Урок математики в 5 классе
по теме «Моя маленькая родина»
Козлова Валентина Евгеньевна,
учитель математики
МБОУ «Средняя общеобразовательная
школа №13» г. Калуги
Обобщающий урок математики в 5 классе по теме «Обыкновенные дроби» —
«Моя маленькая родина»
Форма урока: путешествие
Цели урока: обобщить и систематизировать основные результаты знаний, умений, навыков по теме «Обыкновенные дроби», установить связь между теорией и практикой;
развивать интерес к предмету, познавательную и творческую деятельность учащихся, математическую речь; учить самостоятельно добывать знания, побуждать к любознательности;
воспитывать сознательное отношение к учебному труду, самостоятельность, коммуникативность, любовь к родному городу, его истории
Материал к уроку: мультимедиапроектор, презентация, карточки
Ход урока
I. Организационный момент
1. Приветствие учащихся, настрой на рабочий лад.
2. Представление ученикам в краткой форме цели и плана урока.
Учитель: Сегодня мы проведем необычный урок, урок – путешествие в далекое прошлое нашего города. Урок поможет нам больше узнать о нашей Калуге, а обыкновенные дроби будут хорошим помощником. Для путешествия нужно много сил. Давайте сначала сделаем «зарядку» для ума.
II. Актуализация знаний
Задание. Решите устно примеры: + : 2+=1
— :2·9=3 + · 7 =7 1- + + =1
Учащиеся решают примеры по порядку и собирают из карточек число. Это дата основания города.
1371 (повесить на доске).
Учитель: У нас получилось число. Это не просто число, возможно с ним что- то связано? Может быть, это дата? Что оно означает?
Ученик: Это год основания нашего города.
Учитель: Правильно.
III. Систематизация основных умений и навыков.
Учитель: Город был основан в середине 14 века при московском князе Симеоне Гордом как пограничная крепость на юго-западных рубежах Московского государства. Впервые Калуга упоминается в 1371 году в грамоте литовского князя Ольгерда. Симеоново городище, где первоначально располагалась крепость, занимало полуостров на реке Яченка, откуда, возможно, и происходит название города. Происхождение названия города до сих пор вызывает много споров среди учёных. Выдвигаются разные версии. Какая самая распространенная?
Ученики называют общеизвестную версию: Калуга — «около луга»
Учитель: Есть версия №2. Некоторые ученые считают, что Калуга- название финно-угорское. Вы на уроках русского языка рассматривали раздел этимология, где говорили о происхождении слов. В финно-угорском языке созвучное слово «калига» означало «глухое место в лесу».
Ребята, давайте поможем ученым. Существует еще одна версия, но какая? Нам поможет математика. Кто первый решит пример поднимает руку, называет ответ. Если он верный, то получает часть ключа к разгадке. Когда решим все примеры, у нас получится версия происхождения слова «Калуга»
Слайд 4. На слайде примеры. Каждому ответу примера соответствует буква. Кто решает пример первым выходит к доске и берет букву соответствующую ответу. Когда все примеры решены и буквы разобраны, учащиеся составляют слово.
Версия № 3
Это слово: полуостров
Учитель: В 14-16 веках Калуга была крепостью. Давайте посмотрим на слайд. И правда: с одной стороны — овраг, с другой — овраг, впереди — река. Это карта старого города.
Историческим центром города был Калужский кремль. К северу-востоку от Кремля располагались, согласно традиционному средневековому правилу, торговые ряды с многочисленными лавками и окружались посадами. Устройство средневекового города вы подробно рассмотрите на уроках истории в 6 классе.
Сейчас мы поработаем с картой. Хотя на уроках географии вы учитесь работать с картой, мы рассмотрим ее с точки зрения математики. Изменилась ли площадь города?
Давайте посчитаем. Решим задачу.
Задача. Найдите площадь современной Калуги, если известно, что средневековая Калуга занимала площадь 30 кв. км, что составляет 3/17 площади города. Слайд 5
Учитель: Что это за задача?
Ученик: Это нахождение целого по его части.
Задачу решаем на доске.
30:3*17=170 кв.км
Учитель: В старой Калуге преобладали деревянные, так называемые хоромные строения, быстро ветшавшие. Упорядочить дело планировки и застройки Калуги был призван регулярный генеральный план, составленный архитектором Петром Романовичем Никитиным.
Учитель: Давайте сделаем паузу в нашем путешествии и проведем физминутку. Учащиеся встают из-за парт и руками показывают заданные направления.
1. У нас в городе все улицы — прямые линии. (Руки разводят в стороны.)
2. Улицы от центра города идут к реке (Руки переводят в положение перед собой)
3. Улицы пересекаются под прямым углом (Показать руками прямой угол)
4. Одна из центральных улиц – улица Кирова представляет развернутый угол с круговыми площадями. (Руки на ширине плеч и круговые вращения кистями.)
Учитель: Сейчас знание правил поможет вам выяснить, кто подписал план застройки города.
Работаем в группах. Решаем кроссворд и расшифровываем ключевое слово.
1.числитель дроби – это …
2.преобразование дроби
3.как называется число, стоящее под дробной чертой
4. знаменатель – это …
5. дробная черта заменяет действие ….
6. как называется дробь, у которой числитель меньше знаменателя.
7. назовите число, стоящее над дробной чертой.
8. иное название дроби, у которой числитель больше знаменателя
9. как называется число, у которого есть дробная и целая часть
В выделенном вертикальном столбце должно получиться имя человека, который подписал план застройки нашего города.
Проверяем с компьютером, проговариваем правила.
Учитель: Императрица утвердила «регулярный план» застройки города и преобразовала Калугу из провинции в губернию (Слайд 10) И началось перекраивание города: выравнивались улицы, уничтожались переулки, сносились и передвигались дома, церкви, нарезались новые кварталы. Проходили годы и десятилетия.
В 1779 году была проложена Новая Большая Московская улица (ныне ул. Воскресенская), в 1784 году проложили поперечную улицу – Садовую (ныне ул. Кирова), которая была окраиной.
Интересно, а к какому году было завершено основное строительство? Мы сможем узнать, если вспомним решение уравнений, проговаривая правило нахождения неизвестного.
Запишите числители полученных чисел по порядку.
Получили дату: 1837
Только в 1837 году калужские власти смогли заявить, что «главные и большие улицы уже вымощены». Оглянувшись на сотни лет назад, можно понять, как трудно доставались людям все постройки, которыми мы сейчас пользуемся, и как мы должны ценить и беречь наши памятники истории, культуры, труда.
IV. Итог урока. Вы замечательно поработали на уроке. Оценив ваши работы и учитывая ваши ответы за устную работу, я поставила вам оценки. Надеюсь, этот материал вы не забудете. История Отечества для каждого неразрывно связана с историей малой родины. У каждого она своя. Но вместе мы — единое целое. С гордостью говорим: «Мы любим тебя родной край. Мы гордимся тобой».
V. Домашнее задание. Откроем дневники и запишем домашнее задание: стр. 150 — контрольные задания, № 548б.
VI. Рефлексия.
В конце урока проводится беседа, в которой выясняется:
Что нового узнали на уроке?
Над чем нужно поработать?
Что понравилось на уроке?
Что не понравилось?
Какое настроение у вас сейчас? Покажите его друг другу.