 9 вывешивается на гриб, пока дети пишут и оценивают себя. — Выбежал Ёжик на лесную полянку. Ух, бррр, холодно. Надо согреться, а для этого необходимо двигаться. Все вместе поможем Ёжику. | — Чтобы получить число 9, надо к 8 прибавить 1.
— Числовой.
— С числа 8. — Вправо. — На одну.
— Девять. — Число 9 находится справа от числа 8.
— Справа от восьмого гриба. — К восьми прибавили единицу.
— Разложить по полкам на части. Выкладывают слева 5 жёлтых кружочков.
Справа – 4 зелёных. — Девять. — На 5 и 4.
— Дополняли до девяти. Показывали части числа девять : 5и4, 7и2, 6и3. — Нет , не умеем. Будем учиться её писать.
— Цифра 6 вниз головой Стала цифрою другой. Можете проверить- Уже не 6, а 9. Вот какая цифра есть – Перевернутое 6.
1.Пишут в воздухе. 2.Пишут пальчиком на ладони. 3.Пишут ручкой в воздухе. 4.Пишут в полоске-прописи. Подчёркивают зелёным карандашом лучшую цифру | Регулятивные: находят в сотрудничестве с учителем и классом несколько вариантов решения учебной задачи; действуют с учётом выделенных учителем ориентиров; адекватно воспринимают оценку учителя. Познавательные: проводят под руководством учителя классификацию изучаемых объектов; дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о числовом ряде. Коммукативные: проявляют интерес к общению; воспринимают мнения одноклассников о математике; принимают другое мнение и позицию; допускают существование различных точек зрения. |
Физкультминутка | Организует выполнение упражнений. Сколько раз ударю в бубен, Столько раз дрова нарубим. Мы присядем столько раз, Сколько мячиков у нас. Сколько покажу кружочков, Столько сделаем прыжочков. Сколько точек будет в круге, Столько раз поднимем руки. Сколько ёлочек зелёных, Столько выполним наклонов. И присядем столько раз, Сколько уточек у нас. На носочки встанем, Потолок достанем И тихонько сядем | Выполняют упражнения | Личностные: осознают важность сохранения и укрепления здоровья. |
Первичное закрепление. | — Вернулся Ёжик домой и после зимней прогулки заснул. И приснилось ему…. — Что же приснилось Ёжику мы узнаем, открыв учебник. Приснились ему цветы, которые они летом вместе с Медвежонком собирали для Зайца. Так что же приснилось Ёжику? — Сколько цветов? — Как записать этот результат? — Найдите эту цифру в учебнике. Как с помощью графической модели мы покажем соответствующее количество предметов? — Найдите цифру, похожую на цифру 9. Назовите. — Какое количество предметов мы можем обозначить с помощью цифры 6? — Что же ещё приснилось Ёжику? Изобразите графическую модель. — Во сне ему приснилось, что он поёт самую любимую песню со своими друзьями. «Облака, белокрылые лошадки…» — Что же ещё приснилось Ёжику? — Сколько облаков приснилось? -Как записать этот резудьтат? — Найдите эту цифру. Выполните графическую модель.(Использует демонстрационное табло.) Было 8 облаков, приплыло ещё 1 облако. Сколько всего облаков? На доске : 8+1=9 — Как называется эта запись на доске? — Как по-другому в математике называются части? — Как называется целое? Кто сможет составить второе числовое выражение? Почему? — Покажите это с помощью рук.
— Что происходит с результатом? Запишите числовое выражение в тетрадях в первый столбик. — Составьте следующие числовые выражения.
— Назовите компоненты действия вычитания. — Вспомните, как мы выделяем части и целое? Выделите.
— Проснулся Ёжик, а за окном зима. Нужно вставать и домашними делами заниматься. Поможем Ёжику проснуться до конца, взбодриться. |
— Ёжику приснились цветы.
— Их девять. — С помощью цифры 9. — Изобразим девять красных кружков. (изображают графическую модель) — Это цифра 6. — Шесть предметов.
— Рыбки.
— Ему приснились облака. — Восемь. — С помощью цифры восемь.(выкладывают восемь кружочков)
— Стало 9 облаков.
