Тема: «Ломаная. Длина ломаной»
Цель:
— познакомить учащихся с ломаной линией и ее элементами (вершины, звенья); находить длину ломаной.
Предметные:
Знать: как отличать ломаную от других фигур;
Уметь: чертить ломаные линии, сравнивать их длины, обозначать вершины ломаной и называть ее звенья.
Личностные: объяснять самому себе: «что я хотел сделать» (цели, мотивы), «что я смог» (результаты); проявлять интерес к изучению темы; проявлять желание найти способ решения проблемы; выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание проявлять новое;
Регулятивные : умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; выполнять самоконтроль; выполнять учебное действие в соответствии с заданием; выполнять учебные действия и осуществлять контроль по результату; адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, выполнять учебное задание, используя алгоритм; нацеливание на успешную деятельность
Коммуникативные : умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; формулировка собственного мнения и позиции
Познавательные : ориентироваться в материале учебника и находить нужную информацию по заданию учителя, извлечение необходимой информации из текстов; использовать приобретенные знания в практической деятельности
Ход урока
1.Организационный момент
Приветствует детей и организует их деятельность.
И прекрасна, и сильна
Геометрия – страна!
Начинается урок,
Он пойдет ребятам впрок,
Постарайтесь всё понять –
Тему новую узнать.
— Вы готовы слушать, рассуждать
и помогать друг другу?
У вас на партах лежат карточки, на которых изображены солнышко и тучка. Вам нужно отметить нужное, смотря какое у вас настроение в начале урока. Если хорошее — солнце, если не очень хорошее – тучку.
2.Актуализация знаний и построение проблемной ситуации
Разминка.
На доске висят геометрические фигуры: круг, треугольник, квадрат, ромб, прямоугольник, шестиугольник.
— Посмотрите на доску. Что вы видите? Как можно назвать их одним словом? Теперь закрываем глаза.
(пока у детей закрыты глаза, быстро убираем одну из фигур)
— Открываем. Что заметили?
(повторяем 3 раза)
Выполняют задание
3.Изучение нового материала
Ребята, на каждой парте у вас лежат карточки, на которых изображены геометрические фигуры. Примеры вы можете видеть на доске.
1.Посмотрите на них и попробуйте предположить какое задание можно с ними придумать?
2. Молодцы, давайте разделим. Какие же группы у вас получились?
Посмотрите на доску на наши фигуры. Назовите, как называется эта фигура?(перечисляет все по порядку, самой последней – ломаную).
Все фигуры назвали?
А почему?
Вот сегодня на уроке мы и узнаем, как называется эта фигура.
Ребята, открываем учебник на стр. 31.
Смотрим на рисунок.
— Используя разноцветные соломинки, наши друзья Волк и Заяц решили сделать настоящую картину!
— Какую фигуру представляет красная соломинка?
— Сколько раз Волк надломил желтую соломинку, чтобы сделать крышу?
— Сколько раз Зайцу пришлось надломить свою соломинку?
-Так что же делали Волк и Заяц с соломинками?
-Есть ли у кого-то предположения, как будут называться такие фигуры?
— Правильно! Но запомните, что отрезок никогда не будет считаться ломаной!
Внимательно посмотрите на наш отрезок и ломаные, что можно сказать про них? Из чего же состоит ломаная?
— Да, действительно, ломаные состоят из отрезков. Они называются – звеньями.
-Сколько звеньев в нашей ломаной?
— А у каждого звена есть начало и конец, которые называются –вершины.
— А теперь посмотрим на 3 ломаную. Её вершины я обозначила буквами латинского алфавита. Перечертите ее в тетрадь. На доске указаны все длины звеньев ломаной.
Когда вы начертите ломаную, под ней выпишите её звенья, вершины через запятую.
Проверка.
— Подумайте, как можно узнать длину ломаной? Какие будут мнения?
-Давайте, проверим правы вы или нет. Прочитаем правило на стр. 40.
А в чем мы измеряем длину?
Чтобы нам не ошибаться, давайте вспомним:
-сколько мм в 1 см?
-сколько см в 1 дм?
— сколько мм в 1 дм?
4.Физкульминутка
5. Закрепление нового материала
1) — А теперь закрепим наши знания
Выполним упр.№3 на стр. 32
(Покажи и назови вершины и звенья каждой ломаной)
2)Упр.3 на стр.41.
( Вычислить длину ломаной. Чему равна длина первой ломаной? Второй? Третьей?)
Задание выполняют в тетради.
3) стр.41 упр.5
(Ломаная АВСД имеет три звена: АВ=42 мм, ВС=38 мм, СД=19 мм. Вычисли длину ломаной. Записываем условие в тетрадь как показано на доске и решаем
Выполняют задание в тетради, а затем обмениваются тетрадями с соседом.
4)Задание по вариантам:
1 вариант: стр. 34 упр.7, стр.41 упр. 6
2 вариант: стр. 34 упр. 9, стр. 41 упр.7.
5) Самостоятельная работа в печатной тетради стр.13 №42, 43, 45, 47
6. Итог урока.
Подведем итоги.
Вернемся к нашим карточкам с изображением солнышка и тучки (если в конце урока у вас настроение хорошее, то показываем солнышко, если грустное, то тучку)
Продолжите предложения:
Сегодня на уроке я узнал…
Сегодня на уроке я научился…
Сегодня на уроке мне понравилось…
Новые знания мне пригодятся…
7.Домашнее задание: стр.41 №5, 15