Урок математики 5 класс (программа и учебник Г.В. Дорофеева)
Тема урока: Что такое дробь?
Первый урок по теме «Дроби» — 20 часов. Содержание материала: Доли. Обыкновенная дробь.
Цели: Создание условий для самостоятельного формирования понятия «доли», «обыкновенная дробь», «числитель», «знаменатель, для моделирования в графической и предметной форме понятия «обыкновенная дробь».
Задачи: организовывать условия получения информации учащимися и предоставить возможность получения навыков записи обыкновенной дроби по графической и словесной модели. Создать условия для развития воображения, мышления, памяти, умения анализировать, обобщать, делать выводы. развитие навыков самостоятельной работы, контроля и самоконтроля. Воспитание умения выслушивать чужую точку зрения, отличную от собственной, высказывать свое мнение, приводя доказательства, подтверждающие его.
Формируемые УУД:
Познавательные: развивать познавательную инициативу (умение задавать вопросы, участвовать в учебном сотрудничестве); формировать умение работать по знакомому алгоритму и составлять новый, на основе знания взаимозависимости арифметических действий; развивать умение адекватно, осознанно высказывать свое мнение, подтверждая его аргументами. Формировать умение устанавливать взаимно-однозначное соответствие, выделять существенные признаки арифметических объектов, умение устанавливать аналогии на предметном материале, умение анализировать конкретную арифметическую ситуацию и делать выбор; под руководством учителя осуществлять поиск необходимой и дополнительной информации
Коммуникативные: умение учитывать позицию собеседника, адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи, уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; уметь формулировать собственное мнение и позицию; понимать возможность различных позиций других людей, отличных от собственного, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии, следить за действиями других участников в процессе коллективной познавательной деятельности.
Регулятивные: умение принимать и сохранять учебную задачу, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане, различать способ и результат действия, уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки, учитывать правило в планировании и контроле способа решения; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.
Личностные: развитие познавательных интересов, учебных мотивов; формирования мотивов достижения и социального признания, границ собственного знания и «незнания»
Планируемые результаты урока: самостоятельно выявить новое множество рациональных чисел через решение проблемной ситуации, формулировать понятия «доли», «обыкновенная дробь», «числитель», «знаменатель».
Ход урока
Деятельность учащихся | Формируемые УУД | |
1. Мотивация учебной деятельности | ||
Слайд 1. Устный счёт (файл «Устно» Qwizdom.WizTeach.Main). Чтобы день прошел отлично, мы начинаем его с зарядки для ума. Но для начала работы предлагаю пожелать друг другу удачи в выполнении задания. Нужно найти значение частного, расположить числа по убыванию и составить слово. После того как учащиеся назовут слово «Доли», просмотр мультфильма «Апельсин». Слайд 2. Посмотрите внимательно следующий мультфильм. | Фронтальная работа. Работа в тетрадях (деление в столбик). Контроль правильности вычислений с самопроверкой. (предполагают какое слово получится). | Познавательные (логические) Личностные регулятивные коммуникативные |
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности. | ||
Скажите, на сколько долек разделили апельсин? (5) Сколько было желающих полакомится фруктом? (9) На сколько частей нужно было разделить апельсин, чтобы никто не обиделся? (9) Вспомните, какое слово получилось, когда мы посчитали в столбик? («Доли»). Как вы думаете, что такое «доли»? Как вы понимаете выражение «львиная доля»? Можно ли сказать «большая половина»? | Фронтальная работа. Использование знания деления целого на части. Учащиеся показывают свои знания и степень своего внимания при просмотре мультфильма. Анализ и решение практической задачи в конкретной ситуации, предвидение результатов. | Познавательные коммуникативные Личностные Регулятивные |
3. Постановка проблемы | ||
У вас на столах лежит полоска цветной бумаги. Согните её пополам. Какую часть полоски можно отрезать по сгибу? (половину). Теперь каждую половину поделите ещё пополам. Сколько частей получилось? (4). Все эти части одинаковые? (да) Как назвать получившуюся часть полоски? (одна четвертая, четверть, четвертинка). Предлагаю вам самим назвать тему сегодняшнего урока, для этого вам нужно разгадать ребус. Слайд 3. Скажите, кто уже знает, что такое дробь? Записываю на доске варианты ответов детей. А кто знает из чего она состоит? Записываю на доске варианты ответов детей. Не знаете? (нет-да) Что мы будем делать сегодня во время урока? Будем искать ответы? (да) | Фронтальная работа. Индивидуальная. Варианты ответов детей, с аргументацией. Использование знания о прямоугольнике и делении его на равные части, использование имеющихся знаний в новой ситуации. Записывают дату и тему урока. Сбор и обобщение данных в ходе анализа учебной задачи. Ребята предлагают свои версии определения дроби. Учащиеся, понимают, что пока не знают, как назвать дробь и что она означает. | Познавательные коммуникативные Личностные
Регулятивные
Личностные |
4. Поиск решения проблемы | ||
Согласны ли вы с вариантом …? Докажите, что ваш выбор верен. Вы сейчас, сами того не подозревая, сформулировали понятие дроби. Интересно, а с кем из вас согласен автор нашего учебника. Проверьте, правы ли мы? С. 158. Подскажите, где искать? (пункт 8.2. абзац 1) Совпало ли наше понятие с мнением авторов? | Индивидуальная. Способность проводить исследование факта, предмета, явления с точки зрения его математической сущности. Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; уметь формулировать собственное мнение и позицию; понимать возможность различных позиций других людей. Учащиеся предлагают свои определения обыкновенных дробей. На основе своих действий при выполнении практической работы и жизненного опыта, ребята составляют своё понятие дроби. Ориентирование в учебнике, умение находить важные сведения, сопоставлять их с собственными предположениями.
