Тема урока: «Делители числа»
Тип урока: комбинированный
Форма урока: мультимедийная презентация
Цели урока:
ввести новые понятия: делитель и
кратное;
обобщить понятие «деление чисел»,
научить решать задачи на нахождение
делителей и кратных.
Ход урока:
1. Организационный момент
2. Устный счет (слайд)
(должны заметить дети)
главный закон деления
Выполните вычисления по схеме:
4 15
_ * 8 60 68
3. Изучение нового материала. Повторение правил деления чисел, компоненты деления.
Давайте решим задачу. (слайд)
48 карандашей разложили поровну в 4 коробки. Сколько карандашей лежит в каждой коробке?
Предложите, пожалуйста, свой путь решения. Хорошо. Давайте посмотрим на слайд.
Решение:
Пусть в каждой коробке x карандашей,
Тогда по условию x•4=48
Давайте вспомним какое действие называют делением?
Правило: действие, с помощью которого по произведению и одному из множителей находят другой множитель, называют делением.
Т.е. x=48:4
X=12
И обратите внимание, еще раз, как правильно записывается ответ.
Ответ: в каждой коробке по 12 карандашей.
Теперь давайте вспомним как называются компоненты деления (слайд)
48:4=12
Делимое делитель частное
Т.е. чтобы найти неизвестный делитель надо…
Правило: чтобы найти неизвестный делитель, надо делимое разделить на частное.
Теперь мы можем сформулировать новое правило:
Правило: число а делится на число в, если можно подобрать такое число с, что верно а=в•с
Можно это правило записать в виде схемы:
а÷в=с если а=в•с
Рассмотрим это правило на примере:
60÷10, т.е.
60=10•6
10 делитель 60.
Как вы думаете, есть ли еще делители у числа 60?
Да есть 1,2,4,6,30,60
А вот, например, 8 – не является делителем 60, так как нет такого натурального числа, которое бы в произведении с 8 дало 60.
Давайте найдем делители числа 24.
1 и 24 – это очевидно,
Чтобы найти остальные делители, будем проверять подряд все числа, начиная с 2.
2,3,4,6,8,12 – других делителей нет.
Следовательно, 24 имеет 8 делителей.
Можно сократить вычисления, если записать один делитель и сразу же другой, являющийся частным от деления 24 на найденный делитель, т.е.
1 2 3 4
24 12 8 6 дальше числа будут повторяться
Посмотрите на экран. (слайд)
Пусть даны два числа 45 и 9
45:9 следовательно 9- делитель 45
А можно сказать по-другому:
45 – кратное 9
Вопрос: 48 кратно 8 ?
Правило: если число а делится на число в, то число в называется делителем числа а, а число а— кратным числа в (слайд)
(Слайд) Что также, как и предыдущее правило, можно записать в виде
Если а:в=с , то
Кратное делитель кстати, тоже делитель
Давайте решим задачу (слайд)
847:11=77
Будет ли 77 делителем числа 847? Ответ поясните.
4. Физ. Минутка. (слайд)
Включается музыка. Дети, встаньте. Давайте представим что мы на море и плаваем. 1мин.
5. Обрабатывание нового материала в решении задач.
Классная работа: № 517, 519, 520(а), 522- дополнительно.
6. Подведение итогов.
1.Сегодня мы выучили новые понятия. Какие?
2. Записали и должны запомнить правила-схемы.
3. объявление оценок 4. Д/з: № 514, 518, п. 6.1- правила.
Используемая литература:
Математика 5, под редакцией Дорофеева