Предмет: математика Класс: 5
Тема урока: «Десятичная дробь. Чтение и запись десятичных дробей».
Цели урока:
обучающие: изучить понятие десятичных дробей, научиться читать и записывать десятичные дроби, сформировать умение чтения и записи десятичной дроби;
развивающие: развивать логическое мышление, умения анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, развивать внимание;
воспитательные: воспитывать в учащихся трудолюбие, аккуратность, навыки самоконтроля, дружелюбия, взаимовыручки.
Тип урока: изучение нового материала.
Методы обучения: словесный, практический, индивидуальный.
План урока:
1. Организационный момент.
2. Устный опрос.
3.Разъяснение нового материала.
3. Рассмотрение примеров, устно.
4. Закрепление знаний.
5. Оценки за урок.
6. Постановка задания на дом.
Ход урока:
1. Орг.момент.
Здравствуйте ребята ! Садитесь! (Заполняется журнал, отмечается отсутствующие учащиеся).
2. Устный опрос:
а) Какие мы с вами дроби изучили?
б) Какие бывают обыкновенные дроби?
в) Какие действия над обыкновенными дробями мы может выполнять?
Сегодня на уроке мы познакомимся с новыми дробями – десятичными.
3. Изучение нового материала.
Среди обыкновенных дробей и смешанных чисел часто встречается дроби со знаменателем, кратным числу 10. Например, если выразить 9 мм в сантиметрах; 15м239дм2 – в квадратных метрах; 18 кг 327 г – в килограммах; 937895 мм3— в кубических метрах, то получим:
см; м2;кг;м3.
Дроби со знаменателем 10, 100, 1000 и т.д. записывается без знаменателя: =0,9; =15,39; =18,327; =0,937895.
0,9; 15,39; 18,327; 0,937895 — это десятичные дроби.
У них есть целая часть – число, стоящее до запятой, и дробная часть – она записана после запятой. Дробная часть отделяется от целой части запятой.
Смешанные числа и равные им десятичные дроби читаются одинаково.
Например 7 и 7,3 читают: семь целых три десятых.
Чтение обыкновенной и равной ей десятичной дроби различается.
Например,
читают: семь десятых,
0,7 читают: нуль целых семь десятых.
Значит, при записи десятичных дробей, у которых отсутствует целая часть, записывают 0 перед дробной частью и читают «нуль целых».
В приведенных ниже примерах записи десятичных дробей оказалось, что в числителе обыкновенной дроби столько цифр, сколько нулей в знаменателе. Число цифр в числите и число нулей в знаменателе могут быть разными.
Например, запишем в виде десятичной дроби. В этом смешанном числе в числителе дробной части две цифры, в знаменателе три нуля. Поэтому вначале уравняем число цифр в числителе и число нулей в знаменателе: перед числителем припишем один нуль. Получим:
=. Тогда == 23,071
Значит,
чтобы смешанное число или обыкновенную дробь, у которой знаменатель кратен 10, записать в виде десятичной дроби, надо:
Уравнять, если надо, число цифр в числителе и число нулей в знаменателе, приписав нули перед числителем;
Записать целую часть (она может равняться нулю);
Поставить запятую, отделяющую целую часть от дробной;
Записать числитель дробной части.
Например, ==0,007;14 ==14,000423
Десятичная дробь, как натуральное число, разбивается на разряды. Название разрядов целой части десятичной дроби такие же, как у натурального числа, а дробной части – другие. Первый справа от запятой разряд десятичной дроби называется десятые, следующий разряд — сотые, а затем – тысячные, стотысячные и т.д.
4. Решение на закрепление нового материала.
№697
Прочитайте десятичные дроби:
1)25,4
2)0,136
3)103,15
4)8,234
5)1,39
6)267,267
7)1015,1
8)307,3078
№698
Прочитайте десятичные дроби:
1)36,04
2)0,003
3)181,105
4)0,0809
5)200,7001
6)6,00081
№700
Запишите десятичные дроби:
1)три целых шестнадцать сотых
2)восемь целых три сотых
3)нуль целых три сотых
4)двадцать восемь целых семь стотысячных
5)четыреста целых пятнадцать миллионных
№ 701
Запишите в виде десятичной дроби:
1)
2)
3)
4)
5)
6)
7)
8)
№705
Запишите в виде десятичной дроби значения сумм:
1)+
2)70+
3)5+
4)11++
5. Итог урока объявить оценки за урок, записать д/з.
6. Домашнее задание: выучить правило и выполнить следующие номера:
№701 (9-16), №702