Тема: Экстремум функций двух переменных.
Наибольшее и наименьшее значения.
Цель занятия:
закрепление знаний полученных на лекциях и применение их на практике;
научить исследовать функцию нескольких переменных на максимум и минимум с использованием производных высших порядков;
вывести алгоритм нахождения наименьшего и наибольшего значений функции;
решать задачи на отыскание наибольших и наименьших значений функции;
развитие пространственного мышления, умение планировать, мыслить логически и по аналогии.
Методы: словесные, по характеру познавательной деятельности – проблемные, по дидактической цели – познавательные.
Ход занятия.
Организационная часть. Студенты записывают тему занятия.
Актуализация опорных знаний. В начале занятия проводится небольшая по времени (10-15 минут) фронтальная работа, которая позволяет актуализировать базовые знания студента.
Работа по повторению:
-критические точки;
-стационарные точки;
-экстремумы функции.
Выполнение самостоятельной работы:
2. Основная часть. Изучение новой темы.
Рассмотрим пример решения задачи:
Ответы на вопросы. Закрепление полученных знаний.
Нахождение наибольшего и наименьшего значений функции широко применяется при решении многих практических задач на нахождение наилучших, оптимальных решений при наименьших затратах труда, в так называемых задачах на оптимизацию.
ПРИМЕР. Рекламный щит имеет форму прямоугольника S=9 м2. Изготовьте щит в виде прямоугольника с наименьшим периметром
Найти наибольшее и наименьшее значение функции у = х³ — 3х² — 45х + 1 на [-4; 6]
без построения графика.
Во время самостоятельной работы сильные студенты вызываются к доске и решают у доски наиболее сложные занятия из домашней работы.
Легенда об основании Карфагена гласит, что когда финикийский корабль пристал к берегу, местные жители согласились продать прибывшим столько земли, сколько можно огородить её одной бычьей шкурой. Но хитрая царица Дидона разрезала эту шкуру на ремешки, связала их и огородила полученным ремнём большой участок земли, примыкавший к побережью.
Вопрос: какую наибольшую площадь земли могли купить финикийцы?
Печатный текст (вместе с промежутками между строками) одной страницы книги должен занимать 400 см². Верхние и нижние поля страницы должны иметь ширину 2 см. Боковые – 4 см.
Вопрос: каковы самые выгодные размеры страницы, исходя только из экономии бумаги?
Следующим этапом изучения темы является подробное решение примера преподавателем. Это позволит студентам последующие примеры решать по аналогии с разобранным, попутно преодолевая трудности с помощью знаний, которыми они уже обладают.
Пример. Исследовать на экстремум функцию
.
Решение
Проверим выполнение необходимого условия существования экстремума функции. В результате чего получим стационарные точки.
Находим частные производные и составляем систему уравнений
;
Решим отдельно уравнение . Дробь равна нулю, когда ее числитель равен нулю, т.е. . Пусть , тогда исходное уравнение примет вид квадратного трехчлена . Используя теорему, обратную теорему Виета, получаем корни уравнения .
Таким образом получаем: подставляя полученные значения в систему получаем четыре стационарные точки:
Используя теорему о достаточном условии существования экстремума функции двух переменных, составляем определитель и находим точки максимума и минимума.
Найдем производные второго порядка:
и составим определитель
для каждой стационарной точки.
1) Для точки
Значит, в точке экстремума нет.
2)
.
В точке , согласно достаточному условию существования экстремума, функция имеет минимум. Минимум этот равен значению функции при .
3)
.
Экстремума в точке нет.
4)
.
В точке функция имеет максимум: .
V этап: Выполнение самостоятельной работы. (Работы сдаются на проверку учителю)
Найти наибольшее и наименьшее значения функции:
I в. на отрезке .
II в. = 9x + 3x2 – x3 на отрезке [– 2; 2].
По окончании выполнения самостоятельной работы студенты готовятся к ответам на следующие вопросы.
1. Определение экстремума функции двух переменных.
2. Необходимое условии экстремума.
3. Достаточное условие экстремума функции двух переменных.
VI. Рефлексия. Определение домашнего задания.