| Регулятивные коммуникативные
Познавательные (Общеучебные и логические)
коммуникативные
Личностные
|
| 6. Включение в систему знаний |
|
Итак, у нас есть понятие дроби. Автор учебника говорит о «двухэтажной» записи? Можем ли мы назвать новое число? Как его прочитать? Назовите свои варианты названия числа (две третьих) Ответьте на вопросы: какая часть фигуры закрашена красным? Слайд 4. (1/6,4/8,1/4) Как вы думаете, что показывает синее число, а красное? Так из чего состоит «двухэтажная» запись? Что же показывает числитель и знаменатель? Слайд 6-8. Физминутка. А как же называются и назывались дроби раньше? Слайд 10-11. Работа с учебником по рядам. Слайд 12. Индивидуальная помощь ученикам, испытывающим затруднения. Самопроверка. Слайд 13-15.
| Использование открытого знания при выполнении практических заданий. Коллективная работа. Любой мог продиктовать запись на доске (получилось, что несколько ребят по очереди продиктовали решение) Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; Дети смотрят на экран и выполняют действия, написанные красным шрифтом. уметь формулировать собственное мнение и позицию; понимать возможность различных позиций других людей. Пошаговый контроль правильности и полноты выполнения алгоритма арифметического действия. | Познавательные
Регулятивные
коммуникативные
Регулятивные
Личностные |
7. Применение знаний | ||
Задача. Слайд 13. На доске: «В Московском Кремле находится Царь- пушка и Царь-колокол. Масса колокола 200 т, а масса пушки составляет 1/5 массы колокола. Найти массу пушки» Прочитайте задачу. Мы можем её решить? Почему? Что нам необходимо знать, чтобы её решить? Индивидуальная помощь ученикам, которые испытывают затруднения. Запишите решение задачи в тетрадь. У вас дома будет похожая задача. Самостоятельная работа в тетрадях (на запись обыкновенной дроби). Слайд 14. Взаимопроверка в парах. Слайд 15. | Использование открытого знания при выполнении заданий. Коллективная работа. Любой учащийся мог вслух сказать название дробей. Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; уметь формулировать собственное мнение и позицию; понимать возможность различных позиций других людей. Пошаговый контроль правильности названия дробей. Индивидуальная работа в учебнике. Взаимопроверка в парах. Сравнение результатов в паре. | Познавательные
Регулятивные
коммуникативные
Регулятивные
Личностные |
Работа на карточках с копировальной бумагой. У вас на парте есть двойные листочки, скреплённые скобочкой. Они предназначены для решения задания на следующих слайдах. Вы выполняете задания, затем отделяете верхний листочек и сдаёте мне. А второй листочек нужен для того, чтобы вы сами себя проверили. Слайд 16-17. Индивидуальная помощь ученикам, которые испытывают затруднения. Проверьте себя сами Слайд 18. Согласны ли вы с тем ответами, которые вы видите на доске? Почему допустили ошибки? | Индивидуальная работа. Анализ пословиц и поговорок. Использование имеющихся знаний при выполнении задания.
| Познавательные
Регулятивные
|
8. Рефлексия деятельности | ||
Оценка деятельности всего класса. Где нам пригодятся эти знания? Мы пока многого не знаем всё о дробях и на следующем уроке мы узнаем о разных видах дробей. | Словесная оценка работы на уроке. | Личностные коммуникативные Регулятивные
|