— Числовое выражение. — 1 слагаемое, 2 слагаемое. — Результат суммы. 1 + 8 = 9 Части меняются местами.
Показывают части и как они меняются местами. — Результат остаётся прежним.
С помощью кассы показывают действия с частями и коментируют вслух: 9-1=8; 9-8=1 — Уменьшаемое, вычитаемое, разность. — Части подчеркиваем, целое обводим в кружок. | Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, соответствующую этапу обучения. Познавательные: используют знаковосимволические средства для решения учебных задач; проводят сравнения. Коммукативные: учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве. Личностные: проявляют интерес и положительное отношение к изучению математики. |
Самостоятельная работа. | Задание учебника. 2-й столбик решают в парах и проверяют совместно. 3-й столбик делают самостоятельно и проверяют друг у друга. 4-й столбик решают самостоятельно и проверяют по образцу на доске. После выполнения задания оценивается работа с помощью сигнальных карточек Зелёный-всё выполнил без ошибок Жёлтый- были затруднения, нашёл ошибки и исправил самостоятельно Красный- не исправился с заданием, было трудно | Самостоятельно выполняют задание, проводят проверку, оценивают свою деятельность. | Регулятивные: принимают учебную задачу; понимают выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале. Познавательные: осуществляют анализ объекта с выделением существенных признаков; проводят сравнение. Коммукативные:высказывают свою точку зрения; рассуждают, делают выводы и обобщения. |
Повторение, включение в систему знаний | — К вечеру Ёжик почувствовал себя плохо. Нужно срочно вызвать.. — Доктор Айболит пришёл и предлагает задание, которое нужно выполнить Ёжику. Но Ёжик так слаб, ему так плохо. Кто же ему поможет? Как вы думаете? Уч-ся делят по вариантам. 1выриант. Решает первый столбик числовых выражений 2вариант. Решает второй столбик. — Кто помогал решать первому варианту? — Кто помогал решать второму варианту? — Кто стоит по счёту девятым? — Где мы встречаем в жизни цифру 9? Где используем эту цифру? — Кто из вас живёт в доме,где в номере есть 9? — Кто родился 9 числа? — В каком классе вы будете учиться, когда вам исполнится 9 лет? — Какой государственный праздник мы отмечаем в мае? | — Врача. — Ёжику должны помочь друзья. Мы ему поможем.
— Нам помогали Кит, Дельфин, Ёжик. — Воробей, Бабочка, Собачка.
Отвечают на вопросы. | Регулятивные: оценивают правильность выполнения действия; осуществляют итоговый и пошаговый контроль по результату. Познавательные: строят простейшие индуктивные рассуждения ( на основе сравнений 2-3 объектов формулируют общий вывод о наличии у них оющих свойств) Коммукативные: учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций; понимают необходимость в общении правил вежливости. |
Итог урока. Рефлексия деятельности. | — С каким числом работали сегодня на уроке? — Как образовать число девять? — Из каких частей состоит число девять?
— Всем ли легко справляться с составом числа девять? — У всех ли получилось писать цифру 9? — Так чем мы будем заниматься на следующем уроке? — Кому мы сегодня помогли на уроке? (появляется слайд с изображением Ёжика и стихотворением) Раз, два, три, четыре, пять. Я хочу успешным стать. Буду я стараться, Будет получаться. — Вы сегодня успешно поработали, вы старались, у вас многое получилось. Я довольна вашей работой, молодцы! | — С числом 9. — К 8 прибавить 1. — Число девять состоит из частей: 5и4, 6и3, 7и2, 8и1; 1и8,2и7, 3и6, 4и5. Ответы учащихся.
— Продолжать писать цифру 9. — Мы сегодня помогали Ёжику | Регулятивные: обращаются к способу действия, оценивают свои возможности; осознают уровень и качество выполнения; адекватно воспринимают оценку учителя и одноклассников. Коммукативные: строят монологические высказывания; участвуют в учебном диалоге; аргументируют свою точку зрения. Личностные: осознают значимость чтения; проявляют эмоциональную отзывчивость на прочитанное. |